X

Renault Megane, Toyota Corolla, Fiat Bravo/Brava, Peugeot 306: Почем практичность для народа?

ОКак правило, хэтчбеки пользуются спросом в городах, где ценится компактность и практичность машин. К каким же моделям в этом секторе рынка стоит присмотреться?

ОКак правило, хэтчбеки пользуются спросом в городах, где ценится компактность и практичность машин. К каким же моделям в этом секторе рынка стоит присмотреться?

Как правило, хэтчбеки пользуются спросом в городах, где ценится компактность и практичность машин. К каким же моделям в этом секторе рынка стоит присмотреться?

В наш обзор мы включили модели, которые перешли в разряд подержанных автомобилей относительно недавно – 3-4 года назад. Среди них два «француза» – Renault Megane и Peugeot 306, один «японец» – Toyota Corolla и один «итальянец» – Fiat Bravo/Brava.

Для покупки любого из этих автомобилей понадобится от $5 тыс. (столько просят на авторынке за Peugeot 306 первых годов выпуска) до $12,7 тыс. (стоимость самых «юных» Toyota Corolla). А при сравнении цен на машины одних и тех же годов выпуска наиболее доступным окажется Fiat Bravo/Brava. Это объясняется невысокой популярностью итальянских машин у нас в стране, но, забегая наперед, заметим, что совершенно не стоит сбрасывать эту модель со счетов!

«Итальянец» и «триста шестой» представлены двумя модификациями с кузовом хэтчбек. Кстати, каждый из хэтчбеков Fiat имеет свое имя: «трехдверка» – Bravo, а «пятидверка» – Brava. Хэтчбеки Megane бывают лишь пятидверными, а Corolla – трехдверными («пятидверка» имеет несколько иной кузов – лифтбэк).

Наилучшей пассивной безопасностью отличается Megane – по результатам краш-тестов, проводившихся в 1998 г. по методике EuroNCAP, он стал лучшим в своем классе, завоевав 4 звезды из 5 возможных. Второе место разделили между собой Corolla (3 звезды в 1998 году) и Peugeot 306 (3 звезды в 1997 году). Хуже всех защищен Fiat Brava – 2 звезды из 5 возможных в 1998 году.

Большинство автомобилей этого класса оснащены 4-цилиндровыми бензиновыми и дизельными двигателями, хотя Bravo/Brava может удивить еще и 5-цилиндровыми. Megane и Corolla в Украине эксплуатируются преимущественно с бензиновыми агрегатами, а вот дизельные версии легче найти среди Peugeot 306 и Bravo/Brava.

Для всех рассматриваемых автомобилей характерна переднеприводная компоновка трансмиссии (полноприводные модификации Corolla предназначались только для внутреннего рынка, и найти такие версии в нашей стране очень трудно).

 Цены на новые запчасти, $
Передн./задн. (бараб.) тормозные колодкиRenault Megane Toyota CorollaFiatBravo/BravaPeugeot 306
36/4840/2735/2855/60
Воздушный фильтр91078
Топливный фильтр13301020
Масляный фильтр4756
Амортизатор передн./задн.45/6380/12081/5574/63
Сцепление (комплект)181200170150
Ремень ГРМ18202321
Натяжной ролик ГРМ42353553

Renault Megane

Стоимость от $6,0 тыс. до $12,5 тыс.

Повышение пассивной безопасности негативно отразилось на обзорности – ее перекрывает передняя левая стойка. Несмотря на то, что кузов оцинкован, задние колесные арки в местах стыков сварных швов на машинах первых годов выпуска могут поржаветь. Багажное отделение очень вместительное.

Салон достаточно удобный и сможет принять пять человек, к тому же многие Megane хорошо «нафаршированы»: в них есть кондиционер, подушки безопасности, электростеклоподъемники, электропривод регулировки зеркал, центральный замок и иммобилайзер. Всей электроникой автомобиля управляет центральный блок коммутации, который требует квалифицированного сервиса – применения специального фирменного оборудования и работы грамотных специалистов.

