Своим появлением этот автомобильчик чуть не развалил «мерседесовский» имидж. Вместо очередного солидного седана для преуспевающих граждан – «косметичка» длиной менее четырех метров. Что же представляет собой эта машина?
| | Своим появлением этот автомобильчик чуть не развалил «мерседесовский» имидж. Вместо очередного солидного седана для преуспевающих граждан – «косметичка» длиной менее четырех метров. Что же представляет собой эта машина? |
Первый в истории Daimler-Benz компактный автомобиль оказался достойным представителем славной марки – его конструкция до сих пор остается революционной. Хотя не обошлось и без казусов. Начало официальных продаж A-Klasse задержалось на три месяца: пришлось заняться доработкой ходовой после того, как машина перевернулась во время «лосиного теста».
Сенсационную неустойчивость первенца «Mercedes» в В-классе ликвидировали комплексно – расширили колею, усилили передний стабилизатор поперечной устойчивости, сделали пружины более жесткими, а подвеску короткоходной (заплатить за устойчивость пришлось уменьшением комфортности ходовой). Для тех же целей небольшой автомобильчик в базовом оснащении вооружили неотключаемой системой стабилизации движения ESP и «модными» низкопрофильными шинами размерностью 195/50 R15, а кроме того, тормозами с ABS и Brake Assist и противобуксовочной системой ASR в придачу.
Несмотря на новизну концептуальных решений, в Украине W168 продавался плохо из-за высокой цены. Машину в основном покупали состоятельные мужчины для своих жен, дочерей и подруг, причем нередко – в качестве дорогого подарка. Впрочем, это сослужило хорошую службу сегодняшним покупателям подержанных «ашек» – все они прекрасно ухожены, как любимые игрушки.
Пол и подпол
Главная конструктивная особенность этой модели премиум-сегмента европейского класса В – двойной пол, в котором спрятали часть агрегатов. Это была не только борьба за расширение обитаемого пространства, но и средство обеспечения пассивной безопасности, так как силовой агрегат во время столкновения уходил под пол салона. Такая компоновка предопределила и внешность машинки – с однообъемным кузовом и высокой посадкой пассажиров она получилась похожей на минивэн.
Как и старшие собратья, «бэби-бенц» продавался в трех основных комплектациях – Classic, Avantgarde, Elegance. Например, первая, самая простая, включает в себя гидроусилитель руля, кондиционер, 4 подушки безопасности, центральный замок, обогреваемые форсунки омывателя стекол, иммобилайзер, электропривод передних стеклоподъемников, электропривод и обогрев зеркал, противотуманные фары. Система Assist в зависимости от условий эксплуатации сама определяет периодичность технического обслуживания и напоминает об этом водителю надписью на дисплее. По свидетельству специалистов, многочисленные вспомогательные устройства надежны и до сих пор работают безотказно.
Не тесно и уютно
«Мерседесик» приспособлен для городской эксплуатации: неплохой обзор из-за руля, достаточно большой клиренс (140 мм), высокая посадка на сиденьях, коротенький капот. Пространство для задних пассажиров довольно скромное, но в коротких поездках вполне приемлемое. Следы коррозии на кузовах пока не замечены, и следует полагать, это произойдет не скоро. Однако при выборе подержанных «бэби» нужно учитывать, что многие из них побывали в незначительных авариях. Это издержки эксплуатации в условиях больших городов, а также не слишком отточенных водительских навыков многих его первых владелиц. Но это не повод отказываться от покупки, поскольку большинство первых владелиц были в состоянии оплатить качественный ремонт на специализированной СТО.
На четвертом году конвейерной жизни колесную базу A-Klasse растянули на 170 миллиметров. Прибавку разделили между зоной для задних пассажиров и багажником. Последний увеличился с 390 л до 470 л, а общая длина салона у «ашки-стрейча» стала больше, чем у S-Klasse (на 27 мм)! Вместо заднего дивана с регулируемыми спинками на дорогих версиях устанавливаются два раздельных кресла. Встречаются «растянутые» машины и в Украине, но на них приходится не более пятой части общего количества.
Моторы – чистый эксклюзив
Все двигатели проектировались специально для этой модели, поскольку таких небольших рабочих объемов компания не применяла с довоенных времен. Моторный отсек отличается необычной компоновкой: блок цилиндров наклонен вперед под углом 59 градусов, состыкованная с ним КПП, изгибаясь, уходит назад и вниз.
