X

MAZDA 3: Птица-тройка

До сих пор не все верят, что Mazda3 по драйверским качествам легко дает фору практически всем своим одноклассникам: «острый» руль, «отзывчивые» педали, динамичные моторы. Но тема нашего разговора другая: насколько живуча неудержимая «тройка»?

До сих пор не все верят, что Mazda3 по драйверским качествам легко дает фору практически всем своим одноклассникам: «острый» руль, «отзывчивые» педали, динамичные моторы. Но тема нашего разговора другая: насколько живуча неудержимая «тройка»?

До сих пор не все верят, что Mazda3 по драйверским качествам легко дает фору практически всем своим одноклассникам: «острый» руль, «отзывчивые» педали, динамичные моторы. Но тема нашего разговора другая: насколько живуча неудержимая «тройка»?

Большая часть Mazda3 на вторичном рынке – автомобили первых трех лет выпуска, т. е. произведенные до рестайлинга лета-2006. О машинах до модернизации мы и поговорим.

В отличие от своих предшественниц – модели «323» некольких поколений – Mazda3 имеет выраженный спортивный имидж (хоть и построена на платформе вполне семейного Ford Focus II). Благодаря выразительной внешности и яркой цветовой гамме машина пользуется популярностью у женского пола. И если последнее обстоятельство при выборе подержанного экземпляра нельзя расценивать однозначно, то спортивные нотки характера требуют от покупателя особого внимания. Некоторым из продающихся «троек» порядком досталось от не в меру энергичных владельцев, и в то же время большинство автомобилей еще не потеряли права на гарантию.

Mazda3 c 2006 г.
Один из двух типов кузовов – 5-дверный хэтчбек – больше похож на спортуниверсал. Он не менее распространен, чем седан.

Уставшие крылья

И у седана, и у хэтчбека (кузова представлены на рынке в равных долях) на арках крыльев можно найти очаги коррозии. На машинах до 2005 г. в. штатные задние подкрылки, изготовленные из ворсистого материала, разрушались ото льда и соли. Порой такая неприятность случается и с более поздними, усиленными подкрылками. Несмазанные замки дверей скрипят на неровностях дорог, а нагретые стекла «противотуманок» лопаются от холодной воды.

Диапазоны регулировок руля и сидений на редкость широки. Следы интенсивной эксплуатации можно найти только на изношенном ковре.

Два из четырех

У дорестайлинговых «троек» было четыре двигателя. Наиболее распространенный в Украине – 1,6-литровый бензиновый. Эти силовые агрегаты, как правило, пребывают в лучшем состоянии. Среди более редких 2,0-литровых (также бензиновые) чаще попадаются «убитые» экземпляры, что объясняется активной эксплуатацией мощных версий. 1,4-литровые бензиновые и 1,6-литровые дизельные моторы в нашу страну не поставлялись.

Если не считать двигателей, «угробленных» неграмотной эксплуатацией, до капремонта большинству из них еще далеко: при ориентировочном ресурсе не менее 300–400 тыс. км пробеги на сегодня редко превышают 200 тыс. км. Распредвалы моторов объемом 1,6 л и 2,0 л приводятся необслуживаемой цепью. Клапаны их, несмотря на отсутствие гидрокомпенсаторов, регулировки зазоров не требуют до самого капремонта. Свечи меньшего из агрегатов нужно менять каждые 30 тыс. км. У большего они снабжены иридиевыми наконечниками электродов и рассчитаны на 80 тыс. км, но нуждаются в очистке от отложений отечественного бензина. Еще одна возможная неприятность – залегание поршневых колец, которое случается чаще на 2,0-литровых двигателях. А вот форсунки засоряются редко благодаря высокому – 4 атм (4 бар) – давлению топлива в магистрали. Бензонасос согласно требованиям завода подлежит замене на 150 тыс. км. Одним блоком с ним скомпонованы два несъемных фильтра и клапан давления, рассчитанные на такой же пробег (оригинал – около 2000 грн.).

Некоторые «пилоты» Mazda3 (как правило, это 2,0-литровая версия), злоупотребляющие «полетами» на высоких скоростях, жалуются на повышенный расход масла. На фирменных СТО считают расход масла 1,0–2,0 л от замены до замены нормальным, тем более, что межсервисный пробег для масел серии Long Life в Украине принят по европейским нормам – 20 тыс. км. Ремень привода навесного оборудования служит не менее 120 тыс. км.

Очаги коррозии, встречающиеся на арках колес, нужно вовремя выявить и устранить.
«Ворсистые» подкрылки «тройки» боятся льда и соленой воды.