Ресурс двигателей отечественные мотористы определяют на уровне 300 – 400 тыс. км. Двигатели очень чувствительны к температурному режиму работы. Все моторы, кроме «шестнадцатиклапанников», нуждаются в регулировке тепловых зазоров клапанов. В 1,4-литровом 16-клапанном двигателе отмечены течи антифриза из-под корпуса термостата. А в 1,4- и 1,6-литровых 8-клапанных моторах он течет из-под шпилек крепления выпускного коллектора, которые входят в рубашку системы охлаждения. Если применяют некачественный бензин, быстро выходит из строя катализатор отработавших газов, а в «восьмиклапанниках» еще и трескается выпускной коллектор. В дизелях со временем изнашивается терморегулятор системы поддержки холостого хода.

Слабое место «механики» – течь сальника кулисы переключения передач. Его замена – процесс трудоемкий, и эту процедуру лучше всего приурочить к замене сцепления. Со временем выходят из строя фторопластовые втулки тяг переключения передач.

Шаровые опоры и сайлент-блоки передних рычагов могут прослужить около 80 тыс. км. Срок службы задних амортизаторов меньше, чем передних из-за их наклонного расположения.

В рулевом управлении с г/у со временем может подтекать рабочая жидкость из-под датчика давления масла в системе, что выводит его из строя.

Суппорты задних дисковых тормозов не имеют защитного щитка, из-за чего быстрее изнашиваются тормозные колодки и диски.

 История
09.95 Дебютирует новая модель Renault Megane
09.97 Система ABS вошла в серийное оснащение
02.99 Рестайлинг модели.
01.01 Начата установка новых двигателей – бензинового объемом 1,8 л 16V (116 л. с.) и дизельного 1,9 л (102 л. с.) с системой непосредственного впрыска топлива
08.02 Смена поколений – стартует выпуск Megane II

Toyota Corolla

Стоимость от $8,0 тыс. до $12,7 тыс.

Колесная база Corolla меньше, чем у других рассматриваемых моделей, поэтому даже у людей среднего роста, сидящих во втором ряду, колени придвинуты практически вплотную к спинкам передних сидений. Да и багажник у «японца» очень мал.

Автомобили, проданные официальными дилерами в Украине, хорошо укомплектованы. В них есть центральный замок, гидроусилитель, водительская подушка безопасности, кондиционер, иммобилайзер, электростеклоподъемники и электрорегулировки наружных зеркал. Из-за окисления штекерных разъемов проводки иногда отказывали электростеклоподъемники.

При грамотной эксплуатации до замены колец двигатели выхаживают 250 – 400 тыс. км. Благодаря применению 16-клапанных головок блока цилиндров и фирменной системы изменения фаз газораспределения VVT-i все агрегаты отличаются высокой литровой мощностью. Ремень ГРМ имеет больший, чем у конкурентов, срок службы – 100 тыс. км. При его замене необходимо отрегулировать тепловые зазоры клапанов. К пробегу в 200 тыс. км могут дать течь сальники коленвала.

Механические КПП очень чувствительны к качеству масла – несвоевременность его замены нередко становилась причиной выхода из строя опорных подшипников первичного и вторичного валов. Сцепление с гидроприводом и автоматические КПП, как правило, проблем не доставляют.

Стойки стабилизаторов служат около 100 тыс. км, сайлент-блоки передних рычагов и втулки задних тяг – около 150 тыс. км. Каждые 50 тыс. км желательно проверить схождение передних и задних колес.

Рулевое тоже долговечное – даже наконечники рулевых тяг способны «выходить» около 100 тыс. км.

 История
05.97 Стартует выпуск Toyota Corolla восьмого поколения (индекс кузова Е11)
01.00 Рестайлинг. Автомобили получили новые силовые агрегаты: бензиновые, оснащенные системой VVT-i объемом 1,4 л 16V (97 л. с.) и 1,6 л 16V (110 л. с.), а также дизельные – 1,9 л (69 л. с.) и 2,0 л 16V (90 л. с.) с системой непосредственного впрыска топлива
03.01 Дебютирует девятая генерация Toyota Corolla (Е12)

Fiat Bravo/Brava

Стоимость от $5,7 тыс. до $11 тыс.

Сзади хэтчбеки существенно отличаются друг от друга, что в случае кузовного ремонта создает сложности с поиском запчастей. Со временем трескается резиновое покрытие наружных дверных ручек.

