Знатоки автомобилей до сих пор ломают копья: Subaru Outback – это отдельная модель или особая версия универсала Legacy? В пользу как первого, так и второго суждения есть веские аргументы. Но нас интересует другое: стоит ли покупать Outback второго поколения, первым экземплярам которого уже cемь лет?
| | Знатоки автомобилей до сих пор ломают копья: Subaru Outback – это отдельная модель или особая версия универсала Legacy? В пользу как первого, так и второго суждения есть веские аргументы. Но нас интересует другое: стоит ли покупать Outback второго поколения, первым экземплярам которого уже cемь лет? |
Этот универсал повышенной проходимости, построенный на базе пятидверного полноприводного Legacy Station Wagon, появился в 1998 году. Отличий от легкового прототипа у «проходимца» немало: увеличенный на 40 мм клиренс (до 190 мм), массивные бамперы и пластиковые накладки на боковинах, мощные моторы и более дорогая комплектация. Автомобиль занял нишу между «паркетными» внедорожниками и обычными легковыми универсалами. Первым он уступает по проходимости (из-за больших свесов кузова), но превосходит их по комфорту и скоростным данным, вторым уступает по доступности.
По характеру и имиджу Subaru Outback подходит серьезным людям старше 35 лет, достигшим определенного положения в обществе, но предпочитающим по-молодежному энергичную езду и не любящим ограничений в свободе передвижения. Как правило, такие владельцы относятся к своим автомобилям бережно, поэтому большинство подержанных экземпляров Outback пребывают в хорошем состоянии. Это подтверждают и сотрудники специализированных СТО. По информации импортеров, две трети из бегающих по дорогам Украины Outback этого поколения были завезены к нам новыми, по линии официального представителя.
На то и универсал
Как и любой автомобиль с таким кузовом, Outback по-настоящему универсален. Правда, посадка за рулем не очень удобная, поскольку «баранка» расположена достаточно низко; при этом кресла с боковой поддержкой довольно комфортные. Сервоприводы различных механизмов, которыми Outback оснащен более щедро, чем обычные Legacy, в основном не доставляют хлопот. В базовой комплектации машина оборудована климат-контролем, электростеклоподъемниками, четырьмя подушками безопасности, гидроусилителем руля и аудиосистемой с шестью громкоговорителями.
Очагов коррозии на кузовах даже самых старых машин найти не удастся. Исключение могут составить экземпляры, побывавшие в ДТП, но такие неприятности с Outback случались нечасто: для экстремального вождения горячие драйверы обычно покупают Impreza.
Боксеры под капотом
Главная причина, по которой многие обладатели автомобилей Subaru выбирают именно эту марку, – моторы (исключительно бензиновые). Горизонтальные «оппозитники» отличаются спортивным характером: отзывчивостью на касание акселератора, тяговитостью, уравновешенной работой.
В Европу Outback сначала поставлялись только с 2,5-литровым четырехцилиндровым двигателем, а в 2000 году появилась новая «шестерка» (также скомпонованная по схеме «боксер») объемом 3,0 л. Оба силовых агрегата имеют по четыре клапана на каждый цилиндр. Между тем, на внутреннем японском рынке продавались машины с 2,0-литровыми моторами. Они могли быть разной степени форсировки, в том числе иметь турбину (и даже две), но к нам Outback с такими агрегатами официально не поставлялись.
2,5-литровые двигатели могут прослужить не менее 250 тыс. км до замены колец и шатунных вкладышей, хотя у особо аккуратных владельцев такие «движки» без проблем уже набегали по 400 тыс. км. 3,0-литровые моторы более долговечны, они могут «накрутить» до капремонта и более 500 тыс. км – возможно, потому, что агрегатируются только с автоматическими коробками передач, которые оберегают двигатели от перегрузок.
Серьезный недостаток «субаровских» «боксеров» – трудоемкая замена свечей. А бензин с железосодержащими присадками способствует их быстрому выходу из строя. Между тем, для их замены у Outback 3,0-литровый двигатель даже приходится снимать с опор и сдвигать поочередно то в одну, то в другую сторону. Чтобы увеличить периодичность выполнения этой процедуры, конструкторы применили свечи с платиновыми наконечниками электродов – они могут прослужить до 100 тыс. км. Однако, поскольку некачественный бензин с одинаковым успехом «гробит» и платиновые, и стальные электроды, многие владельцы используют обычные свечи, которые обходятся втрое дешевле (36 грн. против 125 грн. за штуку). Кстати, и те и другие зачастую можно вернуть в строй, очистив от нагара «пескоструйкой» или «Туалетным утенком».