Это повлияло на особенности обслуживания: даже для замены приводного ремня генератора и кондиционера с натяжными роликами приходится извлекать мотор, «выкатывая» его вместе с подрамником. А менять эти детали порой приходится даже чаще рекомендованных 60 тыс. км. Сказывается близкое соседство ремня с ведущим колесом, «одаривающим» привод навесного оборудования водой, грязью и песком. По той же причине не редкость преждевременный износ подшипников генератора и муфты компрессора кондиционера. За сложности с обслуживанием мотористы A-Klasse не любят, хотя отмечают, что других проблем с движками просто нет. Во всяком случае, ресурс бегающих по Украине «бэби-бенцев» далек от истощения.
Для безотказной работы специалисты рекомендуют каждые 30 тыс. км заменять свечи и промывать инжекторы. Чаще других в Украине встречаются бензиновые двигатели объемом 1,6 л, но не стоит бояться и 1,4-литровых моторчиков – конструктивно они не отличаются. Собственно, как и 1,9-литровых агрегатов, единственный минус которых – поощрение водителя к активной езде, что, в свою очередь, заставляет чаще посещать цеха ремонта ходовой части. А вот дизели у нас – редкость.
Жизни нет без «автомата»
Абсолютное большинство присутствующих в Украине «малюток» – с АКПП. Это необычные агрегаты. Они предоставляют возможность ручного выбора передачи. И автоматические, и механические трансмиссии работают безотказно. Однако механики СТО припомнили случаи замены селектора режимов «автомата» на рубеже 100 тыс. км – отказывала его электронная часть. При осмотре трансмиссии снизу иногда можно заметить следы потения маслом на стыке двигателя и «коробки», где есть специальное контрольное отверстие. Обычно это свидетельствует об износе сальника вала гидротрансформатора.
Если течь невелика, с заменой уплотнения можно повременить, но в таком случае нужно постоянно следить за уровнем масла в АКПП. Кстати, специалисты акцентируют внимание владельцев «мерседесиков» на том, что эти машины очень требовательны к типу и марке смазочных материалов и рабочих жидкостей.
Ходовая напомнит о себе
Ходовая часть – не самое сильное место этой модели. Особенно это касается экземпляров, часто съезжающих с ровных дорог. Подшипники, на которых качаются рычаги задней подвески, могут «кончиться» уже при пробеге 20 тыс. км, хотя вполне способны выходить и 60 тыс. км. Сайлент-блоки передних рычагов более живучи – их ресурс не менее 100 тыс. км. У задних пружин после пробега 20 – 25 тыс. км по «убитым» дорогам иногда лопается крайний виток, а стойки стабилизаторов поперечной устойчивости не всегда доживают до 15 – 20 тыс. км. Шаровые опоры «передка» с их ресурсом в 60 тыс. км на этом фоне просто «молодцы». Передние амортизаторы служат дольше задних – соответственно, 100 тыс. км и 60 – 80 тыс. км.
Системы управления
Тормозная система маленького Mercedes требует всего лишь регулярной замены колодок каждые 10 – 20 тыс. км. Кроме того, при интенсивной городской эксплуатации приходится менять тормозные диски через 50 – 60 тыс. км.
Рулевое управление оснащено гидроусилителем с электроприводом насоса. «Расходниками» тут считаются наконечники и шарниры рулевых тяг – и те, и другие служат не менее 60 тыс. км. Стук в рулевом управлении A-Klasse чаще всего издает пара «шестерня – рейка», реже втулки рейки. Устранение этой неприятности обходится недешево, но немедленной замены стучащая рейка не требует.
Вот это подарок!
От более солидных Mercedes эту машину отличают лишь небольшие размеры, меньшие комфорт и затраты на обслуживание. Если вы ищете престижный и компактный автомобиль для своей супруги или любимой девушки, A-Klasse будет неплохим вариантом. Недешево, но наши женщины достойны и большего.