Благодаря наибольшей колесной базе и ширине салоны «итальянцев» наиболее вместительные по сравнению с конкурентами. По утверждению специалистов, моторесурс двигателей составляет порядка 300 тыс. км. Обслуживание агрегата объемом 1,4 л обходится дороже, чем остальных (отличается более дорогими (практически вдвое) натяжным роликом ремня ГРМ и высоковольтными проводами). Шестерня привода масляного насоса на моторах 1,6 л, выпущенных до 1996 года, не имела ограничителя, что нередко приводило к смещению ремня ГРМ и его обрыву. Бензиновые двигатели чувствительны к качеству топлива – если оно неважное, это сразу же сказывается на динамике. Каждые 40 – 60 тыс. км дизельные агрегаты нуждаются в регулировке тепловых зазоров клапанов.

5-ступенчатая »механика« требует применения только полусинтетического масла вязкостью 75W90 – «минералка» может вывести коробку из строя. В версии объемом 2,4 л демпферные пружины сцепления установлены прямо на маховике, а езда с изношенным ведомым диском приводит к выходу пружин из строя (маховик в сборе – около $700).

Передняя подвеска не отличается долговечностью – сайлент-блоки и шаровые опоры «выхаживают» 40 – 50 тыс. км, а вот задняя служит около 100 тыс. км.

Гидроусилитель рулевого управления Bravo/Brava чересчур мощный, что ухудшает обратную связь на руле.

 История
08.95 Дебютируют 3- и 5-дверные хэтчбеки Bravo/Brava
07.96 Начата установка новых моторов: бензиновых 1,6 л (103 л. с.), 1,8 л (113 л. с.), 2,0 л (154 л. с.) и дизельных 1,9 л (75 л. с.) и 2,4 л (131 л. с.)
01.99 Турбодизели объемом 1,9 л (75 л. с.) и 2,4 л (131 л. с.) оснастили системой непосредственного впрыска топлива
08.01 На смену Bravo/Brava приходит новая модель – Stilo.

Peugeot 306

Стоимость от $5,0 тыс. до $12,5 тыс.

Благодаря удачной планировке внутреннего пространства свободного места от коленей до спинок передних кресел в «триста шестом» вполне достаточно даже для рослых пассажиров, а вот багажник получился не слишком вместительным. Пластиковые втулки ригелей дверных замков не отличаются большим ресурсом, а при выходе их из строя замки начинают неприятно дребезжать на неровностях. Со временем провода, проходящие между дверью и стойкой двери, переламываются, что приводит к отказам электростеклоподъемников и электрозеркал. Воспользоваться «запаской», подвешенной снаружи под полом багажника, в нужный момент удается не всегда из-за коррозии крепежного болта.

При грамотной эксплуатации моторесурс двигателей составляет порядка 300 тыс. км. Каждые 80 тыс. км все силовые агрегаты нуждаются в комплексном обслуживании – замене ремня ГРМ, регулировке тепловых зазоров клапанов (исключение – 2,0-литровые бензиновые версии), проверке состояния «помпы», а дизельные – еще и в очистке и регулировке давления топливных форсунок и проверке состояния сальника топливного насоса. Характерная неисправность «инжекторных» версий – засорение регулятора холостого хода.

Со временем в КПП («механике» и «автомате») дают течь сальники полуосей. Нужно внимательно следить за состоянием пыльников ШРУСов – их разрыв приводит к выходу из строя «гранаты», которая меняется только в сборе с полуосью.

В среднем сайлент-блоки передних рычагов служат приблизительно 60 – 80 тыс. км. Такой же срок службы имеют и игольчатые подшипники торсионной балки. Если ездить на «убитых» подшипниках, то впоследствии придется сменить не только их, но и палец рычага торсионной балки, а это удовольствие не из дешевых.

Наконечники рулевых тяг способны продержаться около 50 тыс. км. На машинах с пробегом за 200 тыс. км может выйти из строя крестовина рулевого вала. В задних барабанных механизмах со временем ржавеет механизм самоподвода тормозных колодок.

