X

Saab 9000: Взлет разрешен

В кузове Saab 9000 может жить и душа спокойного семейного автомобиля, и низко летящего перехватчика. Чем быстрее захочет «летать» его владелец, тем больше ему придется платить. Впрочем, слухи о немалых затратах на содержание этого автомобиля сильно преувеличены.

В кузове Saab 9000 может жить и душа спокойного семейного автомобиля, и низко летящего перехватчика. Чем быстрее захочет «летать» его владелец, тем больше ему придется платить. Впрочем, слухи о немалых затратах на содержание этого автомобиля сильно преувеличены.

В кузове Saab 9000 может жить и душа спокойного семейного автомобиля, и низко летящего перехватчика. Чем быстрее захочет «летать» его владелец, тем больше ему придется платить. Впрочем, слухи о немалых затратах на содержание этого автомобиля сильно преувеличены.

Этот автомобиль благодаря удачной конструкции, заслуженной репутации и продуманному позиционированию выпускался довольно долго – с 1984 по 1998 год. За это время произведено большое количество модификаций с разнообразными моторами. Но в относительно «живом» виде встречаются образцы 1991 – 1998 годов, о которых сегодня пойдет речь.

Для покупателя «девятитысячника» выбор ограничивался двумя кузовами – седаном и 5-дверным хэтчбеком. Причем стараниями дизайнеров последний не выглядел «пасынком» и объемы его продаж не уступали модификациям с кузовом седан. Многие считают оптимальным выбором именно хэтчбек, так как выглядит эта машина более стильно и стремительно. С 1991 года этот автомобиль подвергался рестайлингу и получил более узкую переднюю светооптику, иные бамперы и решетку радиатора. Предыдущий вариант с так называемыми широкими фарами продержался на конвейере до 1993 года. В 1994 году настал черед рестайлинга седана. «Узкие» передние фары пришли на смену «широким», задняя светооптика также несколько изменилась.

Богато укомплектованная топ-версия Griffin, которая выпускалась исключительно с кузовом седан, появилась в 1993 году. Особняком стоит «заряженная» версия Aero. Этот вариант, кроме 235-сильного мотора, отличается иным пластиковым обвесом кузова. Разумеется, покупали его отнюдь не для спокойных вояжей, что отразилось на состоянии даже относительно не старых образцов.

На такой динамичной машине, как Saab, высоковатым выглядит клиренс в 150 мм. Но это совсем не значит, что можно игнорировать защиту моторного отсека. Картер двигателя сделан из хрупкого сплава, и малейший удар приведет к печальным последствиям.

С коррозионной стойкостью Saab особых проблем не возникает. Автомобиль разрабатывался с учетом использования в жестких условиях скандинавских зим, и наши холода он воспринимает, как санаторные условия. Но, разумеется, «солевые ванны» нельзя отнести к лечебным процедурам, так что не лишним будет позаботиться о брызговиках и подкрылках.

Без турбины не до полетов

Гамма двигателей Saab 9000 может удовлетворить как флегматика, которому просто приглянулась внешность «шведа», так и активного драйвера, который каждый обгон своего автомобиля воспринимает как вызов. Диапазон мощности силовых агрегатов – от 125 до 225 л.с., объем – от 2 до 3 литров (см. таблицу). Наиболее распространены 4-цилиндровые моторы объемом 2,0 и 2,3 литра. Причем оба варианта выпускались как в «атмосферном», так и в турбированном исполнении, а изменение мощности двигателя достигалось во многом благодаря изменению давления наддува. Дизельные «коптилки» на столь благородном автомобиле не применялись.

2,0-литровый бензиновый мотор без турбонаддува – самый беспроблемный, а содержать его наиболее дешево. Он «ходит» до первого капремонта не менее 500 тысяч км, но не дает главного, ради чего покупают Saab, – динамики. Этот же вариант, но с турбиной низкого наддува, куда предпочтительнее, тем более что в надежности он почти не уступает. На практике иногда встречались образцы, которые продержались до капремонта более 1 млн. километров! Позволят получить удовольствие от динамичной езды и турбированные варианты 2,3-литрового мотора. Тем, кто не доверяет турбинам, производитель предложил атмосферную версию этого двигателя. В целом все моторы неплохи, но в них есть одна слабинка. Речь идет о балансирных валах противовращения и их цепном приводе, который держится до 150 тысяч км, а потом ненавязчивым шумом намекает хозяину, что пришло время расстаться с $320. Цепь газораспределительного механизма довольно живуча и способна служить до 300 тысяч км пробега. Замена – $113 (оригинальная деталь вместе с работой).

Несколько особняком держится атмосферный 3,0-литровый двигатель, у которого для привода ГРМ применялся обычный ремень. Этот агрегат, позаимствованный у Opel и доработанный специалистами Saab, считается не совсем удачным (масса больше, характер «капризный»), поэтому специалисты советуют отказаться от его покупки.

