X

Opel Astra, Skoda Octavia: Звезда или гамма?

Opel Astra (G) и Skoda Octavia пользуются у наших автолюбителей большой популярностью, а с недавнего времени их даже можно назвать отечественными автомобилями – оба получили «украинскую прописку» и выпускаются у нас в стране. Какими же потребительскими качествами обладают эти моделии какую из них предпочесть?

Opel Astra (G) и Skoda Octavia пользуются у наших автолюбителей большой популярностью, а с недавнего времени их даже можно назвать отечественными автомобилями – оба получили «украинскую прописку» и выпускаются у нас в стране. Какими же потребительскими качествами обладают эти моделии какую из них предпочесть?

Opel Astra (G) и Skoda Octavia пользуются у наших автолюбителей большой популярностью, а с недавнего времени их даже можно назвать отечественными автомобилями – оба получили «украинскую прописку» и выпускаются у нас в стране. Какими же потребительскими качествами обладают эти моделии какую из них предпочесть?

Несмотря на то, что Octavia кажется намного больше, чем Astra, эти авто являются одноклассниками – чешская машина создана на платформе, общей для моделей среднего класса концерна VW.

Решение освоить в Украине выпуск Opel Astra (G) и Skoda Octavia было принято с целью снижения рыночной стоимости этих автомобилей. Так, в 2003 году на «АвтоЗАЗе» сначала наладили крупноузловую сборку Opel Astra (G), а спустя год – полномасштабное производство, включающее сварку, окраску и сборку, 4-дверного седана под названием Classic (не путать с одноименной комплектацией). Выпускать Skoda Octavia в Украине начали раньше – в 2002 году на заводе «Еврокар» в Соломоново (Закарпатская область). Там пока ведется крупноузловая сборка.

Машины с украинской родословной еще очень молоды и в большинстве своем ездят под управлением первых владельцев, поэтому мы будем оценивать опыт эксплуатации 3 – 7-летних автомобилей, которые чаще встречаются на вторичном рынке. Они собраны за рубежом, и большинство из них проданы в Украине официальными дилерами. Почти все эти машины обслуживались на фирменном сервисе, поэтому при покупке подержанного экземпляра желательно попросить продавца предъявить сервисную книжку, чтобы просмотреть, какие операции и когда выполнялись в ходе эксплуатации авто. А затем обратиться на СТО, где автомобиль обслуживался, и обсудить с механиками его биографию.

Для сравнения мы выбрали наиболее близкие модификации – 5-дверный хэтчбек Opel Astra (G) и 5-дверный лифтбек Skoda Octavia.

Внешность часто обманчива

Кузова обоих автомобилей оцинкованы. К тому же, металл надежно защищен от ржавчины качественным лакокрасочным и антикоррозионным покрытием. На кузов Astra производитель дает 12-летнюю гарантию от сквозной коррозии, а на кузов Octavia – 10-летнюю.

В принципе, в Украине редко встречаются базовые версии обеих машин, чаще на вторичном рынке продаются автомобили в хороших комплектациях – с центральным замком, подушками безопасности, кондиционером, ABS и стеклоподъемниками.

У Octavia иногда выходят из строя механизмы задних стеклоподъемников (запчасть – $66, работа – $16). Обзорность у обоих автомобилей особых претензий не вызывает. Разве что у Astra при боковых маневрах немного ограничивают видимость задние стойки, а у Octavia при движении задним ходом не видно крайнего габарита. Кстати, у Skoda, выпущенных до 1998 года, часто покрывались трещинами стекла пятой двери. Позже провели модернизацию, и проблему удалось ликвидировать. Коллеги из немецкого журнала Autobild, занимающиеся изучением опыта эксплуатации подержанных автомобилей на основе информации TUV (компании, контролирующей техсостояние машин в Германии), отметили, что у Astra часто оказываются не совсем герметичными передняя оптика и «противотуманки», а также уплотнители задних стекол. А у Octavia из-за ненадежных контактов не работают задние фонари, а в версиях с электростеклоподъемниками со временем появляется стук в дверных замках.