 История
01.93 Новая модель Peugeot 306 представлена 3- и 5-дверными хэтчбеками
07.96 Начало выпуска «заряженной» версии GTI с 16-клапанным мотором объемом 2,0 л (163 л. с.) и 6-ступенчатой механической КПП
08.97 Рестайлинг
09.99 Появился турбодизельный мотор объемом 2,0 л (90 л. с.) с системой непосредственного впрыска топлива
00.01 Смена поколений – начат выпуск Peugeot 307

Расставим точки над «I»

Самым просторным салоном отличается Fiat Bravo/Brava – в этом автомобиле пять человек будут чувствовать себя наиболее комфортно, а вот наименьшее внутренне пространство у Toyota Corolla, где даже для людей среднего роста мало свободного места от коленей до спинок передних сидений. Кроме того, у Corolla самое маленькое багажное отделение – его объем составляет всего 280 л. Тем, кто часто пользуется грузовым отсеком, стоит знать, что в «походном» состоянии больше всего поклажи поместится в «5-дверку» Fiat Brava – 380 л, а вот при сложенных задних сиденьях вперед выходит Renault Megane – 1210 л.

Вместе с тем, «японец» вправе гордиться самыми беспроблемными двигателями, которые, к тому же, отличаются высокой литровой мощностью и топливной экономичностью. А вот силовые агрегаты Megane и Bravo/Brava достаточно переборчивы – они чутко реагируют на некачественное топливо, применение которого чревато возникновением различных проблем.

Во всех рассматриваемых автомобилях, за исключением Megane, обслуживание подвески обходится недешево. В Corolla «резинки» меняются вместе с передними рычагами и задними тягами, а задний подшипник – вместе со ступицей. Передние сайлент-блоки на Peugeot 306 в оригинале поставляются в сборе с рычагами. Только с передними рычагами в оригинале поставляются и шаровые опоры и сайлент-блоки на Bravo/Brava.

С точки зрения практичности автомобиля для семьи пальму первенства мы решили отдать Fiat Bravo/Brava. «Итальянец» отличается самой доступной ценой, причем как самой машины, так и ее обслуживания в целом. На выбор представлены сразу два хэтчбека – 3- и 5-дверный. Эти модификации отличаются самыми просторными салонами, трансформируемыми и достаточно вместительными багажниками.

Практически наступает на пятки лидеру Renault Megane. Его подвеска долговечнее, чем у Fiat Bravo/Brava, уровень пассивной безопасности выше, а максимальный объем багажника – больше. Однако «минусы» Megane (см. итоги) оказались достаточно значимыми.

Предпоследнее место досталось Peugeot 306. При его неоспоримых достоинствах, недостатков у этой машины также много, что, собственно говоря, и повлияло на то, что предложение «триста шестых» на отечественном рынке подержанных автомобилей небольшое. Впрочем, автомобиль понравится тем, кто предпочитает ездить с удобством – по сравнению с конкурентами его «ходовая» и салон наиболее комфортабельны. К тому же благодаря применению задней пассивной подруливающей подвески эта машина отличается высокой устойчивостью.

Toyota Corolla – наименее практичная модель в нашем обзоре. Ее покупку можно порекомендовать молодым людям, которые предпочитают ездить максимум вдвоем и не обременены многочисленными родственниками, дачей или фермерским хозяйством. Машина подойдет и женщине, максимальные требования которой к вместительности транспортного средства ограничиваются посадкой еще одного человека и загрузкой недельного запаса продуктов из супермаркета. При этом «малышка» Corolla с большим отрывом лидирует среди своих конкурентов по надежности – что ни говори, «японка»!

1 Наш выбор
Fiat Bravo/Brava

Невысокая стоимость автомобиля
Просторный салон
Вместительный багажник
Трескается резиновое покрытие наружных дверных ручек
Двигатели чувствительны к качеству топлива
Неудачная конструкция шестерни привода масляного насоса (моторы 1,6 л до 1996 г.)
Недолговечность передней подвески и дорогостоящее ее обслуживание
Невысокая информативность рулевого управления


2 Наш выбор
Renault Megane

Высокая пассивная безопасность
Хорошее оснащение
Самый большой максимальный объем багажника
Долговечная подвеска
Передняя левая стойка перекрывает обзорность
Могут поржаветь задние арки
Чувствительность двигателей к качеству топлива
Возможны течи охлаждающей жидкости и сальника кулисы переключения передач
Требовательный к квалифицированному сервису центральный блок коммутации
Повышенный износ задних тормозных колодок и дисков


