X

Toyota RAV 4, Suzuki Vitara, Kia Sportage, Honda CR-V: По паркету и не только

Рынок «паркетников» в Украине сегодня отличается разнообразием. Причем найти легкий внедорожник можно и среди подержанных автомобилей. Вот поэтому мы и решили сравнить четыре самые популярные модели SUV.

Рынок «паркетников» в Украине сегодня отличается разнообразием. Причем найти легкий внедорожник можно и среди подержанных автомобилей. Вот поэтому мы и решили сравнить четыре самые популярные модели SUV.

Рынок «паркетников» в Украине сегодня отличается разнообразием. Причем найти легкий внедорожник можно и среди подержанных автомобилей. Вот поэтому мы и решили сравнить четыре самые популярные модели SUV.

В среде отечественных автолюбителей можно услышать шутливую поговорку, что внедорожник – это транспортное средство, которое застрянет там, куда легковой автомобиль никогда не доедет. Исходя из этого, продолжим: «паркетник» – транспортное средство, которое заедет намного дальше, чем легковая машина, но застрянет где-то на полпути к настоящему внедорожнику.

Своим прозвищем эти машины обязаны владельцам полноценных внедорожников – на таких автомобилях, дескать, можно ездить только по «паркету», то есть по дорогам с твердым покрытием. Отчасти это справедливо – для ралли-рейдов по раскисшей целине или преодоления водных преград эти машины действительно не годятся, но они и не создавались для этих целей. Они должны быть максимально удобными для повседневного передвижения в городе и способными доставить своих хозяев за пределы асфальтовых дорог на уик-энд. А чтобы и на природе владельцы чувствовали себя комфортно, у этих автомобилей высокий дорожный просвет и полный привод – постоянный или подключаемый.

Родоначальницей класса «паркетных» внедорожников принято считать компанию Suzuki. Это она в начале 90-х годов первой представила маленький и ставший очень популярным «джипик» Jimny/Samurai, а затем и Vitara. Быстро смекнув, что найдена новая ниша, корейцы выпустили на рынок свой SUV – KIA Sportage. Через некоторое время, поняв, что новый сегмент рынка успешно развивается и приносит прибыль, «застолбила» в нем место и Toyota, явившая миру RAV-4. А позже пополнил ряды «паркетников» еще один «японец» – Honda CR-V. Именно об этих пионерах сегмента рынка SUV мы и расскажем.

Данные модели появились в разные годы, и считать их прямыми конкурентами не вполне справедливо. Разница в ценах на них приличная – от $4,7 до 19,5 тыс. Вместе с тем, люди с различным уровнем доходов при покупке «паркетника» смогут подобрать себе наиболее подходящий вариант. Выбор становится более широким благодаря разнообразию модификаций участников нашего обзора. Так, Vitara и Sportage выпускались с 3- и 5-дверным кузовом универсал и кабриолет, а RAV-4 представлены 3- и 5-дверным универсалом. Исключение – Honda CR-V, которая производилась только с 5-дверным кузовом универсал.

Не стоит думать, что все эти автомобили имеют чистую «родословную». Для уменьшения себестоимости моделей, которые пользовались большой популярностью, выпуск некоторых SUV наладили не только в родных странах. Vitara может быть испанской, американской, индонезийской, Sportage – немецкой и российской, а CR-V – канадской сборки.

Toyota RAV-4

При покупке RAV-4, особенно первых годов выпуска, нужно проверить, как закрывается задняя (пятая) дверь. Если плохо, то, скорее всего, износились ее петли, так как дверь имеет большой «вылет», к тому же на ней размещена тяжелая полноразмерная «запаска».

RAV-4 не следует покупать в качестве основного автомобиля в семье. Не подходит он и высоким людям – салон автомобиля узкий и низкий. Зато багажник вместительный – его объем составляет 400 – 650 л.

Для автомобилей предусмотрено всего два бензиновых двигателя, моторесурс которых при своевременном обслуживании – свыше 350 тыс. км. «Роковая» встреча клапанов с поршнями при обрыве ремня ГРМ исключена конструктивно, хотя это не повод забыть о его замене. Одновременно нужно проверить состояние «помпы» – она приводится ремнем ГРМ. Каждые 100 тыс. км нужно регулировать тепловые зазоры клапанов (работа – $45).

Полноприводная трансмиссия и КПП (механическая и автоматическая) надежные. А вот независимую подвеску необходимо обслуживать каждые 40 тыс. км. При этом придется заменить втулки стабилизатора поперечной устойчивости и обязательно смазать эксцентриковые втулки регулировки развала задних колес. Если эти детали заржавеют, их придется срезать «болгаркой» и менять в сборе с тягой (одна работа обойдется в $100).