Несмотря на большие внешние габариты Octavia, просторнее в салоне Astra. Особенно это касается задних сидений. Создатели Skoda пожертвовали пространством для задних пассажиров, дабы увеличить багажник – он у нее просто огромный, больше, чем у кого-либо из конкурентов. Интересная особенность – чешские машины оборудовались приборными панелями двух типов. До рестайлинга на все дешевые версии устанавливалось торпедо с более жестким пластиком, а на дорогие – более качественное «фольксвагеновское». После модернизации в 2000-м все версии оснащаются приборной панелью от VW.

Такая вот тенденция

Количество двигателей в линейке силовых агрегатов обоих автомобилей, в принципе, одинаковое. Однако нужно отметить, что дизельные версии Astra и более мощные бензиновые (объемом свыше 1,8 л) встречаются у нас редко. А вот у Octavia, наоборот, непопулярны маломощные версии: бензиновые (1,4 л и 1,6 л 8V) и атмосферная дизельная (1,9 л, 68 л. с.). Все агрегаты Skoda позаимствованы у VW, который начал активно внедрять наддув не только в дизельные, но и в бензиновые двигатели. Поэтому наиболее мощные моторы Octavia оснащены турбонаддувом.

Специалистам фирменных СТО уже приходилось ремонтировать двигатели обоих автомобилей. Как правило, виноваты в этом были владельцы. У Astra причиной поломки силовых агрегатов становился перегрев и последующее увеличение расхода масла, а у Octavia – обрыв ремня ГРМ при выходе из строя помпы. Поэтому как в Octavia, так и в Astra при замене ремня ГРМ желательно поменять и помпу, которая связана с этим ремнем.

По большому счету, характерных недостатков у двигателей Astra нет. Правда, из-за применения некачественного бензина с различными присадками, повышающими октановое число, страдает катализатор. Он перегревается и забивается нагаром и сажей. При этом из-за снижения пропускной способности этого узла перегревается и выходит из строя выпускной коллектор. Его замена – дорогое удовольствие, особенно в машинах, выпущенных после 2002 года: у них катализатор выполнен как одно целое с коллектором (запчасть – около $900). У некоторых 16-клапанников Astra после определенного пробега растет расход масла на угар.

С двигателями Octavia другие проблемы. На бензиновых и дизельных версиях выходят из строя расходомеры воздуха (исключение составляют версии 1.8Т). Агрегаты объемом 2,0 л потребляют больше масла, чем остальные. В дизельных моторах Octavia приходилось ремонтировать головки блока цилиндров. Из-за применения некачественного горючего выходили из строя топливные насосы (около $900 – деталь, восстановленная в заводских условиях, а новая – около $3 тыс.). На Astra же статистики поломок дизельных двигателей нет по причине их малого количества в нашей стране.

Каждому свое

Оба автомобиля, эксплуатируемые в Украине, преимущественно оснащены любимой отечественными водителями механической КПП. Версии с «автоматом» встречаются редко.

«Механика» каждой модели имеет свои недостатки. Так, по утверждению специалистов, у Astra с пробегом за 100 тыс. км изнашиваются втулка и «палец» кулисы переключения передач, что приводит к повышенному люфту рычага КПП. Могут дать течь и сальники полуосей. Согласно рекомендациям производителя масло в «механике» рассчитано на весь срок службы агрегата, хотя специалисты фирменной СТО предлагают все же менять смазку через каждые 100 тыс. км пробега.

В механических трансмиссиях Octavia оси сателлитов дифференциала иногда выходили из рабочего положения и разбивали картер КПП. Повышенный шум в работе агрегата – повод обратиться к специалистам. Обслуживание «механики» заключается в контроле герметичности и доливке масла по мере необходимости.

