X

ЗАЗ-1103 «Славута»: Начальный уровень

На этой модели многие водители знакомятся с автомобильным миром. Одни, распробовав преимущества передвижения на «колесах», ее продают, пересаживаясь на авто более высокого класса. Другие не спешат с нею расставаться, считая «Славуту» незаменимой альтернативой общественному транспорту.

На этой модели многие водители знакомятся с автомобильным миром. Одни, распробовав преимущества передвижения на «колесах», ее продают, пересаживаясь на авто более высокого класса. Другие не спешат с нею расставаться, считая «Славуту» незаменимой альтернативой общественному транспорту.

На этой модели многие водители знакомятся с автомобильным миром. Одни, распробовав преимущества передвижения на «колесах», ее продают, пересаживаясь на авто более высокого класса. Другие не спешат с нею расставаться, считая «Славуту» незаменимой альтернативой общественному транспорту.

Модель ЗАЗ-1103 «Славута» с практичным кузовом лифтбек – третья в семействе переднеприводных авто Запорожского автомобильного завода «Коммунар». Первым был 3-дверный хэтчбек «Таврия», ставший в Украине очень популярным (производился почти 20 лет), а вторым – универсал «Дана». Он не пользовался особым спросом, поэтому спустя 4 года после начала производства его выпуск был прекращен. Сегодня «Славута» – единственная модель собственной разработки завода, оставшаяся в его производственной линейке. Ее можно купить как новую в автосалоне, так и подержанную. В любом случае интересно выяснить, что же представляет собой этот самый доступный новый автомобиль украинского рынка.

У автомобиля есть много недостатков: небольшой ресурс двигателя, частые поломки по электрике, слабая ходовая часть, а главным минусом является коробка передач которую ставили на автомобили ЗАЗ Славута и ЗАЗ Сенс.

Главная причина: не включаются первая и вторая передачи на КПП.

ЗАЗ-1103 «Славута» c 1999 г. от $2 100 до $4 900
Цены по данным каталога «Автобазар»

Выбирайте металлик!

Машины первых годов выпуска окрашивались обычной акриловой автоэмалью, а приблизительно с 2004-го «Славуту» начали «задувать» металликом. Последний вариант предпочтительнее – такие краски благодаря двухслойному покрытию (базовая основа и лак) более стойкие, а «акрил» – больше подвержен «рыжей» болезни. Хотя в любом случае даже новый автомобиль рекомендуется дополнительно обработать антикоррозионными материалами. Если этого не сделать, кузов начнет ржаветь.

Передняя оптика не отличается износостойкостью – через 3-4 года рассеиватель фар мутнеет и качество освещения ухудшается. В ходе эксплуатации желательно смазывать дверные петли, в противном случае спустя некоторое время они начинают неприятно скрипеть. Моторчик отопителя, размещенный под капотом у лобового стекла, не защищен фильтром, из-за чего осенью туда набиваются листья, которые засасываются в салон, а также становятся источником неприятного шуршания. Нужно снять моторчик отопителя. Аккумулятор установлен в моторном отсеке низко, поэтому подвержен попаданию влаги, вследствие чего окисляются клеммы.

«Славута» предлагалась в двух комплектациях: S – «Стандарт» и L – «Люкс». Редко встречаются даже версии с электростеклоподъемниками. Правда, эти средства повышенного комфорта иногда отказывали.

Салон небольшой, особенно сзади (см. фото). Со временем крепление пластиковых деталей интерьера разбалтывается и они начинают скрипеть. С возрастом появляется также скрип в подушках передних кресел. Есть замечание и к эргономике переднего стеклоочистителя – у него нет прерывистого режима работы.

В версиях S – «Стандарт» и  L – «Люкс» щиток приборов отличался. В «буржуйской» (фото слева)  он имеет тахометр и большее количество «информаторов». A в версии «Стандарт» щиток приборов снабжен минимальным количеством указателей (фото справа).

Кроме информативного щитка приборов, в версии «Люкс» центральная консоль имеет нишу под магнитолу.

Ручка открытия замка капота нередко ломается, а тросик его привода обрывается.

Галерка тесная. Дискомфорт ощутят даже пассажиры среднего роста – маловат запас места для ног и над головой, а по ширине сидеть втроем будет неудобно.

Для города и глубинки

Силовые агрегаты «Славута» аналогичны тем, которые применялись на «Таврии». Экземпляры первых годов выпуска комплектовались карбюраторными моторами объемом 1,1, 1,2 и 1,3 л. С начала 2003-го стали изготавливать версии с моторами 1,2 и 1,3 л, оснащенными системой распределенного впрыска топлива.

Самый скромный по объему двигатель 1,1 л отличается наименьшим моторесурсом – 80–90 тыс. км, после чего приходится делать капремонт. Все остальные агрегаты способны выходить 130–150 тыс. км.

У каждого из типов систем питания есть свои слабые места. У карбюраторных версий в жару от перегрева может отказать топливный насос. Остыв, он снова начинает работать. При эксплуатации данных версий нужно возить с собой датчик Холла, катушку зажигания и коммутатор – они не отличаются надежностью и неожиданно могут создать проблему. Впрочем, карбюраторные версии, оснащенные вазовским Solex, проще в обслуживании, чем инжекторные – их смогут отремонтировать и настроить даже в сельской глубинке.