Много «автоматов»

Все Mazda3 – переднеприводные. Большинство машин оснащены автоматической КП Activematic с 4-мя ступенями и спортивными настройками, остальные – 5-ступенчатой МКП. При этом 2,0-литровые моторы агрегатировались только с «механикой», которая после рестайлинга 2006 года стала 6-ступенчатой. «Коробки» обоих типов пока не требуют особого внимания, не считая замены масла. У «механики» это нужно делать каждые 80–100 тыс. км; рабочая жидкость «автомата» считается «пожизненной», но работники сервиса рекомендуют все же менять ее через 130 тыс. км вместе с фильтром.

При всей ее «приперченности» Mazda3 остается семейной машиной с имиджем типичного «японца» – надежного и практичного, хоть и не самого доступного в содержании. Автомобиль еще молод, но будьте осторожны: на рынке встречаются порядком «укатанные» экземпляры.

Диски сцепления в среднем служат до 100 тыс. км. За рабочим цилиндром его гидропривода у 1,6-литровых модификаций нужно следить, поскольку он может дать течь; этот пластиковый узел подлежит замене в сборе. На автомобилях первых серий с такими двигателями встречаются щелчки в трансмиссии. Так проявляется люфт в шлицевом соединении «гранаты» и ступицы, позднее исправленном конструкторами: вместо стопорящего болта полуось стали фиксировать гайкой.

Изюм и перец

Изюминка Mazda3 – в острых настройках ходовой. Правда, она не самая тихая на неровностях. Задняя «многорычажка» менее долговечна, чем передняя подвеска типа McPherson. Первый ремонт подвески требуется после 40 тыс. км пробега, когда приходит время заменять поперечные рычаги «задка» с несъемными сайлент-блоками. Через 70 тыс. км нужно ставить новые стойки и втулки заднего стабилизатора, немного дольше эти детали служат в передней подвеске.

Под капотом – моторы с изменяемыми фазами газораспределения (1,6 л) и геометрией впускного тракта (1,6 и 2,0 л) с гибкими характеристиками.
Багажник по меркам класса довольно скромный – 420 л у седана и 300/635 л у хэтчбека.

Передние амортизаторы более «живучи», чем задние, ресурс соответственно – 90–110 тыс. км. До 100 тыс. км могут «пробегать» прочие задние рычаги, до 120 тыс. – передние, а точнее, их несъемные сайлент-блоки и шаровые опоры. Скрип опор передних стоек «лечат» своевременной смазкой. Углы установки регулируются у всех колес.

«Прикус» руля

Реечное рулевое управление Mazda3 помогает подвеске четко вести машину в виражах. Базовый гидроусилитель, хоть и «прикусывает» при энергичном рулении, обеспечивает хорошую обратную связь. Как и у других Mazda, у «тройки» не редкость люфт руля, который специалисты не считают опасным. Каждые 100 тыс. км приходится менять наконечники тяг, каждые 120 тыс. км – контролировать ремень ГУРа.

Примерно половина машин с 1,6 л моторами укомплектованы «механикой».
Трем пассажирам на заднем сиденье мало пространства лишь по ширине — в длину и высоту места достаточно.

Тормоза этой модели – с четырьмя дисковыми механизмами. Передние колодки служат до 40 тыс. км, задние – до 50–60 тыс. км. Долговечность передних дисков лежит в диапазоне 90–120 тыс. км.

Автомобиль насыщен электроникой, но случаи ее отказа – большая редкость, и касаются они в основном начинки салона. Например, отмечены случаи гарантийной замены информационного дисплея на торпедо, а на машинах первых серий отказывал не защищенный от воды передний датчик аirbag. В целом же все системы автомобиля одинаково надежны.

Резюме «Автоцентра»

Яркая внешность
Надежные агрегаты
«Острый» характер
Удобное водительское место
Коррозия колесных арок
Повышенный расход масла при активной езде
Отсутствие на рынке дизельных версий
Скромный объем багажника

 Личный опыт  

Наталья, 28 лет
Эксплуатирует машину 2 года. Mazda3, 1,6 л, 105 л. с., АКП, пробег – 32 тыс. км, возраст – 2 года

Покупала машину, исходя из ее дизайна, который мне очень приглянулся. Все нравится, все устраивает. Особенно ценю коробку «автомат», в пробках с ней легко, хотя приятель говорит, что с «механикой» такой автомобиль более быстрый и разгоняется лучше. Меня это мало волнует – я езжу спокойно, а когда нужно быстро кого-то обогнать, получается очень энергично. Правда, недавно пришлось заехать на внеплановое обслуживание – вдруг начала жутко скрипеть передняя стойка. Ничего там не меняли, просто что-то смазали, даже денег не взяли. На одном ТО сказали, что поставили новые задние подкрылки, хотя я не просила – вроде как старые пришли в негодность от дорожной соли.