Если все Astra – переднеприводные машины, то Octavia бывают и полноприводными – версии 4х4. Их трансмиссия оснащена электронно управляемой муфтой Haldex, которая блокируется при пробуксовке передних колес, передавая крутящий момент на задние. Правда, такие версии у нас встречаются реже, чем переднеприводные.

Скрипит потертое «седло»

Большей энергоемкостью отличается подвеска Octavia, у Astra она жестковата. Ходовые обеих машин похожи – спереди независимая типа McPherson, а сзади – полузависимая (исключение составляют полноприводные версии Octavia, где сзади применены рычаги).

Срок службы подвески Astra и Octavia приблизительно одинаков. Самые изнашиваемые детали – стойки стабилизатора поперечной устойчивости: они выдерживают 50 – 60 тыс. км. Кстати, владельцы Octavia часто жалуются на неприятный скрип в передней части машины, создаваемый втулками стабилизатора. Сайлент-блоки рычагов обоих автомобилей могут прослужить более 100 тыс. км. Снижает стоимость обслуживания подвески обеих машин возможность отдельной от рычагов замены сайлент-блоков и шаровых опор. Серьезно ударить по кошельку может только выход из строя ступичных подшипников (оригинальные – $200-300 у Astra и около $170 – у Octavia): передний и задний у «немки» и задний у «чешки» заменяются в сборе со ступицей.

Реечное рулевое управление более «продвинутое» на Astra – оно оснащено электрогидравлическим усилителем, изменяющим степень усиления в зависимости от скорости движения. Это позволяет не отнимать мощность у силового агрегата, уменьшает его «аппетит», а также повышает безопасность движения на высоких скоростях. «Рулевое» Octavia оборудовано самым обычным гидроусилителем. Менее долговечны рулевые тяги у Astra – по нашим дорогам они выхаживают 60 – 80 тыс., а на Octavia – около 100 тыс. км. Коллеги из немецкого журнала Autobild отметили, что у специалистов TUV вызывал претензии регулятор тормозных усилий Octavia, который становится причиной снижения эффективности работы задних тормозов. Но у специалистов отечественных СТО к тормозам «чешки» подобных замечаний не возникало.

По намеченной цели – огонь!

Итак, стоит ли переплачивать за Skoda Octavia или выбрать Opel Astra? Это зависит от задач, которые предстоит решать вашему будущему автомобилю, так как стоимость обслуживания этих двух машин, в принципе, не отличается.

Хозяйственным автолюбителям Octavia придется по душе – ее багажное отделение намного вместительнее, чем у конкурентки. Тем же, для кого важнее просторный салон и большие удобства при парковке, советуем обратить внимание на Astra.

 История Opel Astra (G)

01.98 Дебютирует второе поколение Opel Astra (G)
09.99 Представлена версия OPC с двигателем объемом 2,0 л 16V (160 л.с.)
01.00 Мощность бензиновых двигателей 1,2 л 16V, 1,6 л и 1,8 л 16V увеличена на 10 л. с. Новый агрегат 2,2 л 16V вместо мотора 2,0 л 16V
01.03 В Запорожье начата крупноузловая сборка Opel Astra (G)
08.03 Дебютирует очередное, пятое поколение Opel Astra (H)
01.04 На «АвтоЗАЗе» стартует полный цикл производства 4-дверного седана Classic Astra (G)

 История Skoda Octavia

09.96 Состоялась премьера Skoda Octavia
01.97 Начато серийное производство Octavia
04.98 Начата установка бензинового двигателя 1,8 л 20V Turbo
09.00 Незначительное обновление внешности и интерьера. Машины перестали оснащать атмосферным двигателем 1,8 л 20V. Появились новые агрегаты – бензиновый 1,4 л 16V и турбодизельные 1,9 л. Стартует выпуск «заряженной» версии RS
01.02 Сборка Octavia налажена в Украине (Соломоново)