В рулевом управлении со временем разбивается втулка рулевого вала (запчасть – $5, работа – $25), а также может дать течь сальник червячного механизма (работа – $100, так как при этом нужно демонтировать рулевой механизм).

 История

1994 Toyota RAV-4 представлена 3-дверным универсалом
1995 Дебютирует 5-дверная модификация
1998 Рестайлинг. Представлен кабриолет
2000 Стартует второе поколение Toyota RAV-4

Надежные двигатели и трансмиссия
Постоянный полный привод
Хорошие устойчивость и управляемость
Вместительный багажник
Высокая стоимость автомобиля и запчастей
Дорогостоящее обслуживание
Маленький салон
Износ петель пятой двери и втулки рулевого вала

 Цены на новые неоригинальные запчасти, $*
Торм. колодки передн./задн.41/52
Воздушный фильтр12
Топливный фильтр25
Масляный фильтр5
Аморт. передн./задн.100/55
Сцепление (комплект)226
Цепь/натяж.ролик ГРМ33/53
*Цены могут отличаться в зависимости от модели, года выпуска и объема двигателя

 Toyota RAV-4
Общие данные**
Тип кузовауниверсал
Дверей/мест5/5
Габариты Д/Ш/В, мм4115/1695/1660
База, мм2410
Дорожный просвет, мм200
Масса снаряженная, кг1220
Объем багажника, л400 – 650
Объем бака, л58
Трансмиссия
Тип приводаполный
КПП5-ст. механ. или 4-ст. автом.
Ходовая часть
Тормоза передн./задн.диск. вент/бараб.
Подвеска передн./задн.незав./незав.
Шины215/70 R16
Двигатели
Бенз. 4-цилиндр.:2,0 л (128 л. с.) 16V, 2,0 л (165 л. с.) 16V
Стоимостьот $8,5 до 18,5 тыс. *
* Цена автомобиля зависит от года выпуска, состояния и комплектации
** Приведены данные наиболее популярной модификации с 5-дверным кузовом универсал

Suzuki Vitara

Кузов Vitara установлен на мощной раме. Запасное колесо навешено на заднюю дверь. Со временем ее петли изнашиваются, и дверь плохо закрывается.

Салон узковатый – комфортно в нем будет только 4-м пассажирам, а багажник маленький.

Для Vitara предусмотрено самое большое количество двигателей – 6 (3 бензиновых и 3 дизельных). Но дизельные версии в Украине редкость. При своевременном обслуживании моторесурс силовых агрегатов составляет 300 – 400 тыс. км. Через каждые 90 тыс. км рекомендуется сменить ремень ГРМ и натяжной ролик. Одновременно желательно установить новый задний сальник коленвала, который к такому пробегу, как правило, пропускает масло.

Крестовины карданных валов «выхаживают» в среднем около 70 тыс. км, причем такой ресурс характерен только для оригинальных деталей (запчасть – $60, работа – $15). Подключение передней оси может осуществляться из салона – с помощью рычага «раздатки» или снаружи вручную – включением передних ступиц. По словам специалистов, более надежна конструкция с механическим включением передних ступиц. «Механика» и «автомат» не создают каких-либо характерных проблем.

Передняя независимая подвеска служит около 70 – 80 тыс. км, а задняя вообще «неубиваемая». Отмечены случаи выхода из строя редуктора рулевого механизма, на восстановление которого потребуется около $600.

 История

1989 Представлена 3-дверная версия Suzuki Vitara
1991 Начат выпуск 5-дверной модификации Vitara Long
1996 В стандарте – две передних airbag
1997 Выпуск Suzuki Vitara прекращен. Дебютирует наследник – Grand Vitara

Невысокая стоимость
Рамный кузов
Долговечная задняя подвеска
Хорошая проходимость
Узкий салон
Небольшой багажник
Износ петель задней двери
Возможна поломка редуктора рулевого мех-ма

 Цены на новые неоригинальные запчасти, $*
Торм. кол. передн./задн.40/98
Воздушный фильтр12
Топливный фильтр16
Масляный фильтр6
Аморт. передн./задн.60/50
Сцепление (комплект)228
Цепь/натяж.ролик ГРМ30/40
*Цены могут отличаться в зависимости от модели, года выпуска и объема двигателя