Газораспределительный механизм 2,5-литрового мотора приводится в действие ремнем, обрыв которого вызывает загибание клапанов. Оригинальный ремень служит 100 тыс. км. Распредвалы «трешки» приводятся двумя цепями, которые подлежат замене также после 100 тыс. км пробега. Особенность этого привода – два гидравлических натяжителя, которые могут срабатывать с задержкой, вызывая стук цепи в первую минуту после пуска мотора или при его нагреве до максимальной температуры. Если стук не прекращается, узел необходимо заменить. Одновременно с заменой цепей имеет смысл продиагностировать натяжители и заменить сальники коленчатого и распредвалов, ресурс которых редко превышает 150 тыс. км.
Трансмиссия не подводит
На машинах с «механикой» постоянный полный привод оснащен межосевым дифференциалом с вискомуфтой, которые распределяют крутящий момент в соотношении 50% – на передний и 50% – на задний мост. Однако в случае пробуксовки одного из колес муфта перераспределяет момент, отдавая на «передок» до 80%. На «автоматах» вискомуфту заменяет управляемое электроникой многодисковое сцепление. Некоторые автомобили с «механикой» дополнительно укомплектованы системой Dual Range – двухступенчатым демультипликатором, по желанию водителя увеличивающим тяговое усилие на колесах (передаточное число низшей ступени – 1,2, высшей – 1). Версии с блокируемым задним межколесным дифференциалом (вискомуфта или «механика») в Европу не поставлялись.
Сцепление «европейских» Outback имело гаситель крутильных колебаний на маховике, а не на диске, как у «азиатов». В любом случае узел выхаживает до 140 тыс. км, причем фрикционные накладки диска классической конструкции можно заменять отдельно («переклепать»). Обычно никаких проблем с трансмиссией Outback не возникает, разве что при возросшем усилии на педали сцепления потребуется смазать механизм привода выжимного подшипника. Если этого не сделать, сломается вилка подшипника.
Берегите колеса
Подшипники ступиц колес боятся жестких боковых ударов. Если таковых не было, ресурс задних и передних подшипников одинаков – не менее 170 тыс. км. Подвеска отличается большей по сравнению с Legacy Station Wagon энергоемкостью за счет длинноходных пружин и амортизаторов. В украинских условиях чаще всего придется менять втулки обоих стабилизаторов и стойки переднего – каждые 40 тыс. км. Стойки заднего более живучи – не менее 80 тыс. км.
Как минимум 120 тыс. км «живут» задний сайлент-блок переднего рычага (2 шт.) и шаровые опоры (2 шт.). Другие «расходные» детали подвески служат не менее 150 – 170 тыс. км, причем все они меняются по отдельности, кроме одного из шести сайлент-блоков (с каждой стороны) задней «многорычажки». Амортизаторов при умеренном вождении «хватает» не менее чем на 100 тыс. км, и только после двух-трех их замен просаживаются пружины.
Рулите экономно
Рулевое управление Outback начинает напоминать о себе не ранее чем через 100 тыс. км. При таком пробеге машине требуется новый ремень привода насоса гидроусилителя – при условии, что он был оригинальным (альтернативного хватает на 60 тыс. км). После 100 тыс. км может потечь и сам насос; но не беда – новые сальники для ремонта поступают в запчасти. В это время может возникнуть стук в реечном механизме, но эта неприятность устраняется регулировкой. При пробеге 120 тыс. км обычно приходит время покупать шарниры рулевых тяг. В тормозных механизмах требуют замены только колодки. Передние работают не более 40 тыс. км, задние – вдвое-втрое дольше.