 Цены на подержанные автомобили, $
МинимальнаяOpel Astra (G) Skoda Octavia *
76008500
Средняя1030012500
Максимальная1300016500
* Минимальная стоимость Skoda Octavia, выпущенных с 1998 года

 Цены на новые неориг. запчасти, $
Передние тормозные колодкиOpel Astra (G) Skoda Octavia
4846
Задн. торм. колодки диск./бараб.35/4031/35
Воздушный фильтр109
Топливный фильтр97
Масляный фильтр45
Подшипник передн./задн. ступицы77/8174/77
Шаровая опора2421
Амортизатор передн./задн.62/4860/50
Сцепление, комплект175180
Помпа3351
Радиатор276165
Генератор276313
Стартер295276
Ремень ГРМ2524
Натяжной ролик ГРМ3331

 Opel Astra (G) Skoda Octavia
Общие данные
Тип кузовахэтчбеклифтбeк
Дверей/мест5/5
Габариты Д/Ш/В, мм4110/1710/14204510/1730/1430
База, мм26052510
Масса снаряж./полн., кг1050/15701190/1765
Объем багажника, л370/1180530/1330
Объем бака, л5255
Трансмиссия
Тип приводапередний
КПП5-ст. механ. и 4-ст. автомат.
Ходовая часть
Тормоза передние/задниедиск./ бараб. или диск.вент./диск.
Подвеска передняя/задняянезав./полузав.незав./полузав.
Шины165/70 R14, 175/70 R14, 185/65 R14, 195/60 R15195/65 R15, 205/55 R16
Двигатели
Бензиновые 4-цилиндровые распр. впр.:1,2 л 16V (65/75 л. с.), 1,4 л 16V (90 л. с.), 1,6 л (75/85 л. с.), 1,6 л 16V (101 л. с.), 1,8 л 16V (115/125 л. с.), 2,0 л 16V (136 л. с.), 2,0 л 16V (160 л. с.), 2,2 л 16V (147 л. с.)1,4 л (60 л. с.), 1,4 л 16V (75 л. с.), 1,6 л (75 л. с.), 1,6 л (101 л. с.), 1,8 л 20V T** (150 л. с.), 1,8 л 20V T** (180 л. с.), 2,0 л (116 л. с.)
Турбодизельный 4-цил.:1,7 л (75 л. с.), 2,0 л 16V (82 л. с.), 2,0 л 16V (101 л. с.)1,9 л (68 л. с.), 1,9 л** (90 л. с.), 1,9 л** (101 л. с.), 1,9 л** (110 л. с.)
* Данные наиболее распространенных в Украине модификаций
** Т – Тurbo

 ИтогиOpel Astra (G)Skoda Octavia
Кузов+ Высокая коррозионная стойкость
– Задние стойки немного ограничивают обзорность– При движении задним ходом не виден крайний габарит машины
Салон+ Просторный салон+ Большой грузовой отсек
– Скрип обивки салона у задних сидений– Возможны проблемы с задними электростеклоподъемниками
Двигатель и его системы– Из-за применения некачественного топлива выходит из строя катализатор– Выход из строя расходомера воздуха
– Из-за применения некачественного топлива возможны проблемы с дизелями
Трансмиссия– Износ втулки и «пальца» кулисы переключения передач– Отмечены проблемы с осями сателлитов
– Возможна течь сальников полуосей
Подвеска+ Хорошая энергоемкость
+ Большой срок службы деталей подвески
– Дорогостоящая замена ступичных подшипников
Рулевое управление+ Усилитель рулевого управления более совершенный – электрогидравлический+ Больший срок службы рулевых тяг, чем у Astra

Юлий Максимчук
Фото Андрея Яцуляка

Редакция благодарит СТО компании ДК «УкрАвтоЗАЗ-Сервис», «АМК Лтд» и автомагазин «Евроавто+» СП «В.М.С.» за помощь в подготовке материала