X

Volvo S80: Твидовый костюм

Единственное, в чем его можно упрекнуть – он безнадежно старомоден. Впрочем, стилисты Volvo никогда не стремились к авангарду. Таков и этот седан – S40. Подобный добротному костюму, который вышел из моды раньше, чем успел износиться.

Единственное, в чем его можно упрекнуть – он безнадежно старомоден. Впрочем, стилисты Volvo никогда не стремились к авангарду. Таков и этот седан – S40. Подобный добротному костюму, который вышел из моды раньше, чем успел износиться.

Единственное, в чем его можно упрекнуть – он безнадежно старомоден. Впрочем, стилисты Volvo никогда не стремились к авангарду. Таков и этот седан – S40. Подобный добротному костюму, который вышел из моды раньше, чем успел износиться.

Этот автомобиль создан на общей платформе с Mitsubishi Carisma и выпускался на шведско-японско-голландском заводе в Нидерландах. Несмотря на то, что «одноплаформенник» Carisma относится к верхнему С-классу, S40 настолько велик (длина 4520 мм), что смело конкурирует с Audi A4, Nissan Primera, Opel Vectra из D-класса. Машина с кузовом «универсал» называлась Volvo V40. Мы же сегодня поговорим о более распространенном седане.

Расчет и прочность

Безопасность – один из главных козырей S40: на тестах EuroNCAP в 1997 г. модель получила 4 звезды и была названа лучшей среди седанов. Еще одно отличие – высокая культура проектирования и сборки – все продумано до мелочей и сделано с расчетом на долгие годы.

Уровень защиты пассажиров S40 отвечает современным требованиям: 4 звезды EuroNCAP (из 5 возможных).

В Украине S40 покупали люди с высоким статусом, имеющие в своем распоряжении и другие автомобили. Поэтому не редкость десятилетние S40 с пробегом до 100 тыс. км. Правда, встречаются и «поношенные» экземпляры, сменившие нескольких владельцев, – обслуживают их «на гараже», благо, несложная конструкция это позволяет.

Оцинкованный кузов «сороковки» не ржавеет, но у машин, эксплуатировавшихся без задних брызговиков, на днище позади колесных арок уже можно обнаружить очаги коррозии.

Отделка просторного и хорошо оснащенного салона сохраняется даже на немолодых машинах самых первых лет выпуска.
Декоративные накладки на порогах подчеркивают престиж модели и защищают краску от каблуков.

Дела сердечные

«Пламенные сердца» Volvo S40 – это три дизельных и семь бензиновых моторов – в том числе 1,8 GDI с непосредственным впрыском бензина от Mitsubishi. Но в Украину поставлялись только вольвовские 1,6-, 1,8- и 1,9-литровые моторы с распределенным впрыском, наддувом и без такового. Ресурс всех бензиновых моторов – не менее 250–300 тыс. км, они неприхотливы и стойко переносят отечественное топливо. Каждые 40 тыс. км нужно промывать форсунки, каждые 30–40 тыс. км – менять свечи (соответственно, в турбированных и атмосферных моторах). Бензонасос работает до 100 тыс. км, провода зажигания лучше поменять после 150 тыс. км, иначе есть риск пробоя катушек (их две). На 120 тыс. км пробега вместе с роликами заменяют оба ремня – навесного оборудования и привода ГРМ (срок указан для оригинальных деталей). Клапаны – с гидрокомпенсаторами, поэтому зазоры не регулируют.

Будь она неладна, эта мода – машине еще ездить и ездить, а ее переводят в разряд «вчерашних» только из-за устаревшей внешности. Показательно, что в случае с Volvo S40 на цену это почти не повлияло. Но если требуется автомобиль с уважаемым именем, придется переплачивать.

Система изменения фаз газораспределения, установленная на большинстве бензиновых агрегатов, недолговечна. Ее механизм, встроенный в шкив распредвала, служит около 70 тыс. км (узел – 1100 грн.), напоминая о выходе из строя стуком. Требует внимания и электронасос системы охлаждения, которым оснащены многие версии S40. Эта помпа, гоняющая антифриз некоторое время после выключения двигателя, может дать течь. Вентилятор радиатора (в тех версиях, где он один и с одним диффузором) работает шумно, но это не признак неисправности. 1,9-литровые «атмосферники» могут потреблять излишне много масла – до 1,5 л на 10 тыс. км, но это считается нормальным.

Иногда встречаются дизели, поставлявшиеся Renault. Они надежны, и единственный их серьезный недостаток – недолговечный вакуумный насос усилителя тормозов (цена 2800 грн.), приводимый от распредвала. Регулярная диагностика спасет насос от заклинивания и обрыва ремня ГРМ со всем «букетом» вытекающих последствий.