Для души, семьи и бизнеса
Subaru Outback можно смело рекомендовать человеку, который рассматривает автомобиль как многофункциональное средство для получения удовольствия и обслуживания семьи, но при этом считают, что в первую очередь он должен выполнять представительскую функцию. К тому же Subaru дешевле одноклассников.
| Личный опыт | | Игорь, 38 лет Эксплуатирует машину 5 лет, Subaru Outback 3,0 л (209 л. с.), АКПП, пробег – 92 тыс. км, возраст – 5 лет У меня это уже не первый Outback. Ценю эту машину за ее техническое совершенство – великолепный мотор со сбалансированными характеристиками, ходовую часть, одинаково хорошо приспособленную для скоростной езды по асфальту и по проселочным дорогам. Дорожный просвет достаточно велик, но благодаря низко расположенному оппозитному мотору устойчивость отличная. Полный привод гарантирует предсказуемость в самых крутых поворотах, управлять авто в вираже можно при помощи акселератора. Три разных режима автоматической коробки как будто наделяют ее тремя характерами. В целом машина практичная, хороша и в качестве представительского автомобиля, и для поездок на отдых, на природу. |
|
|
| Личный опыт | | Андрей, 29 лет Эксплуатирует машину 1 год, Subaru Outback 2,5 л (156 л. с.), АКПП, пробег – 125 тыс. км, возраст – 4 года Я ездил на очень многих машинах, но эта просто поразила меня своими ходовыми характеристиками. Несмотря на большой клиренс, она прекрасно управляется, держит дорогу на любой скорости – лучше ведут себя только автомобили с более длинной базой. Удивил расход топлива: признаться, я ожидал больших финансовых затрат, а оказалось, что даже при активной городской езде машина «ест» не более 13 л/100 км. Я живу в городе, по-настоящему вездеходные качества машины испытавать не приходилось, но на природу выезжал совершенно спокойно – песок, лесные дороги и проселки с лужами для Outback не проблема. Однако есть замечания по эргономике салона. Как и в других Subaru, здесь руль лежит почти на коленях, и высокому человеку трудно удобно устроиться на водительском месте. И еще у меня по салону постоянно «летают» какие-то мелкие вещи – к сожалению, для их хранения предусмотрено мало отделений. |
|
|
| |
| Отзывчивые тяговитые двигатели | | Хорошая управляемость | | Энергоемкая подвеска | | Высокая для своего класса проходимость |
| | Чувствительность к качеству бензина | | Сложности с обслуживанием двигателя | | Неидеальная эргономика водительского места | | Нет экономичных дизельных моторов |
|
История |
09.98 Представлено второе поколение спортивного полноприводного универсала Subaru Outback (для некоторых рынков – Lancaster, индекс кузова B12) 02.00 На Outback начали устанавливать новый 6-цилиндровый оппозитный двигатель (3,0 л/209 л. с.) 03.00 Рестайлинг. Машина получила новые фары и передний бампер 09.03 В Японии начато производство Subaru Outback третьего поколения (индекс кузова B13) |
|
|
До и после… |
Первое поколение модели Outback появилось в 1997 году (экспортное обозначение Lancaster). Машина базировалась на модели Legacy Wagon (кузов В11) и предназначалась главным образом для американского рынка. От обычного полноприводного универсала она отличалась увеличенным со 160 до 200 мм клиренсом, другими бамперами и более дорогой отделкой. Благодаря «внедорожным» настройкам подвеска характеризовалась большей энергоемкостью. Машина комплектовалась «топовым» двигателем из линейки Legacy – оппозитной 2,5-литровой «четверкой». В 1998 году, также специально для заокеанского рынка, была выпущена небольшая партия автомобилей – аналогов Outback, но с трехобъемным кузовом, т. е. седаны SUS (Sport Utility Sedan). Нынешнее, третье по счету поколение Subaru Outback (В13) было представлено осенью 2003 года. Тогда же начался его выпуск в Японии, а через год машину стали собирать и в Америке. Кроме внешних изменений, новинка получила модернизированные двигатели: 2,5-литровый стал мощнее на 9 л. с., а 3,0-литровая «шестерка» прибавила 36 «коней». Оба мотора агрегатируются (3,0 л – в обязательном порядке) с новым 5-ступенчатым «автоматом» с возможностью ручного переключения. Машина стала устойчивее, а ее ход плавнее – за счет опущенного на 22 мм мотора, измененных характеристик подвески, расширенной на 30 мм колеи и увеличенной на 50 мм базы. В качестве опции для Subaru Outback предлагается система поддержания постоянного клиренса. По данным официального импортера Subaru, цена Outback в базовой комплектации – 188600 грн. |