3 Наш выбор
Peugeot 306

Большой запас места от подушки заднего дивана до спинок передних кресел
Часто встречаются экономичные дизельные версии
Высокая стойчивость и управляемость
Энергоемкая подвеска
Переламываются провода, проложенные между дверью и стойкой двери
Ржавеет крепежный болт «запаски»
Небольшой багажник
Засорение регулятора холостого хода («инжекторные» версии)
Дорогое обслуживание передней подвески
Течь сальников полуосей
Коррозия механизма самоподвода задних тормозных колодок


4 Наш выбор
Toyota Corolla

Высокая пассивная безопасность
Богатая комплектация
Высокая литровая мощность двигателей
Большой ресурс подвески и «рулевого»
Дорогостоящие запчасти и обслуживание
Наименьший среди участников обзора багажник
Возможен отказ электростеклоподъемников
Мало места на заднем сиденье
Механическая КПП чувствительна к качеству масла

Наш выбор
Места участников обзора определены с точки зрения практичности автомобиля для семьи.

 Renault MeganeToyota Corolla Fiat Bravo/BravaPeugeot 306
Общие данные
Тип кузовахэтчбеки
Дверей/мест5/53/53/5 и 5/5
Габариты Д/Ш/В, мм4130/1700/14204100/1690/13904025/1755/1420 и 4185/1740/14204030/1680/1360
База, мм2580246526122580
Масса снаряженная/полная, кг1015/15801040/15801010/1510 и 1040/15701010/1480
Объем багажника, л350/1210280280/1030 и 380/1165340/640
Объем бака, л60506360
Двигатели
Бензиновые 4-цилиндр.:1,4 л (75 л. с.), 1,4 л 16V (95 л. с.), 1,6 л (90 л. с.), 1,6 л 16V (107 л. с.), 1,8 л 16V (116 л. с.), 2,0 л (114 л. с.), 2,0 л 16V (150 л. с.)1,3 л 12V (75 л. с.), 1,3 л 16V (86 л. с.), 1,4 л 16V (97 л. с.), 1,6 л 16V (110 л. с.), 1,8 л 16V (110 л. с.)1,2 л 16V (82 л. с.), 1,4 л 16V (80 л. с.), 1,6 л 16V (90 л. с.), 1,6 л 16V (103 л. с.), 1,8 л 16V (113 л. с.)1,1 л (60 л. с.), 1,4 л (75 л. с.), 1,6 л (88 л. с.), 1,8 л (101 л. с.), 1,8 л 16V (110 л. с.), 2,0 л 16V (133 л. с.), 2,0 л 16V (163 л. с.)
Бензиновые 5-цилиндр.:нетнет2,0 л 20V (154 л. с.), 2,0 л 20V Turbo (182 л. с.)нет
Дизельн. 4-цилиндр.:1,9 л (64 л. с.), 1,9 л Turbo (98 л. с.), 1,9 л Turbo (102 л. с.)1,9 л (69 л. с.), 2,0 л (72 л. с.), 2,0 л 16V Turbo (90 л. с.)1,9 л (75 л. с.), 1,9 л Turbo (105 л. с.)1,9 л (69 л. с.), 1,9 л Turbo (90 л. с.)
Дизельн. 5-цилиндр.:нетнет2,4 л Turbo (131 л. с.)нет
Трансмиссия
Тип приводапереднийпередн. или полн.передний
КПП5-ст. механ. или 4-ст. автомат.5- и 6-ст. механ. или 4-ст. автомат.
Ходовая часть
Тормоза передние/задниедиск. вент./бараб. или диск. вент./диск.
Подвеска передняя/задняянезав./торс.незав./ незав.незав./полузав.незав./торс.
Шины175/65 R14, 175/70 R13, 185/60 R15, 195/50 R15165/70 R14, 175/65 R14, 185/65 R15175/65 R14, 195/55 R15175/65 R13, 185/65 R14, 195/55 R15

Юлий Максимчук
Фото Андрея Яцуляка

Редакция благодарит СТО компании «Кий Авто», «Автосаммит ЛТД», Fiat Autoservise Ukraine и «ИЛТА» за помощь в подготовке материала