Слабое место модификаций с распределенным впрыском топлива – регулятор холостого хода: его приходится регулярно (каждые 10–20 тыс. км) чистить, так как на «игле» скапливается грязь. Электрический топливный насос не любит езды с небольшим количеством горючего в баке – может выйти из строя. А еще он отличается довольно шумной работой. Кстати, мотористы рекомендуют автовладельцам машин, двигатели которых оснащены недорогим газобаллонным оборудованием (без газовых форсунок), обязательно соблюдать важное правило – из 1 тыс. км 700 км ехать на газе, а 300 – на бензине. Если этого не делать, топливная система приходит в негодность: коксуются форсунки, насос и пр.

Во всех агрегатах нередко теряет герметичность прокладка клапанной крышки. Отмечены выходы из строя термостатов.

ГРМ всех моторов оснащен ремнем, который необходимо менять каждые 60 тыс. км вместе с натяжным роликом. В это же время требуется заменить ремень генератора. Все двигатели каждые 10 тыс. км нуждаются в регулировке тепловых зазоров клапанов.

Только «механика»

Все «Славуты» оснащались 5-ступенчатыми механическими коробками передач. В целом данные агрегаты зарекомендовали себя как достаточно надежные, и их ресурс часто оказывается даже выше, чем у двигателей. Кстати, эта же КП применяется и на Daewoo Sens, им присущи одинаковые «косяки» – затрудненное включение первой и второй передач. В ходе эксплуатации ситуация исправляется. Еще одна особенность – громкая работа КП. Нередко «потеет» маслом сальник кулисы, хотя к серьезным утечкам смазки это не приводит. Масло рекомендуется менять каждые 50 тыс. км.

Сцепление оснащено механическим приводом. Трос сцепления – слабое звено: нередко рвется. Поэтому рекомендуется иметь еще один в запасе.

Благодаря заметной ступеньке крышки багажника «Славуту» можно спутать с седаном, хотя на самом деле она имеет практичный кузов лифтбек (заднее стекло открывается с крышкой 5-й двери).

Кузов «Славуты» не отличается хорошей коррозионной стойкостью. При покупке нового автомобиля дилеры советуют обязательно провести дополнительную антикоррозионную обработку.

Среди экземпляров последних годов выпуска чаще встречаются автомобили, оснащенные инжекторными моторами 1,2 и 1,3 л.

По сравнению с «Таврией» багажник «Славуты» в «походном» состоянии увеличился на 50 л, а с разложенными сиденьями – на 110 л (!) Удобство повышает и небольшой погрузочный порог.

«Хитрые» тормоза

Тормозная система снабжена передними дисковыми и задними барабанными механизмами. Передние тормоза – оригинальной зазовской разработки с закрытым тормозным диском. Как показало время, данный механизм оказался не совсем удачным: слабое место – тормозные диски, которые в ходе эксплуатации часто деформируются – могут прийти в негодность спустя 20 тыс. км. Не отличается надежностью и главный тормозной цилиндр – после 40 тыс. км возможна потеря герметичности. Жалуются владельцы и на не совсем эффективный «ручник» – трос быстро растягивается. Спустя три года желательно проконтролировать состояние тормозных шлангов: они могут потрескаться. При необходимости нужно поменять тормозные шланги на ЗАЗ Славута.

Реечное рулевое управление долго не выдерживает – после 50–60 тыс. км появляется ощутимый люфт, связанный с износом пары шестерня/рейка. В среднем такой же срок службы у рулевых наконечников. К счастью, данный узел не очень дорогой – оригинальный рулевой механизм стоит около 500 грн., поэтому его проще заменить, чем отремонтировать.
Ходовая жестковата, но энергоемкая. Впереди применяется независимая конструкция типа McPherson, а сзади – полузависимая балка. Стабилизатор поперечной устойчивости отсутствует, поэтому при резких маневрах автомобиль ощутимо кренится.

Слабое место подвески – шаровые опоры и задние ступичные подшипники, которые на наших дорогах служат 30–40 тыс. км. Передние подшипники ходят дольше – 50–60 тыс. км. Еще надежнее сайлент-блоки передних рычагов: их ресурс – 100–150 тыс. км, а «резинки» задней балки вообще считаются «неубиваемыми».

Слабые места автомобиля

Ржавыми могут оказаться задние арки, низ порогов и дверей, крышка багажника.

Кран отопителя часто заклинивает в одном из положений – либо для подачи холодного воздуха, либо горячего.

Передние тормозные диски нередко деформируются, что вызывает ощутимую вибрацию при торможении.

Слабое место инжекторных версий – частое засорение регулятора холостого хода. Его приходится чистить каждые 10–20 тыс. км.

Насос стеклоомывателя не отличается надежностью – он частенько выходит из строя.

Будь независимым!