 Цены на новые неоригинальные запасные части, грн.*
Передн. торм. колодки
331
Задн. торм. колодки
389
Воздушный фильтр
106
Рычаг зад. под. поперечн.
284
Масляный фильтр
31
Стойка/втулка заднего стабилизатора
161/40
Амортизатор передней/задней подвески
685/483
Подшипник передн./задн. ступицы
625/683
Помпа
1321
Сцепление, комплект
2412
Рычаг передн. подвески в сборе
700
Радиатор
1180
Поскольку модель еще «свежа», некоторые запчасти существуют только в «оригинале» и не поставляются в aftermarket­продажу. Купить их можно только у официальных дилеров марки.
* Цены предоставлены компанией «Автотехникс»

 Mazda3
Общие данные
Тип кузова
седан, хэтчбек
Дверей/мест
4/5, 5/5
Габариты, Д/Ш/В, мм
4490/1755/1465, 4420/1755/1465
База, мм
2640
Масса снаряженная/полная, кг
1185/1695
Объем багажника, л
420/­, 300/635
Объем бака, л
55
Двигатели
Бенз. впр. 4­цилиндровые: Дизельный 4­цилиндровый:
1,4 л 16V (80 л. с.), 1,6 л 16V (105 л. с.), 2,0 л 16V (150 л. с.) 1,6 л 16V Turbo Common Rail (110 л. с.)
Трансмиссия
Тип привода
передний
Коробка передач
5­ст. мех., 4­ст. авт.
Ходовая часть
Тормоза передние/задние
диск. вент./диск.
Подвеска передняя/задняя
незав./незав.
Шины
195/65 R15, 205/55 R16, 205/50 R17
Стоимость в Украине
от $17,9 до 21,5 тысячи
По данным каталога «Автобазар»

Альтернатива

Seat Leon/Toledo 1999–2005 г. в.

Испанцы тоже умеют делать практичные автомобили с драйверским характером. К тому же хэтчбек Leon и седан Toledo, выпущенные под крылом концерна Volkswagen, по-немецки надежны и долговечны. Даже если речь идет об активной эксплуатации на отечественных дорогах. Однако при покупке хэтчбека нужно быть особенно внимательным – среди них много экземпляров, потрепанных в светофорных «гонках.» Обслуживать модель можно на фольксвагеновских СТО. По сравнению с Mazda выбор двигателей очень богат, хотя не все встречаются в Украине. Багажник незначительно больше (хэтчбек – 340/655 л, седан – 500 л), чем у Mazda3. А внешность автомобиля – вопрос личных предпочтений.

Тип кузова
4­дв. седан, 5­дв. хэтчбек
Габариты, Д/Ш/В, мм
4440/1740/1440, 4185/1740/1460
База, мм
2515
Двигатели 4­цил.
7 бензин.: от 1,4 л (75 л. с.) до 1,8 л Turbo (210 л. с.) 5 дизельн.: от 1,9 л (68 л. с.) до 1,9 л Turbo (150 л. с.)

Ford Focus 2004–2008 г. в.

Чисто семейный, сбалансированный по практичности и ходовым качествам автомобиль, даром что родственник Mazda3. Однако рулится «семьянин» довольно приятно, предлагая при этом довольно широкую гамму моторов. Среди них 2,5-литровый 5-цилиндровый турбированный агрегат. Коробки передач 5-, 6-ступенчатые механические или автоматические: 4-ступенчатая гидромеханическая или бесступенчатый вариатор СVT. Фордовский дизайн довольно сдержанный, хотя и серым его не назовешь. Багажник у Ford Focus средний по меркам класса (хэтчбек – 385/1245 л, 525 л – седан).

Тип кузова
4­дв. седан, 5­дв. универсал, 5­дв. хэтчбек, 2­дв. купе­кабриолет
Габариты, Д/Ш/В, мм
4490/1840/1490, 4475/1840/1490, 4340/1840/1490
База, мм
2640
Двигатель 4­ и 5­цил.
5 бензин.: от 1,4 л (80 л. с.) до 2,5 Turbo л (225 л. с.) 2 дизельн.: 2,2 л Turbo (140 л. с.)
Стоимость автомобиля в Украине
от $14,2 до 20,8 тыс.

Игорь Широку
Фото Андрея Яцуляка

Редакция благодарит СТО ДП «Автоинтернешнл» за помощь в подготовке материала