Кнопки передних стеклоподъемников расположены как традиционно – на подлокотниках дверей, так и продублированы на тоннеле возле «ручника».

Опасайтесь «чужестранцев»

Самое слабое место трансмиссии S40 – одинаковая для большинства версий механическая КП от Renault. Для нее характерны течи масла через сальники кулисы и левой полуоси. Чтобы заменить первую, копеечную деталь, нужно полностью разбирать коробку, а конструкцию второй детали улучшили после 2000 года. Чисто вольвовская «5-ступка», которой после 1998 г. комплектовались 1,9-литровые бензиновые турбомоторы, считается лучшим вариантом. Сцепление служит до 150–200 тыс. км, после чего заменяется в сборе. В гидроприводе сцепления на машинах первых лет выпуска протекал рабочий цилиндр. Проблема отпала после модернизации, когда его объединили с выжимным подшипником и перенесли внутрь агрегата. Совершенно беспроблемны коробки-«автоматы» японского производства. Масло в них считается «пожизненным», но специалисты рекомендуют менять его хотя бы каждые 75 тыс. км.

Спинки передних кресел оснащены регулировкой поясничной и боковой поддержки.
Запас места для ног – небольшой, что ощутит даже пассажир среднего роста.

Множество рычагов

Полностью независимая подвеска – энергоемкая, обеспечивает комфорт и хорошую устойчивость. Ресурс ее узлов составляет 100 тыс. км. На этом рубеже «кончаются» все амортизаторы и «расходники» передка – шаровые опоры и сайлент-блоки, которые меняют только в сборе с рычагами. В задней «многорычажке» Multi Link есть менее долговечные узлы: сайлент-блоки поперечных верхних рычагов разрушаются от коррозии уже к 70 тыс. км. Рычаги Multi Link дважды модернизировались (в 1997 и 1999 гг.), что нужно учитывать при покупке запчастей. Некоторые «резинки» задка можно подбирать по каталогам фирмы Mitsubishi, поставляющей их отдельно от рычагов.

Подвеска сочетает в себе комфорт и хорошую управляемость. Передок без ремонта служит до 100 тыс. км.
Задняя «многорычажка» гарантирует комфорт и устойчивость, но требует внимания при подборе запчастей.

Рулите на здоровье

Рулевое управление S40 – с гидроусилителем, требующим контроля качества масла каждые 80 тыс. км. Реечный механизм служит до 100 тыс. км, рулевые тяги – до 80 тыс., их наконечники – несколько дольше.

Тормозные механизмы S40 – дисковые, с «чутко» настроенной ABS. Передние служат 35 тыс. км, задние – 40 тыс. км. При их замене очищают направляющие суппортов. Дисков «хватает» на 3-4 комплекта колодок, механизм «ручника» продержится до 200 тыс. км.

1,8-литровые атмосферные моторы – одни из самых распространенных на S40 в Украине.
Багажник седана удобен для погрузки и не мал по меркам класса (471 л).

Надежность электрооборудования также на высоте – контакты хорошо защищены от влаги. Первые проблемы со стартером и генератором возникают после 150 тыс. км, так что эти дорогостоящие узлы заслуженно считаются долговечными.

Резюме «Автоцентра»

Высокий имидж
Надежные агрегаты
Комфортная подвеска
Добротная отделка салона
Относительно высокая цена
Проблемные французские КП
Кузовные запчасти – редкость
Малый выбор на вторичном рынке

 Мнение  

Андрей,35 лет
Эксплуатирует машину 1 год. Volvo S40, 1,8 л, 122 л. с., MКП, пробег – 75 тыс. км, возраст – 10 лет

По роду своей работы имею дело со множеством машин – в том числе и самыми современными и комфортабельными. Но когда впервые знакомился с этой Volvo, долго искал, к чему бы придраться – настолько продумана ее конструкция, настолько хороша сборка. Разве что возраст… Поэтому смело вступил во владение ею. На ходу она мне нравится – как раз то, что нужно для спокойного, уравновешенного человека. Для ремонта кулисы КП и замены цилиндра сцепления обращался на дилерскую СТО, запчасти там, конечно, недешевы, но в целом на уровне других иномарок. Кое-что по мелочам – например, подкрылок, фонарик «поворотника»– без особого труда нашел на киевских «разборках».