|
|
| Цены на новые неориг. запчасти, $* |
Передн. торм. колодки | 55 | Задн. торм. колодки. | 71 | Воздушный фильтр | 7 | Топливный фильтр | 28 | Масляный фильтр | 6 | Подшипник передн./задн. ступицы | — | Амортизатор передн./задн. | 210/102 | Сцепление, комплект | 360 | Помпа | 70 | Радиатор | 320 | Шаровая опора | 25 | Рулевая рейка | 380 | Генератор | 450 | Стартер | 320 | Распредвал | — | Цепь ГРМ | 87 | Натяжители цепи | 291 |
|
| Subaru Outback |
Общие данные | Тип кузова | универсал | Дверей/мест | 5/5 | Габариты, Д/Ш/В, мм | 4720/1715/1555 | База, мм | 2630 | Масса снаряженная | 1490 | Объем багажника, л | 530/1645 | Объем бака, л | 60 | Двигатели | Бенз. впрыск.: | 4-цилиндр.: | 2,0 л 16V (125 л. с.), 2,0 л 16V (155 л. с.), 2,0 л 16V турбо (260 л. с.), 2,0 л 16V турбо (280 л. с.), 2,5 л 16V (156 л. с.) | 6-цилиндр.: | 3,0 л 24V (209 л. с.) | Трансмиссия | Тип привода | постоянный полный | КПП | 5-ст. механ., 4-ст. автомат. | Ходовая часть | Тормоза передние/задние | диск. вент./диск. / диск. вент./диск. вент. | Подвеска передняя/задняя | незав./незав. | Шины | 205/60 R16, 215/60 R16 | Стоимость в Украине, $ | от 14 тыс. до 26,5 тыс. |
|
Альтернатива
Audi Allroad с 2000 г.
Крупный роскошный автомобиль, оснащенный многими современными устройствами, повышающими удобство пользования и обеспечивающими безопасность. В гамме моторов присутствует шестицилиндровый дизель. Ходовая часть и силовые агрегаты приспособлены для скоростной езды, в том числе и по не самым ровным дорогам. Преимущество перед Outback – пневматическая подвеска, которая сама опускает машину на высокой скорости. Кроме того, клиренсом можно управлять вручную, изменяя его высоту от 140 до 208 мм. Самоблокирующийся межосевой дифференциал, электронная имитация блокировки межколесных, значительный дорожный просвет и демультипликатор превращают его в настоящий внедорожник. Салон очень удобный и практичный, укомплектован массой приспособлений для обеспечения комфорта. Серьезный недостаток модели – высокая цена: отчасти по причине престижности марки, отчасти – из-за «свежести» предлагаемых на вторичном рынке экземпляров.
| Audi Allroad с 2000 г. |
Тип кузова | 5-дв. универсал | Габариты, Д/Ш/В, мм | 4810/1850/1550 | База, мм | 2760 | Двигатели 6- и 8-цил. | 2 бензин.: 2,7 л (250 л. с.), 4,2 л (300 л. с.); дизельный: 2,5 л (179 л. с.) | Стоимость в Украине, $ | от 34 тыс. до 65 тыс. |
|
Volvo ХС70 Cross Country с 1997 г.
По характеру поведения это скорее дорожный крейсер для дальних поездок. По своим геометрическим данным автомобиль приспособлен для покорения неровных дорог: неокрашенные бамперы и накладки боковин, защита моторного отсека и малые свесы. При обычных условиях движения это переднеприводная машина, при пробуксовке задний мост подключается вискомуфтой. В результате недостаточная поворачиваемость во время маневра превращается в избыточную, что может стать сюрпризом для водителя. Пониженной передачи в трансмиссии нет, а кроме пятиступенчатой «механики» предусмотрены два «автомата», один из которых – с возможностью ручного переключения.
| Volvo ХС70 Cross Country с 1997 г. |
Тип кузова | 5-дв. универсал | Габариты, Д/Ш/В, мм | 4730/1860/1560 | База, мм | 2760 | Двигатель 5-цил. | 2 бензин.: 2,4 л (200 л. с.), 2,5 л (210 л. с.); турбодизельн.: 2,4 л (163 л. с.) | Стоимость в Украине, $ | от 28,3 тыс. до 43 тыс. |
|
Игорь Широкун
Фото Владислава Бойко, Сергея Кузьмича и Subaru
Редакция благодарит сервисный центр ООО «Мега Моторс», СТО «Хаир» и ООО «ЭСО-Автотехникс» за помощь в подготовке материала