X

Opel Monterey: Первый интернационал

Малоизвестный в Украине внедорожник привлекает потенциальных покупателей породистой внешностью и солидными размерами. Самое неожиданное для многих – эмблема Opel на радиаторе. Какова же эта машина в эксплуатации?

Малоизвестный в Украине внедорожник привлекает потенциальных покупателей породистой внешностью и солидными размерами. Самое неожиданное для многих – эмблема Opel на радиаторе. Какова же эта машина в эксплуатации?

Малоизвестный в Украине внедорожник привлекает потенциальных покупателей породистой внешностью и солидными размерами. Самое неожиданное для многих – эмблема Opel на радиаторе. Какова же эта машина в эксплуатации?

Ранее Opel не выпускал ничего подобного: это первый в его модельной гамме люксовый внедорожник. Хотя отнести его к бренду Opel можно не без оговорок. С таким же правом на эту модель могут претендовать и другие марки из разных частей света – такой вот получился «интернационал».

Хитросплетения родословной

Сначала был Bighorn. Большой рамный внедорожник, спроектированный в 1991 году и выпускаемый на заводах компании Isuzu Motors – японской вотчины американского концерна General Motors. Эту модель сочли достойной старушки Европы: перенесли руль на левую сторону и начали продавать машину под именем Trooper. Очевидно, японская марка показалась маркетологам GM недостаточно авторитетной для Старого Света. И модель «перекрестили» в другой «джиэмовский» бренд – Opel, а имя ему дали Monterey (по аналогии с Isuzu Rodeo/Amigo, в одночасье ставшим Opel Frontera). Естественно, в Великобритании, Monterey носил «фамилию» Vauxhall. Кстати, собирали все Monterey именно на британском заводе, а комплектующие привозили из Японии и Германии.

Тем временем на исторической родине Trooper успешно продавался не только как Isuzu Bighorn, но и как Isuzu Horizon. На некоторых рынках Trooper был Hondа – за неимением собственного большого джипа эта фирма торговала изделием соотечественников под названием Honda Jazz и Honda Horizon. Мало того – в Америке этот же автомобиль продавался под брендом Acura. Сбыт Opel Monterey был скромным. В Украине эту модель можно было купить под заказ, причем абсолютное большинство покупателей выбирало машину не с трех-, а с пятидверным кузовом.

По утверждению некоторых владельцев этой модели, такая «многоликость» помогает при заказе запчастей. «Пробивая» нужную деталь поочередно по каталогам Opel, GM и Isuzu, можно заметить немалую разницу в ценах и выбрать запчасть подешевле (чаще это Isuzu). Причем деталь обычно предлагается одна и та же – одновременно украшенная наклейками с логотипами всех упомянутых марок.

Окна светлые, потолок высокий

Первое достоинство, на которое обращаешь внимание при знакомстве с машиной, – высокий и вместительный салон с большими окнами и высокой посадкой. С рабочего места водителя хорошо просматривается пространство вокруг машины, доступны все органы управления. Заднее сиденье, как и передние, имеет регулировки угла наклона спинки и разделено в пропорции 1:2. Если сиденье полностью сложить вперед, багажник увеличится почти вдвое. Погрузку поклажи облегчает большая дверь, открывающаяся вбок. В некоторых версиях за спинкой заднего дивана есть еще пара складных сидений – в таком случае машину можно считать семиместной.

Металл кузова хорошо противостоит коррозии. Но если подержанная машина всю жизнь эксплуатировалась на соленых улицах мегаполисов, то в нижней части кузова можно найти отдельные точки ржавчины, пробивающейся сквозь краску. Рамная основа автомобиля позволит долго игнорировать эти тревожные симптомы. В случае необходимости кузовного ремонта «бэушные» запчасти найти не удастся, а новых придется некоторое время дожидаться.

Один из двух

Opel Monterey комплектовался двумя моторами – 3,2-литровым бензиновым V6 (177 л. с.) и 3,1-литровым турбодизелем (114 л. с.). Опыт работников сервиса, обслуживающих Opel Monterey, говорит о том, что ресурс бензиновых силовых агрегатов может достигать 500 тыс. км. В принципе, дизели (они производства Isuzu) способны служить не меньше, но при условии, что владелец грамотно эксплуатировал турбину. Однако моторы большинства попавших в Украину Monterey еще не дожили до капремонта. Бензиновый двигатель обеспечивает лучшую динамику, зато более экономичный дизель больше подойдет для поездок по бездорожью.