«Крутой нрав» двигатели приобрели благодаря множественным новациям, внедренным разработчиками Saab. И каждая со временем вносит свои коррективы в планирование семейного бюджета. Причем, чем оригинальнее определенное решение, тем больше внимания и денежных затрат оно может потребовать. Взять, к примеру, «кассеты». Столь необычное название получили катушки зажигания, которыми оборудован каждый цилиндр на моторах, начиная с 1989 года (до 1992 года параллельно выпускались агрегаты с традиционной системой зажигания). Четыре катушки объединены в блок. Главную опасность для этих катушек представляют «экономные» или невнимательные хозяева. Пожалел денег на фирменные свечи, дал «прикурить» соседу, завелся не от своего аккумулятора – будь добр выделить $320 на покупку нового узла.

Учитывая, что многие «саабофилы» любят агрессивную манеру езды с резкими ускорениями и торможениями, могут потребовать замены опоры двигателя. Причем все зависит от самого владельца. Если он вовремя заметил треснувшую резинку верхней опоры, можно обойтись скромными $32. А вот если настоящему «джигиту» не пристало обращать внимание на такие мелочи, нужно приготовить $226 на замену нижних гидроопор, которые выходят из строя, когда верхние опоры разрушаются и вся масса двигателя достается их «коллегам» снизу.

В остальном замечаний к моторам нет.

На «бреющем» не зацепите камушек

При более близком знакомстве с трансмиссией Saab 9000 заметна парадоксальная вещь – по отзывам специалистов, более надежной является именно 4-ступенчатая автоматическая коробка. 5-ступенчатая «механика» существенно слабее. Часто причиной преждевременной поломки является излишний темперамент владельцев. Но если вовремя прислушаться к гулу в коробке (начальная стадия износа подшипников), можно обойтись суммой в $300. Менее внимательным придется делать более серьезный ремонт коробки за $800. Хотя на рынке отыщется и б/у агрегат как за $300, так и за $750. Слабым утешением послужит лишь то, что в процессе эксплуатации масло в механических коробках не меняется. В них даже нет сливной горловины. А вот в выносливых «автоматах» лучше не пренебрегать этой процедурой каждые 30 тысяч км. Хотя их здоровье могут подорвать и «сюрпризы» на дорогах. Масляный радиатор АКПП установлен не очень удачно – под радиатором охлаждения двигателя. И на скорости за пределами города можно легко «поймать» камушек, который нарушит герметизацию, что приведет к медленному вытеканию трансмиссионной жидкости. Так что нелишним будет регулярно следить за ее уровнем в АКПП при помощи щупа.

Простота «кукурузника»

Залогом надежности подвески Saab 9000 служит ее конструктивная простота. Никаких сложных «многорычажек» с множеством сайлент-блоков и опор. В результате часто (через 20 – 30 тыс. км) выходит из строя только нижний сайлент-блок переднего рычага (замена – $75). Подвеска разрабатывалась с таким расчетом, чтобы вся нагрузка от преодоления неровностей ложилась на эту, казалось бы, незначительную деталь. Следующее вмешательство может понадобиться после 70 – 80 тыс. (замена шаровых опор – $35) и 200 тысяч км (замена стоек передних амортизаторов – $210).

Рулевой механизм с гидроусилителем держится долго – более 250 тысяч км. Но при износе (о чем свидетельствует абразив в жидкости усилителя) производится только полная замена. Впрочем, стоимость рулевой рейки на фоне цен на этот узел у конкурентов довольно приемлемая – $660.

Тормоза в столь мощном автомобиле не менее важны, чем темпераментный двигатель. На «9000-м» применяются только дисковые тормозные механизмы. Передние колодки держатся в среднем 20 тысяч км, задние – 60. Но многое зависит от стиля езды.

Что любо, то и дорого

Этот автомобиль не рекомендуется покупать семьянину, который привык беречь каждую копейку. Saab 9000 – машина не для всех. Ценители говорят: Saab – не автомобиль, это диагноз. Содержать его обходится дороже, чем аналогичных «европейцев». На россыпи «левых» запчастей надеяться не приходится – автомобиль не столь популярен, чтобы заинтересовать турецких или польских «поддельщиков».

Человек, который усядется за штурвал этого «истребителя», может простить ему многое, да и поводов огорчаться будет немного – шведы сделали свой автомобиль на совесть. Желающим убедиться в этом на практике помощь в выборе автомобиля окажет еженедельник «Автобазар».

 Личный опыт  

Андрей, 31 год
Эксплуатирует машину 1,5 года, Saab 9000 2,3 Turbo (170 л. с.), пробег – 220 тыс. км, возраст – 9 лет

С этим автомобилем вспоминается поговорка «Любовь зла…». На АЗС или сервисной станции (которые часто приходится посещать), проклинаешь тот день, когда угораздило купить Saab. Но все прощаешь этому «красавцу», когда садишься за руль и нажимаешь педаль газа. Ураганный подхват турбины, отличный контакт с дорогой, отточенная управляемость – это стоит тех денег, которые постоянно «съедает» 9000-й. А деньги это немалые. Каждый месяц находятся проблемы, на решение которых требуется сумма в $50 – 70. А с учетом топлива получается, что в год на содержание машины тратишь как минимум $1300 – 1500. Так что желающему «прикоснуться к небу» на этом «самолете» нужно хорошо подумать, готов ли он к этому материально.