 Suzuki Vitara
Общие данные**
Тип кузовауниверсал
Дверей/мест5/5
Габариты Д/Ш/В, мм4125/1695/1700
База, мм2480
Дорожный просвет, мм200
Масса снаряж./полн., кг1360/1945
Объем багажника, л119 – 596
Объем бака, л70
Трансмиссия
Тип приводазадний – подкл. полный
КПП5-ст. механ. или 4-ст. автом.
Ходовая часть
Тормоза передние/задниедиск./бараб.
Подвеска передн./задн.незав./завис.
Шины215/65 R15
Двигатели
Бензиновые
4-цилиндровые:1,6 л (80 л. с.), 1,6 л (97 л. с.) 16V
6-цилиндровые:2,0 л (136 л. с.)
Дизельные 4-цилиндровые:1,9 л (68 л. с.), 2,0 л (71 л. с.) Turbo, 2,0 л (87 л. с.) Turbo
Стоимостьот $4,7 до 12 тыс. *
* Цена автомобиля зависит от года выпуска, состояния и комплектации
** Приведены данные наиболее популярной модификации с 5-дверным кузовом универсал

Kia Sportage

Sportage стоит дешевле конкурентов, у него рамная конструкция кузова и богатая комплектация. В стандарт входят: центральный замок, гидроусилитель руля, кондиционер, электростеклоподъемники и электрорегулировки наружных зеркал.

Все силовые агрегаты, которые выпускаются по лицензии Mazda, славятся по-японски высокой надежностью и выхаживают до капремонта не менее 300 тыс. км. Благодаря выточкам в днищах поршней не слишком заботливые владельцы ограждены от неприятностей, связанных с ремонтом силового агрегата при обрыве ремня ГРМ. А вот дизели таким преимуществом не располагают. Рекомендуемая периодичность замены ремня ГРМ на всех двигателях – каждые 60 тыс. км. В моторах с большим пробегом может прогореть прокладка выпускного коллектора (запчасть – $5, работа – $7). Отмечены также выходы из строя датчика холостого хода (запчасть – $80).

Вакуумные муфты (устанавливались после 1998 года), позволяющие включать передний мост на скорости до 80 км/ч, ненадежны. Нередко нарушается герметичность сальника этого узла, что приводит к его поломке. Поэтому лучше выбирать модификации со ступичными (блокируется вручную) муфтами или с «раздаткой» с ручным включением переднего моста. В «механике» долговечностью не отличается сальник кулисы рычага переключения передач (запчасть стоит $5, работа, требующая снятия КПП, – $100).

Передняя независимая подвеска служит долго. Ее особенность – верхняя шаровая опора меняется вместе с рычагом (запчасть – $60). Слабое место задней подвески – пружины, которые часто ломаются. При экстремальном вождении быстро выходят из строя втулки маятника рулевого механизма (запчасть – $20, работа – $28).

 История

1993 В Корее начат выпуск Kia Sportage
1994 Налажено производство автомобиля в Германии
1995 Внедорожник агрегатируют турбодизелем объемом 2,0 л (83 л. с.)
1998 Рестайлинг: новые бамперы, установка расширителей колесных арок и повторителей указателей поворотов. Серийно устанавливается ABS. В Калининграде (Россия) начат выпуск Sportage.
2002 На смену Kia Sportage приходит новая модель – Sorento

Невысокая стоимость автомобиля
Рамный кузов
Богатая базовая комплектация
Приличная проходимость
Ненадежные вакуумные муфты подключения передней оси
Недолговечность задних пружин
Возможный выход из строя датчика холостого хода
Течь сальника кулисы рычага переключения передач

 Цены на новые неоригинальные запчасти, $*
Передн. тормозные колодки42
Задние тормозные колодки47
Воздушный фильтр11
Топливный фильтр14
Масляный фильтр8
Амортизатор передний 72
Амортизатор задний53
Сцепление, комплект146
Ремень ГРМ45
Ролик ГРМ28
*Цены могут немного отличаться в зависимости от модели, года выпуска и объема двигателя

 Kia Sportage
Общие данные**
Тип кузовауниверсал
Дверей/мест5/5
Габариты Д/Ш/В, мм4245/1730/1695
База, мм2650
Дорожный просвет, мм200
Масса снаряж./полн., кг1440/1930
Объем багажника, л347 – 640
Объем бака, л60
Ходовая часть
Тормоза передние/задниедиск./бараб.
Подвеска передн./задн.незав./завис.
Шины205/75 R15
Трансмиссия
Тип приводазадний – подключ. полный
КПП5-ст. механ. или 4-ст. автомат.
Двигатели
Бензиновые 4-цилиндровые:2,0 л (95 л. с.), 2,0 л (128 л. с.) 16V
Дизельные 4-цилиндровые:2,0 л (83 л. с.)Turbo, 2,2 л (68 л. с.)
Стоимостьот $5,0 до 15 тыс. *
*Цена автомобиля зависит от года выпуска, состояния и комплектации
** Приведены данные наиболее популярной модификации с 5-дверным кузовом универсал