Основная проблема «Славуты», как, впрочем, и других моделей производства СНГ, – невысокое качество комплектующих, что обуславливает небольшой ресурс деталей и узлов. Отчасти это компенсируется их невысокой стоимостью. Впрочем, при желании можно установить более дорогие импортные аналоги, отличающиеся долговечностью.

«Славута» – неприхотливый и недорогой автомобиль, предоставляющий возможность людям с небольшими доходами иметь личное транспортное средство и не зависеть от расписания и маршрутов общественного транспорта.

История ЗАЗ-1103 «Славута»

06.95 На «ЗАЗе» завершена разработка 5-дверного лифтбека.
03.99 Начато серийное производство ЗАЗ-1103 «Славута».
01.00 Начало выпуска модификации с карбюраторным мотором 1,2 л (58 л. с.). Расширен список дополнительного оборудования.
06.01 Запущена в производство модификация с карбюраторным двигателем 1,3 л (63 л. с.).
12.02 Выпуск топовой версии с впрысковым мотором 1,3 л (66 л. с.).
08.10 Производство «Славута» продолжается и ныне.

Резюме

Плюсы

Минусы

  • Доступная стоимость авто, обслуживания и запчастей
  • Возможность покупки нового и б/у экземпляров
  • Большой багажник с низким погрузочным порогом
  • Высокая ремонтопригодность
  • Большой ресурс КП
  • Долговечные сайлент-блоки подвесок
  • Мутнеет передняя оптика
  • Тесный салон, скрип пластиковой обшивки
  • Выход из строя моторчика омывателя, крана отопителя
  • Малый ресурс мотора 1,1 л, рулевого механизма
  • Течь главного тормозного цилиндра
  • Отказ топливн. насоса, датчика Холла, катушки зажигания, коммутатора (карб.)
  • Обрыв тросов сцепления, открытия капота
  • Недолговечные шаровые опоры и задние ступичные подшипники
  • Деформация тормозных дисков
Цены на новые ориг. запчасти, грн.

Передн./задн. торм. колодки

60/96

Воздушный фильтр

36

Топливный фильтр (инж.)

112

Масляный фильтр

24

Подшипник передн./задн.

76/70

Шаровая опора

65

Сайлент-блок переднего рычага

16

Передний рычаг в сборе

70

Рулевая тяга

140

Рулевой наконечник

51

Сцепление, комплект

440

Помпа

203

Ремень ГРМ

50

Натяжной ролик ГРМ

91

ЗАЗ-1103 «Славута»

От $2,1 тыс. до $4,9 тыс.

Общие данные

Тип кузова

лифтбек

Дверей/мест

5/5

Габариты, Д/Ш/В, мм

3980/1578/1425

База, мм

2320

Масса снаряженная, кг

790

Объем багажника, л 

300/740

Объем бака, л

38

Двигатели

Бензиновый 4-цилиндр. карб:

1,1 л  (51 л. с.), 1,2 л  (58 л. с.), 1,3 л  (63 л. с.)

4-цилиндр. распр. впр.:

1,2 л (62 л. с.), 1,3 л  (66 л. с.)

Трансмиссия

Тип привода

передний

КП

 5-ст. мех.

Ходовая часть

Тормоза передние/задние

 диск./бараб.

Подвеска передняя/задняя

независ./полузавис.

Шины

155/70 R13

Альтернатива

ВАЗ-2107 с 1982 г.

«Семерка» – автомобильный долгожитель (производится 28 лет). Несмотря на устаревшую конструкцию, ее простота обеспечила модели неплохие надежность и выносливость. Благодаря этим качествам машина все еще остается востребованной. По сравнению со «Славутой» отличается лучшей плавностью хода, более просторным салоном и большей грузоподъемностью. Но «семерка» менее практична – задние сиденья нетрансформируемые, объем багажника увеличить нельзя, а погрузочный борт намного выше.

от $1,3 тыс. до $6,6 тыс.
Тип кузова4-дв. седан
Габариты, Д/Ш/В, мм4145/1620/1446
База, мм2424
Двигатели 4-цилиндр.3 бенз.: 1,3 л (69 л. с.), 1,5 л (71 л. с., 74 л. с.)

АЗЛК 2141 «Москвич» 1986–2002 г. в.

«Москвич-2141» – это уже история, причем российской марки, которой ныне уже не существует. Последний автомобиль выпустили в 2001 году – в октябре главный конвейер завода АЗЛК в России остановили навсегда. Пока еще были комплектующие, данную модель продолжали собирать в Киеве на 5-м авторемонтном заводе. Как и «Славута», 2141 – переднеприводная модель. «Москвич» просторнее, отличается лучшей грузоподъемностью, а его двигатели – более мощные. Однако качество сборки и многих деталей ниже.

от $1,2 тыс. до $3,5 тыс.
Тип кузова5-дв. хэтчбек
Габариты, Д/Ш/В, мм4350/1690/1400
База, мм2580
Двигатели 4-цилиндр.4 бенз.: 1,5 л (72 л. с.), 1,6 л (75 л. с.), 1,7 л (85 л. с.), 1,8 л (80 л. с.), 2,0 л (115 л. с.)

Юлий Максимчук
Фото Сергея Кузьмича