| Личный опыт | | Виктория Браницкая Эксплуатирует машину 1 год. Mercedes A140 1,4 л (82 л. с.), мех. КПП, пробег – 100 тыс. км, возраст – 2 года Это Mercedes. Комфортабельный, надежный. За год наездили 50 тыс. км, и ничего не сломалось, только дважды меняли колодки тормозов. Динамика неплохая, особенно в начале разгона, и расход топлива умеренный – по Киеву не больше 10 л на 100 км. Посадка высокая, джиперская. Вообще очень удобная машина для города – парковаться легко, все видно, хотя я не сразу привыкла к наклоненным передним стойкам. Тормоза с ABS отличные – попадала в ситуации, которые на другой машине закончились бы аварией. Зимой очень кстати противобуксовочная система. Недостатков немного – маленький клиренс, плохая курсовая устойчивость на скоростях свыше 150 км/ч. Долго так ехать трудно, а пассажиров на заднем сиденье качает из стороны в сторону. |
|
|
| Личный опыт | | Виктор, 33 года Эксплуатирует машину 1 год. Mercedes A160 1,6 л (102 л. с.), АКПП, пробег – 125 тыс. км, возраст – 4 года Купив эту машину, пошел на уступку жене: ей хотелось именно Mercedes. У нас в семье никогда этой марки не было, и отдавая за «ашку» немалые деньги, я думал, что плачу в основном за имидж. Однако машинка оказалась в самом деле ничего, я и сам на ней ездил с удовольствием. Когда первый раз пришлось перевозить крупные вещи, я просто поразился, как можно было сделать эту машину одновременно имиджевой и такой практичной. За минуту вытащил все сиденья и превратил «ашку» в фургончик. Хотя, конечно, есть к чему придраться: высокий кузов кренится, как джип, мотор слышно в салоне. А еще на СТО эту машину не любят – много труднодоступных для обслуживания узлов. Хотя в содержании она дешевле, чем большие Mercedes, к которым я уже начал присматриваться. |
|
|
| |
| Высокий имидж марки | | Удобный салон | | Трансформируемый багажный отсек | | Хорошее состояние большинства экземпляров |
| | Высокая цена | | Потребность в квалифицированном обслуживании | | Жесткая подвеска |
|
История |
12.96 Представлен прототип автомобиля MB, которому поначалу не было конкурентов 02.98 Начато серийное производство A-Klasse (W168) 04.99 Появляется модель A 190 с бензиновым мотором 1,9 л (125 л. с.) 01.01 Рестайлинг – новые оптика, элементы интерьера и оформление передка 03.01 Представлена удлиненная версия A-Klasse 01.02 Дебютирует заряженная версия A 210 Evolution с мотором 2,1 л (140 л. с.) 09.04 Презентовано второе поколение A-Klasse (W169) |
|
|
После |
Новый A-Klasse (W169) поступил в продажу в текущем году. Новинка получилась длиннее на 23 см, обрела иную внешность. Более дорогими стали детали интерьера, внутренняя облицовка выполнена из нескрипучего материала. Салон стал заметно шире, а багажник увеличился на 45/255 литров. Предлагается версия с трехдверным кузовом. Подвеска стала намного лучше – даже при езде по нашим дорогам в салоне комфортно. Для отечественного рынка предлагается опция – дорожный просвет, увеличенный до 16 см. Второе поколение А-Klasse предлагает на выбор семь моторов: три турбодизеля и четыре бензиновых, в том числе и турбированный 193-сильный, агрегатируемый с 6-ступенчатой «механикой». |
|
|
| Цены на неоригинальные запчасти, $ |
Передн. торм. колодки | 71 | Задн. торм. колодки диск./бараб. | 72/55 | Воздушный фильтр | 17 | Топливный фильтр | 74 | Масляный фильтр | 8 | Шаровая опора | 44 | Амортизатор передн./задн. | 127/181 | Подшипник ступицы передн./задн. | 51/53 | Рулевая рейка | 680 | Генератор | 450 | Стартер | 320 | Сцепление, комплект | 340 | Помпа | 57 | Радиатор | 188 | Распредвал | 382 | Цепь ГРМ | 30 | Натяжной механизм ГРМ | 60 |
|
| Mercedes A-Klasse (W168) |
Общие данные | Тип кузова | хэтчбек | Дверей/мест | 5/5 | Габариты Д/Ш/В, мм | 3580/1719/1575 | База, мм | 2423 | Масса снаряженная | 1010 – 1085 | Объем багажника, л | 390/1740 | Объем бака, л | 54 | Двигатели | Бензиновые | 4-цилиндр. впрыск.: | 1,4 л (82 л. с.), 1,6 л (102 л. с.), 1,9 л (125 л. с.), 2,1 л 16V (140 л. с.) | Турбодизельный 4-цилиндр.: | 1,7 л 16V (60 л. с.), 1,7 л 16V с интеркулером (90 л. с.) | Трансмиссия | Тип привода | передн. | КПП | 5-ст. механ. или 5-ст. автомат. | Ходовая часть | Тормоза передние/задние | диск./бараб., диск. вент./бараб., диск. вент./диск. | Подвеска передняя/задняя | незав./незав. | Шины | 155/70 R15, 175/65 R15, 195/50 R15, 195/50 R16, 205/45 R17 | Стоимость, $ | от 11,5 тыс. до 27,5 тыс. |
|
Альтернатива
Audi A2 1999 – 2005 г. в.