Honda CR-V

Этот «паркетник» – самый «молодой» участник нашего обзора, что вкупе с высоким японским качеством служит залогом беспроблемной эксплуатации. Honda CR-V очень практичный автомобиль, который порадует своих владельцев просторным и комфортабельным салоном с множеством карманов и ниш для мелочевки, а также вместительным багажником, напольная ниша которого при необходимости становится раскладным столиком (его очень удобо использовать на отдыхе за городом). Увеличивает функциональность этого паркетника и двухстворчатая пятая дверь. Каждая ее половинка открывается отдельно – верхняя (заднее стекло) и нижняя (металлическая дверь).

Все CR-V оснащались бензиновым 2,0-литровым агрегатом. Сначала он развивал мощность 135 л. с., а затем его форсировали до 147 л. с. Каких-либо «сюрпризов» в процессе эксплуатации этот двигатель не преподносит. При надлежащем обслуживании он способен прослужить свыше 400 тыс. км. Но не стоит забывать о замене ремня ГРМ и натяжного ролика (эту процедуру рекомендуется выполнять каждые 100 тыс. км).

Надежны и КПП (как механические, так и автоматические), а вот к трансмиссии есть замечания. Самое серьезное – к пробегу в 200 тыс. км у некоторых автомобилей были зафиксированы случаи выхода из строя передней крестовины карданного вала (запчасть стоит $2100, так как поставляется только в сборе с карданом). Более доступная альтернатива – заказать карданный вал в отечественном спеццентре.

Независимая подвеска Honda CR-V долговечна, однако следует обратить внимание, что ее обслуживание обходится недешево. К примеру, задние сайлент-блоки в оригинале поставляются только в сборе с продольными рычагами (запчасть стоит около $300). Хотя неоригинальный сайлент-блок можно купить отдельно всего за $45. Наконечники рулевых тяг способны «выходить» до 80 тыс. км.

 История

1996 Дебют первого «паркетного» внедорожника в семействе Honda. Новый CR-V комплектуется 2,0-литровым бензиновым мотором мощностью 135 л. с. На автомобиль устанавливается только АКПП
1997 У покупателей появилась возможность приобрести CR-V с механической коробкой передач
1998 Мощность 2,0-литрового силового агрегата увеличена до 147 л. с.
2000 Модель подверглась рестайлингу: установлены новые бамперы и решетка радиатора. В салоне появились новые сиденья с более развитой боковой поддержкой
2002 Представлено второе поколение Honda CR-V

Надежность большинства узлов и агрегатов
Просторный и комфортабельный салон
Вместительный багажник
Хорошие устойчивость и управляемость
Большой дорожный просвет
Высокая стоимость машины
Дорогие запчасти и обслуживание
Возможный выход из строя крестовины карданного вала
Посредственная проходимость

 Цены на новые неоригинальные запчасти, $*
Передние тормозные колодки50
Задние тормозные колодки75
Воздушный фильтр19
Топливный фильтр27
Масляный фильтр5
Амортизатор передний 90
Амортизатор задний90
Сцепление, комплект 235
Ремень ГРМ45
Ролик ГРМ45
*Цены могут отличаться в зависимости от модели, года выпуска и объема двигателя

 Honda CR-V
Общие данные**
Тип кузовауниверсал
Дверей/мест5/5
Габариты Д/Ш/В, мм4520/1750/1705
База, мм2620
Дорожный просвет, мм210
Масса снаряж./полн., кг1480/1900
Объем багажника, л375 – 670
Объем бака, л58
Трансмиссия
Тип приводапер. – подкл. полный***
КПП5-ступ. механ. или 4-ст. автомат.
Ходовая часть
Тормоза передние/задниедиск. вент./бараб.
Подвеска передняя/задняянезав./незав.
Шины205/70 R15
Двигатели
Бензиновые2,0 (135 л. с.)
4-цилиндровые:2,0 (147 л. с.)
Стоимостьот $13 до 19,5 тыс. *
*Цена автомобиля зависит от года выпуска, состояния и комплектации
** Данные для модификации с 5-дверным кузовом универсал
*** Автоматически, вискомуфтой

Итоги: паркетник паркетнику – рознь

Итак, сравним потребительские качества участников нашего обзора. Самая удобная и практичная машина – Honda CR-V. В ее салоне легко и удобно разместятся пять человек. При этом они не будут испытывать недостатка в свободном месте над головой и от коленей до спинок передних кресел. Самый маленький салон у Toyota RAV-4 – в нем нормально будут чувствовать себя только четыре человека невысокого роста. Правда, эта машина меньше всех остальных – ее высота всего 1660 мм, ширина – 1695 мм и колесная база – 2410 мм. Ненамного удобнее в Suzuki Vitara – ширина такая же, как и у RAV-4, хотя колесная база и длина больше. Внутри Kia Sportage поместятся пять человек, но им будет менее удобно, чем в CR-V.