 Мнение  

Сергей, 37 лет
Эксплуатирует машину 5 лет. Volvo S40, 1,8 л, 122 л. с., MКП, пробег – 189 тыс. км, возраст – 5 лет

Искал надежную и комфортабельную машину с неприевшимся имиджем, и не ошибся в ней. Нравится и плавный ход, и вместительный салон. И купил ее кстати, дешево даже по тем временам – что-то около $17 тыс. Побывал в довольно серьезной аварии – классическое лобовое столкновение с частичным перекрытием, как на краш-тестах. Ни единой царапины не получили ни я, ни мои пассажиры, хотя пришлось заменять полпередка – капот, крылья и т. п., вплоть до деталей подвески. Сегодня смущает возраст автомобиля, поэтому буду продавать его. Но в то же время никаких претензий с технической точки зрения не имею – все замены деталей производились в результате естественного износа, то есть планово.

 Volvo S40 1995–2004 г. в.
Общие данные
Тип кузова
седан, универсал
Дверей/мест
4/5, 5/5
Габариты, Д/Ш/В, мм
4520/1720/1420, 4520/1720/1420
База, мм
2560
Масса снаряженная/полная, кг
1255/1750, 1280/1750
Объем багажника, л
471, 415/1420
Объем бака, л
60
Двигатели
Бензиновые 4­цилиндр.:
1,6 л 16V (109 л. с.), 1,8 л 16V (122 л. с.), 1,8 л GDI (122 л. с.), 1,9 л (136 л. с.), 1,9 л 16V Turbo (163 л. с.), 1,9 л 16V Turbo (200 л. с.)
Дизельные 4­цилиндр.:
1,9 л Turbo (95 л. с.), 1,9 л Turbo (102 л. с.), 1,9 л Turbo (115 л. с.)
Трансмиссия
Тип привода
передн.
КП
5­ст. мех., 4­ст. или 5­ст. авт.
Ходовая часть
Тормоза передние/задние
диск. вент./диск.
Подвеска передняя/задняя
незав./незав.
Шины
205/55 R15, 205/50 R16, 195/65 R15
Стоимость в Украине, $
от 12,3 тыс. до 20,0 тыс.
Цены по данным «Автобазара»

 Средние цены на новые неориг. запчасти, грн.*
Передн. торм. колодки
346
Задн. торм. колодки
408
Воздушный фильтр
149
Топливный фильтр
126
Масляный фильтр
48
Сцепление, комплект
1767
Помпа
513
Радиатор
1584
Шаровая опора
128
Генератор
4280
Стартер
2930
Ремень ГРМ
209
Натяжной ролик
465
Запчасти к Volvo – не самые дешевые, однако цены в целом адекватны классу и возрасту автомобиля. Многие комплектующие есть в наличии, более редкие можно заказать у официальных представителей марки.
*Цены предоставлены компанией «Автотехникс»

Альтернатива

BMW 3 Series (E46) 1999–2003 г. в.

С Volvo баварскую «тройку» роднит высокий имидж, а отличает заднеприводная компоновка и ярко выраженный спортивный характер. Выбору кузовов позавидует не только «швед». Есть изюминка и в линейке силовых агрегатов – в виде знаменитых рядных «шестерок». Ходовая откровенно «заточена» под агрессивную езду, да и просторно внутри лишь на передних сиденьях. Изначально автомобиль надежен, но многие экземпляры основательно «укатаны» не в меру энергичными владельцами. Содержать машину однозначно дорого – начиная от цены запчастей и заканчивая расходом топлива.

Тип кузова
4­дв. седан, купе, кабриолет, 3­дв. хэтчбек, 5­дв. универсал
База, мм
2715
Двигатели 4­ и 6­цил.
8 бензин.: от 1,8 л 16V (116 л. с.) до 3,2 л 24V (343 л. с.) 5 дизельн.: от 2,0 л 16V Common Rail (115 л. с.) до 3,0 л 24V (204 л. с.) Common Rail

Mitsubishi Carisma 1995–2005 г. в.

Этот отнюдь не чистокровный «японец» голландской сборки отличался истинно японским качеством. Исключение – механическая коробка передач, аналогичная той, что монтировали на Volvo S40. Оцинкованный кузов хорошо защищен от коррозии; даже в практичной версии с кузовом хэтчбек он выглядит довольно представительно. Большинство машин хорошо укомплектовано. Линейка двигателей широкая, в их числе – высокотехнологичный мотор прямого впрыска бензина GDI. Подвеска по характеристикам и долговечности аналогична ходовой «одноплатформенника» S40. Машин на рынке довольно много, но меньшая престижность обуславливает более доступную цену.

Тип кузова
4­дв. седан, 5­дв. хэтчбек
База, мм
2550
Двигатели 4­цил.
8 бензин.: от 1,3 л 16 V (82 л. с.) до 2,0 л 16 V Turbo (280 л. с.) 3 дизельн.: от 1,9 л (90 л. с.) до 1,9 л (115 л. с.)
Стоимость в Украине, $
от 11,7 тыс. до 17,0 тыс.

Игорь Широкун
Фото Андрея Яцуляка