Тем не менее, продавать своего «старичка» не собираюсь. Единственным поводом для «измены» может стать встреча с модификацией Aero в нормальном состоянии. До сих пор те немногочисленные варианты, которые попадались, требовали на полное восстановление сумму, незначительно уступающую их рыночной стоимости.

 Личный опыт  

Евгений, 35 лет
Эксплуатирует машину 3 года, Saab 9000 2,3 (147 л. с.), пробег – 350 тыс. км, возраст – 8 лет

Много Saab’ов прошло через мои руки. Некоторым я даже благодарен за то, что они спасли мне жизнь. Редко на какой машине можно вылететь с дороги на 180 км/ч и отделаться легким испугом и кузовом, не подлежащим восстановлению.

А экземпляр, на котором езжу сейчас, мне очень нравится. Сколько слышал сказок о ломких и дорогих в содержании Saab. А мой, несмотря на солидный пробег, не ломается, и все тут. Вероятно, предыдущий владелец хорошо заботился о машине. Да, не экономлю на расходниках, да, регулярно посещаю сервис. И машина не остается в долгу. Так что покупателям, которые запуганы слухами об «этих разорительных шведах», стоит пропускать подобное мимо ушей. Разве что при покупке не надо жалеть денег на тщательную диагностику – рынок изобилует экземплярами, много повидавшими в этой жизни.

 Расшифровка VIN-номера автомобиля
YS3CT65N9R1XXXXXX
1-3456789101112-17

1-3. Идентификатор производителя
4. Модельный ряд С – Saab 9000
5. Серия T – turbo model active
6. Тип кузова 4 – 4-дверный седан, 6 – 5-дверный хэтчбек
7. Тип трансмиссии 5 – 5-ступ. механич., 7 – 4-ступ. авт.
8. Тип двигателя B – B234I – 2,3-литровый атмосферный, D – B202 – 2,0-литровый атмосферный, M – В234 – 2,3-литровый турбированный, N – B204 – 2,0-литровый турбированный
9. Проверочная цифра
10. Год выпуска M – 1991, N – 1992, P – 1993, R – 1994, S – 1995, T – 1996, V – 1997, W – 1998
11. Завод– производитель 1, 2 – Трольхеттан, Швеция
12-17. Серийный номер кузова

Надежность узлов и агрегатов
Устойчивость к коррозии
Богатое оснащение
Широкая гамма двигателей
Высокий уровень безопасности
Дефицит на рынке неоригинальных запчастей с приемлемой стоимостью
Невысокая надежность механических коробок
Многие экземпляры имеют большой пробег (свыше 200 тысяч)
Большая степень износа «заряженных версий»

 История

1984 Дебют Saab 9000
1991 Появление рестайлингового хэтчбека CS/CSE. Старый его вариант выпускался до 1993 года.
1993 На смену наиболее мощной версии хэтчбека T16S пришла модель Aero с 2,3-литровым двигателем мощностью 225 л.с.
1994 Рестайлинг седана. Автомобиль обзавелся «узкой» светооптикой, изменились детали внешней отделки
1995 Седан Griffin в качестве опции получил 3,0-литровый бензиновый двигатель V6 от Opel
1998 На смену приходит Saab 9-5

 Saab 9000
Общие данные
Тип кузова4–дверный седан5–дверный хэтчбек
Дверей/мест4/55/5
Габариты Д/Ш/В, мм4780/1764/1420 4620/1764/1420
База, мм2672
Масса снаряженная/полная, кг1320/17501315/1780
Объем багажника, л562/1645487/1397
Объем бака, л66
Трансмиссия
Тип приводапередний
КПП5-ступ. механич./4-ст. автоматич.
Ходовая часть
Тормоза передн./задн.диск. вент./диск.или диск. вент./диск. вент.
Подвеска передн./задн.незав./незав.
Шины185/65 R15 – 205/50 R16, 195/65 R15
Двигатели
Бензиновые:2,0 (125 л. с.), 2,0 (150 л. с.) Turbo, 2,3 (147 л. с.),
4-цилиндровые:2,3 (170 л. с.) Turbo, 2,3 (200 л. с.) Turbo, 2,3 (225 л. с.) Turbo
6-цилиндровый:3,0 л (210 л. с.) V6

 Цены на новые неоригинальные запчасти, $*
Передние тормозные колодки86
Задние тормозные колодки54
Воздушный фильтр23
Топливный фильтр21
Масляный фильтр10
Подшипник передней ступицы (в сборе со ступицей)170
Помпа90
Подшипник задней ступицы (в сборе со ступицей)130
Амортизатор перед. – стойка./задн.210/74
Шаровая опора35
Генератор470
Стартер210
Цепь ГРМ75
*Цены могут немного отличаться в зависимости от модели, года выпуска и объема двигателя

Сергей Тарасюк
Фото Андрея Яцуляка

Редакция благодарит СТО Saab и Saab Club за помощь в подготовке материала