В бензиновых моторах на рубеже 300 тыс. км может потребоваться замена осей основных коромысел ГРМ. Кстати, на обоих моторах привод распредвалов – ременной, у бензинового ремень нужно менять через 120 тыс. км, у дизеля – через 90 тыс. км. Оба мотора требуют регулировки клапанных зазоров: дизель – через 30 тыс. км, бензиновый – через 90 тыс. (хоть и оснащен гидрокомпенсаторами). Двигатели ремонтопригодные. Например, форсунки и ТНВД дизеля разборные, запчасти к ним поставляются.

Трансмиссия

В нормальных условиях движения Opel Monterey – заднеприводный автомобиль. Передний мост подключается принудительно с места водителя. Для этого нужно остановиться, а чтобы после преодоления трудного участка вернуться в моноприводный режим, – еще и подать машину в обратном направлении. К сожалению, межосевым дифференциалом или вискомуфтой автомобиль не оборудован. Поэтому пользоваться полным приводом можно только на относительно скользкой поверхности, когда разница скоростей вращения передних и задних колес компенсируется за счет их проскальзывания. По чистой дороге в режиме 4х4 Monterey тоже едет, хотя и хуже слушается руля. Если прежний владелец злоупотреблял такой ездой, трансмиссия – и в первую очередь «раздатка» – окажется чрезмерно изношенной.

Проходимость машины выше всяких похвал. Как и положено настоящему джипу, все Monterey имеют пониженную передачу в раздаточной коробке. Большинство автомобилей, завезенных в Украину, снабжены задним мостом с самоблокирующимся дифференциалом повышенного трения, что значительно повышает их внедорожные возможности. В отличие от обычного «дифа», не требующего замены смазки, в таком механизме нужно менять масло (причем специальное!) каждые 45 тыс. км, или 6 лет.

Внедорожник комплектовался коробками передач двух типов – 5-ступенчатой механической и 4-ступенчатой автоматической, причем «автомат» устанавливался и на бензиновую, и на дизельную версии. Никаких проблем он не доставляет – согласно инструкции, даже масло в АКП менять не нужно.

После десяти лет службы на стыке частей картера механической коробки возможно «потение» маслом – в таком случае нужно разнять картер и нанести новый герметик взамен «состарившегося».

Для прочности и комфорта

Ходовая часть Monterey сочетает комфортабельность и прочность. Завидную энергоемкость на бездорожье обеспечивает независимая двухрычажная подвеска на продольных торсионах спереди и зависимая рычажная (штанги, тяги) сзади. Оба моста снабжены стабилизаторами поперечной устойчивости, что удерживает Monterey от больших кренов и помогает ему уверенно двигаться на скорости до 120 км/ч.

В эксплуатации шасси машины требует минимального внимания. Для правильной работы муфт подключения передних колес подшипники ступиц должны быть хорошо отрегулированы. При частой длительной езде по глубокой воде владелец должен быть уверен в плотности всех сальников, иначе ресурс деталей ходовой значительно снизится. Шаровые опоры меняются отдельно от рычагов, и служат они не менее 100 тыс. км. Столько же могут проработать и сайлент-блоки рычагов, но меняют их обычно не из-за разрушения, а во избежание скрипа, появляющегося к 90 – 100 тыс. км пробега. Втулки задних рычагов настолько надежны, что скорее выходят из строя из-за старения резины, чем из-за износа. Задние пружины достаточно долговечны, а высоту передка можно варьировать, изменяя угол закрутки торсионов.

В отличие от большинства конкурентов, все тормозные механизмы машины дисковые (на бензиновых версиях – все вентилируемые); их тормозных колодок при спокойном вождении хватает на 30 тыс. км. В дополнительном барабанном механизме «ручника» (у задних колес) после 10 лет эксплуатации могут отслоиться фрикционные накладки. На дизельных модификациях не следует забывать следить за контрольной лампой вакуумного насоса усилителя тормозов, поскольку его производительность снижается постепенно.

Рулевой механизм у этого тяжелого джипа с гидроусилителем типа «винт – гайка». Он долговечен, и только промежуточный карданчик рулевого вала может потребовать замены, напомнив о себе легким стуком.

Машина для бездорожья

Этот удобный и солидный джип с запутанной родословной можно рекомендовать тем, кому нужно транспортное средство действительно высокой проходимости, притом относительно недорогое. По своему имиджу Monterey несколько выбивается из ряда привычных внедорожников, однако его узлы и агрегаты в случае ремонта не окажутся чем-то эксклюзивным. Одним словом, «в нагрузку» к практичности и надежности покупателю достанется оригинальность.