Появление этой модели стало достойным ответом А-классу. Авангардная конструкция кузова (пространственная алюминиевая рама) обеспечила его малый вес, что в сочетании с хорошей аэродинамикой и совершенными двигателями позволило достичь высокой экономичности. Багажник несколько меньше, чем у Mercedes, а вот заднее сиденье удобнее для пассажиров – хотя его также нельзя назвать просторным. При этом можно сказать, что передняя часть салона очень комфортабельная. Машина предлагалась только с пятиступенчатой «механикой».
| Audi A2 1999 – 2005 г. в. |
Тип кузова | 5-дв. хэтчбек | Габариты Д/Ш/В, мм | 3825/1675/1550 | База, мм | 2405 | Двигатели 4-цил, 3-цил. | 2 бензин.: 1,4 л 16V (75 л. с.) и 1,6 л 16V FSI (110 л. с.) | 3 турбодизельн. с насос-форсунками: от 1,2 л (61 л. с.) до 1,4 л (90 л. с.) | Стоимость в Украине, $ | от 11,0 тыс. до 17,2 тыс. |
|
Mazda Demio 1996 – 2002 г. в.
Чисто японский автомобиль – не только сконструированный и собираемый в Стране восходящего солнца, но и «обкатанный» на тамошнем рынке в течение двух лет перед выходом в Европу. С левым рулем выпускается с 1998 года. Отсутствие дизельной модификации Mazda в наших условиях вряд ли можно считать большим минусом. Зато есть возможность выбрать версию с автоматической «коробкой» передач – трех- или четырехступенчатой, в зависимости от объема двигателя (все они – 16-клапанные).
| Mazda Demio 1996 – 2002 г. в. |
Тип кузова | 5-дв. хэтчбек | Габариты Д/Ш/В, мм | 3800/1670/1530 | База, мм | 2390 | Двигатели 4-цил. | 2 бензин. впрыск.: 1,3 л 16V (83 л. с.) и 1,5 л 16V (99 л. с.) | Стоимость в Украине, $ | от 8,5 тыс. до 11,3 тыс. |
|
Suzuki Ignis 2000 – 2003 г. в.
Автомобильчик, совместивший в себе качества минивэна, универсала и джипа, имеет перед одноклассниками несколько серьезных преимуществ. Во-первых, он выпускался как с пятидверным, так и с трехдверным кузовом. Во-вторых, его цена значительно ниже, чем у немецких конкурентов (в Европе она стартовала с $11 тыс.). Наконец, кроме переднеприводного исполнения, существует вариант, укомплектованный полноприводной трансмиссией с центральной вискомуфтой и увеличенным до 175 мм дорожным просветом (аналогичной трансмиссией комплектовались Subaru C3X Justy). Часть Ignis оснащались четырехступенчатой автоматической коробкой передач. Все автомобили производились непосредственно в Японии. Из минусов можно отметить ограниченный выбор двигателей – Ignis выпускался всего с одним мотором – «четверкой» с двухвальной шестнадцатиклапанной головкой блока цилиндров.
| Suzuki Ignis 2000 – 2003 г. в. |
Тип кузова | 5-дв. хэтчбек | Габариты Д/Ш/В, мм | 3615/1595/1540 (4х4 – 1590) | База, мм | 2360 | Двигатель 4-цил. | бензиновый: 1,3 л 16V (83 л. с.) | Стоимость в Украине, $ | oт $9,1 тыс. до $11,6 тыс. |
|
Игорь Широкун
Фото Владислава Бойко
Редакция благодарит СТО «ЮниКом», СП «Автомобильный дом «Украина» – Мерседес Бенц» и ООО «ЭСО-Автотехникс» за помощь в подготовке материала