По объему багажного отделения – 400 л в «походном» состоянии – лидирует RAV-4, а вот самый маленький багажник у Vitara – всего 119 л. Хотя при необходимости багажное отделение всех автомобилей можно увеличить, сложив задние сиденья.

Уверенней всего чувствует себя на дороге RAV-4 – его трансмиссия оснащена постоянным полным приводом, позаимствованным у раллийной Toyota Celica GT-Four. Передняя и задняя подвески – независимые. Все это, «плюс» несущий кузов обеспечивает «паркетнику» завидную устойчивость и управляемость, почти как у легкового автомобиля. А вот выбраться из небольшой внедорожной ловушки RAV-4 поможет блокируемый межосевой дифференциал.

Honda CR-V также имеет несущий кузов и независимые подвески передних и задних колес. Однако чаще она ездит как обычный переднеприводной автомобиль, а задняя ось подключается автоматически с помощью вискомуфты только при проскальзывании передних колес. Каких-либо блокировок дифференциалов ее трансмиссия не имеет, поэтому далеко съезжать с твердых дорог на ней не рекомендуется.

Покупку Toyota RAV-4 и Honda CR-V можно порекомендовать автолюбителям, которые ездят преимущественно в городе, а если покидают его пределы, то не для того, чтобы забираться в лесные чащи, прокладывать тропы в песках, устраивать ралли-рейды или прорываться к дачному участку по раскисшей дороге. К тому же эти «паркетники» стоят дорого (см. табл.), а на их запчасти и обслуживание также потребуется больше денег, чем для остальных участников обзора.

Другое дело Suzuki Vitara и Kia Sportage. Они и стоят дешевле – «японец» по причине более почтенного возраста, а «кореец» ввиду меньшей престижности. Да и обслуживание и запчасти более доступны. В пределах города оба автомобиля ведут себя как обычные «заднеприводники». Дело в том, что они оснащены трансмиссией Part Time 4 WD, не оборудованной межосевым дифференциалом. Как следствие, при включенном полном приводе разница в прохождении пути колес передней и задней оси компенсируется их проскальзыванием. Поэтому включать полный привод на твердом покрытии не рекомендуется – это повышает износ трансмиссии и шин, а также заметно ухудшает управляемость.

Зато вне асфальтовых дорог Vitara и Sportage чувствуют себя намного увереннее, чем Toyota RAV-4 и Honda CR-V. Судите сами, конструкции «японца» и «корейца» такие же, как и классических внедорожников – рамная конструкция кузова, неразрезной задний мост с самоблокирующимся межколесным дифференциалом и «раздатка» с пониженными передачами. Конечно, Vitara и Sportage не сравнятся с настоящими «проходимцами», например, MB G-класса или Nissan Patrol, но на бездорожье дадут «фору» многим «паркетникам».

Suzuki Vitara и Kia Sportage идеально подойдут городским жителям, у которых есть дачный участок вдалеке от асфальтовых дорог, а также тем, кто любит отдыхать, занимаясь охотой или рыбалкой и при этом предпочитает добираться к месту назначения на своем автомобиле.

 Внедорожный арсенал
Передн. подвескаSuzuki VitaraKia SportageToyota RAV-4Honda CR-V
незав.незав.незав.незав.
Задн. подвесказавис.завис.незав.незав.
Тип приводаподкл. полн.подкл. полн.полн.*подкл. полн.**
Понижен. ряд передач++
Дорожный просвет, мм200200200210
Блокировка дифф. задн. моста++
* Принудительная блокировка межосевого дифференциала
** Автоматическое подключение заднего моста с помощью вискомуфты

Юлий Максимчук
Фото Сергея Кузьмича, Юрия Нестерова и Андрея Яцуляка

Редакция благодарит СТО СП «Автосаммит ЛТД», «Днипро Мотор Инвест», «Ника Автосервис», «Japan Avto Servise» и автомагазин «Евроавто+» СП «В.М.С.» за помощь в подготовке материала