 Личный опыт 

Родион, 30 лет
Эксплуатирует машину 2 года. Opel Monterey, 3,2 л, бензин. 177 л. с., пробег – 167 тыс. км, возраст – 9 лет.

Очень интересный автомобиль, комфортабельный, удобный, долговечный. Мне особенно нравится его салон – просторный, с хорошим обзором. Поначалу ездил максимально аккуратно, но потом понял, что это настоящий джип и конструкция его очень прочная. Езжу на нем, где хочу, рама и подвеска все выдерживают. Расход топлива для такого громоздкого аппарата невелик – на круг выходит не более 15 л на 100 км. О ресурсе агрегатов и систем ничего не могу сказать: до сих пор все работает, отказов и поломок не было. Никакого особого внимания не требовалось ни к мотору, ни к ходовой части. На СТО пугали, что ремонт двигателя будет дорогим, но мотор пока служит без проблем. Единственный, с моей точки зрения, минус Monterey – недостаточно солидная для этого джипа марка.

 Личный опыт 

Василий, 35 лет
Эксплуатирует машину 11 лет. Opel Monterey, 3,1 л, турбодиз., 114 л. с., пробег – 84 тыс. км, возраст – 11 лет.

Официально эта модель к нам не поставлялась, но по нашему заказу ее новой пригнали из Германии, потому что мы искали машину для поездок на природу. Внедорожные качества просто замечательные, Monterey едет по любой дороге, да еще и прицеп-дачу везет. На трассе тоже хорош. Если бы не дизель, а «бензинка», то крейсерская скорость была бы не 120, а выше. Комплектация и комфорт, как у самых модных паркетников, а проходимость – настоящая. Первые годы машина эксплуатировалась интенсивно, а в последнее время стояла по полгода и заводилась после этого с полуоборота. Меняли только масло и один раз – колодки, ресурсу агрегатов конца не видно. Такое впечатление, что автомобиль вечный, но решили поменять его, потому что хочется пересесть на что-то помоднее.

Долговечность узлов и агрегатов
Комфортабельный и вместительный кузов
Высокая проходимость
Возможные проблемы с поставкой кузовных запчастей
Отсутствие межосевого дифференциала

 История

04.1992 Представлен Opel Monterey (А). В гамме двигателей – 3,2-литровый бензиновый V6 и 3,1-литровый турбодизель
06.1998 Внедорожник претерпевает существенный рестайлинг, что дало производителю право назвать его Monterey (В)

 После…

В начале лета 1998 года Opel Monterey, как и Isuzu Trooper, был существенно модернизирован. Линии кузова стали более «мягкими», улучшилась отделка салона, богаче стала комплектация. Машина получила «в базе» две подушки безопасности и систему климат-контроля, а также новые моторы – турбодизель 3,0 л (159 л. с.) и бензиновый V6 объемом 3,5 л. Новый бензиновый «движок», прибавив в объеме (+0,3 л) и мощности (+38 л. с.), оказался даже экономичнее предшественника. Турбодизель получил систему непосредственного впрыска и топливную магистраль Common Rail, что прибавило ему 45 л. с. Трансмиссию усовершенствовали. Во-первых, передний мост стал подключаться и отключаться при помощи электромагнитной муфты – без остановки машины, на скорости до 96 км/ч. Во-вторых, в некоторых комплектациях появилась система TOD – электромагнитное сцепление, имитирующее работу межосевого дифференциала с электронным управлением. Такие машины без последствий для трансмиссии могут двигаться по любой дороге на полном приводе. Производство Opel Monterey прекращено в 2000 году, Isuzu Trooper продержался на конвейере до 2003 года. В Украине оба автомобиля последнего поколения если и встречаются, то чрезвычайно редко.

 Цены на новые неоригинальные запчасти, $
Передн. торм. колодки78
Задн. торм. колодки44
Воздушный фильтр27
Топливный фильтр20
Масляный фильтр19
Подшипник передн./задней ступицы90/70
Амортизатор передн./задн.74/84
Сцепление, комплект564
Помпа72
Радиатор280
Шаровая опора верхн./нижн.60/65
Генератор380
Стартер430
Распредвал205
Ремень ГРМ27
Натяжной ролик105

 Opel Monterey
Общие данные
Тип кузовауниверсал
Дверей/мест3/5, 5/5
Габариты Д/Ш/В, мм4310/1750/1840, 4740/1750/1840
База, мм2330, 2760
Масса снаряжен./полн., кг1795/2600, 1880/2600
Объем багажника, л1340/1935, 1465/2550
Объем бака, л85
Двигатели
Бензиновый 6-цил. распред. впрыск:3,2 л 24V (177 л. с.)
Диз. 4-цил.:3,1 л Turbo (114 л. с.)
Трансмиссия
Тип приводаподключаемый полный
КПП5-ст. механ. или 4-ст. автомат.
Ходовая часть
Тормоза диск. вент./диск. вент.,
передн./задн.диск. вент./диск.
Подвеска передн./задн.незав./зав.
Шины245/70 R16
Стоимость в Украине, $от 8,8 тыс. до 16,0 тыс.

Альтернатива

Mitsubishi Pajero 1991 – 2000 г. в.

Комфортабельный рамный внедорожник. Трансмиссия с понижающей передачей и блокировкой центрального дифференциала на большинстве версий предоставляет возможность постоянно двигаться на полном приводе по любой дороге. Водители хвалят Pajero второго поколения за хорошую управляемость на шоссе и бездорожье. Бензиновые моторы этого джипа – одни из самых долговечных в классе; однако их обслуживание и ремонт недешевы, как и обслуживание всего автомобиля. Независимая подвеска передних колес и рулевое управление Pajero требуют дополнительных хлопот по обслуживанию. У покупателя широкий выбор двигателей и кузовов, в их числе – короткобазные 3-дверные и 7-местные 5-дверные. Большинство машин на нашем рынке богато укомплектованы.

 Mitsubishi Pajero 1991 – 2000 г. в.
Тип кузова3- и 5-дв. универсал, 3-дв. кабриолет
Двигатели 4- и 6-цил.6 бензин.: 2,4 л (145 л. с.), от 3,0 л (177 л. с.) до 3,5 л (280 л. с.)
турбодизель.: 4 цил. 2,5 л (85 л. с.) и 2,8 л (125 л. с.)
Стоимость в Украине, $от 8,4 тыс. до 19,5 тыс.

Nissan Patrol 1988 – 97 г. в.

Patrol пользуется заслуженной популярностью у джиперов и прочих покорителей бездорожья. Машина выдерживает самые жестокие дорожные условия, но благодаря просторному салону она удобна и в повседневной эксплуатации. Линейка двигателей ограничена, однако все предлагаемые моторы слывут долгожителями. То же самое можно сказать и о ходовой части, а для сохранения трансмиссии требуется регулярный правильный уход за ней. Многие экземпляры Patrol из-за своей относительной доступности активно использовались на бездорожье, поэтому пребывают не в лучшей «форме», требуя ремонта – в первую очередь ходовой части и трансмиссии. Ввиду отсутствия межосевого дифференциала ездить на полном приводе по твердому покрытию нежелательно.

 Nissan Patrol 1988 – 97 г. в.
Тип кузова3- и 5-дв. универсал, 3-дв. кабриолет
Двигатели 6-цил.бензин.: 4,2 л (160 л. с.)
2 дизель.: 2,8 (115 л. с.) Turbo и 4,2 л (124 л. с.)
Стоимость в Украине, $от 5,5 тыс. до 19,3 тыс.

Land Rover Discovery 1989 – 99 г. в.

Из-за благообразной внешности и родства с Range Rover «Диско» воспринимается в первую очередь как престижное и комфортабельное транспортное средство, исполняющее имиджевую роль. Его комфорт многие считают безупречным, однако под стильным кузовом скрываются все атрибуты настоящего внедорожника – мощная рама, постоянный полный привод, неразрезные мосты, подвешенные на пружинах и фиксированные двумя стабилизаторами. Выбор моторов невелик, но возможности обоих силовых агрегатов достаточны для достойного драйва по шоссе и бездорожью. Существует Discovery только с 5-дверным кузовом, в пяти- или семиместном вариантах. По надежности автомобиль уступает «японцам».

 Land Rover Discovery 1989 – 99 г. в.
Тип кузова5-дв. универсал
Двигатели 4-, 5- и 8-цил.3 бензин.: от 2,0 (136 л. с.) до 3,9 л (182 л. с.)
2 дизель.: 2,5л (107 л. с.) и 2,5л (113 л. с.) Turbo
Стоимость в Украине, $от 12,5 тыс. до 19,7 тыс.

Игорь Широкун
Фото Владислава Бойко

Редакция благодарит компанию «SVT Фортуна» и автомагазин ООО «ЭСО Автотехникс» за помощь в подготовке материала