X

Nissan Leaf: чем опасна ускоренная зарядка CHAdeMO

Среди владельцев Nissan Leaf бытует мнение о вреде ускоренных зарядок с помощью сверхмощного порта CHAdeMO. Чтобы выяснить – так ли это на самом деле мы провели специальное расследование. Что удалось выяснить – читайте в нашем материале.

Поделиться секретами правильной зарядки Nissan Leaf и тонкостями экономии заряда тяговой батареи  мы попросили технических специалистов компании  «Окси-Такси», автопарк которой состоит исключительно из легковых электромобилей этой японской марки. Их служебные машины в среднем в день накатывают около 400 км и есть экземпляры, одометры которых подбираются к отметке в 200 тыс. км. Подобный активный опыт эксплуатации Nissan Leaf  в такси позволил как нельзя лучше испытать эту модель на надежность и выяснить все особенности ее электроначинки.

Как известно, тяговую батарею Leaf   заряжают через специальный порт, размещенный на носу автомобиля и упрятанный за небольшим лючком с эмблемой Nissan. Ввиду такой конструктивной особенности с этой дверцей нередко возникают проблемы – так как привычного ДВС в Leaf нет, то из-за отсутствия тепла лючок нередко обмерзает и при необходимости открыть его не получается. Знающие люди советуют в холода во избежание неприятностей использовать средства от обмерзания «антилед».

В зависимости от года выпуска и модификации Nissan Leaf может быть оснащен разными разъемами для зарядки. Во всех «электричках» есть порт для стандартной и ускоренной зарядки, но не во всех автомобилях встречается сверхмощный порт CHAdeMO, с помощью которого тяговая батарея набирает 80% зарядки всего в районе 30 минут!

Зарядный порт, спрятанный за красной дверцей, – для стандартной зарядки, а более крупный с черной дверцей – для ускоренных зарядок CHAdeMO.

Быстрая зарядка – зло?……

Некоторые владельцы электромобилей и в частности, Nissan Leaf, считают, что ускоренные зарядки с помощью сверхмощного порта CHAdeMO  сокращают срок службы батареи. Отметим, что в частности, производитель рекомендует выполнять не более одной подобной зарядки в день. А вот консультировавшие нас специалисты службы такси рассказали, что свои автомобили они, практически всегда заряжают именно через CHAdeMO и их батареи до сих пор находятся в полностью рабочем состоянии. Правда, при таком режиме эксплуатации важно соблюдать маленькие хитрости:  при регулярном использовании сверхмощной зарядки, нужно обязательно раз в неделю подпитывать «акум» медленной зарядкой, при которой происходит его калибровка, а при использовании CHAdeMO – очень важно не допускать перегрева «акума».

Не менее важный узел для электромобиля – зарядное устройство.  У Leaf  оно встроенное и бывает разной мощности: в базовых версиях S оно на 3,6 кВт, а у более дорогой SV и топовой SL – на 6,6 кВт. Лучше, конечно, приобретать версии подороже – ведь при ускоренной зарядке со станций мощностью 10-20 кВт (размещены на некоторых АЗС и возле крупных супермаркетов) полностью зарядить 24-киловатную батарейку «электрички» можно за 3-4 часа, тогда как у базовых версий время подпитки будет практически вдвое больше. А вот время зарядки от бытовой электросети с напряжением 220В и  силой тока 16А (максимум 3,5 кВт) у всех версий Leaf   будет одинаковым и составит около 7-8 часов. Как правило, именно таким образом и происходят у владельцев ночные «кормежки» батареи. Кстати, обратите внимание – зимой время зарядки, особенно  вне теплых гаражей увеличивается на 30-40%.

Как правило, зарубежом, да и в Украине сверхмощные зарядные станции CHAdeMO расположены в публичных местах: парковках торговых супермаркетов, развлекательных центров, в центральной части города и т.п.

Многие автомобилисты, которые примеряются к покупке Leaf, ошибочно думают, что его можно будет заряжать от обычной домашней или офисной розетки. Это неверно – поскольку даже при медленной зарядке  «электричка» потребляет ток в 3,5 кВт и такое напряжение нередко приводит к перегреву штатных розеток и как следствие – оплавлению электроконтактов и проводки. Нередко при том портится еще и зарядный кабель автомобиля (напоминает увеличенный «шнурок» для зарядки ноутбука), а он стоит недешево – около $300.

Кстати, довольно часто подержанные  Leaf   приезжают в Украину без этого важного девайса и владельцам приходится его докупать. Для американских кабелей требуется еще и специальный переходник под евророзетки. Во избежание проблем специалисты советуют всем владельцам Leaf   специально подготовить бытовую электросеть для беспроблемной его зарядки  (выделить отдельную линию с мощной проводкой, розеткой и предохранителем).

Главные враги запаса хода

Напомним, что в движение электромотор приводит тяговая литий-ионная батарея, которая на большинстве  Leaf  развивает мощность в 24 кВт и при оптимальных условиях предоставляет запас хода в 135 км (EPA). Более дорогие версии (SV и SL), выпущенные с 2016 года получили более мощную батарею на 30 кВт, которая способна предоставить пробег в 172 км (EPA) или 250 км по европейскому циклу замера NEDC.  Хотя версий у усиленным аккумулятором в Украине немного.

Говоря о том, какой пробег можно проехать на полностью заряженной батарее важно обязательно упомянуть, что же влияет на ее разряд. Самые главные враги – динамичная езда, а также – система отопления и кондиционирования салона. Мощные старты со светофоров и  движение с утопленной в пол педалью «газа» активно съедают остаточный запас хода. То же касается использования «печки» и кондиционера. Нередко владельцам Leaf приходится мириться с тем, что для экономии заряда летом приходится обливаться потом, а зимой – мерзнуть.

Наличие двух дополнительных режимов езды позволяют эффективнее расходовать заряд тяговой батареи. В положении селектора КП «B» (Brake) рекуперация энергии происходит ощутимо сильнее, чем в штатном D (Drive). Режим ЕСО, который включается кнопкой на рулевом колесе, препятствует динамичной езде.

Впрочем, есть техническая возможность не только беречь заряд батареи, но и даже пополнять ее. Так, Leaf предлагает несколько режимов езды. Обычный режим трансмиссии – положение шайбы селектора D (Drive), второй – экономичный положение B (Brake), при котором рекуперация энергии происходит ощутимо сильнее – автомобиль начинает активно замедляться сразу после того, как водитель убрал ногу с педали «газа». Этот режим позволяет пополнять заряд батареи, накапливая энергию на спусках и при замедлении перед светофорами. Есть и еще один режим ЕСО, который активизируется с помощью кнопки на руле. Он препятствует активному использованию «электрички», снижая интенсивность разгона при нажатии педали акселератора и позволяя прибавить примерно 5% к запасу хода.

Резюме

Активный опыт эксплуатации Nissan Leaf  в качестве такси показал – этот электромобиль оказался вполне надежным и неприхотливым. У специалистов нет серьезных замечаний к его автомобильным качествам и к надежности электрической начинки. Частым владельцам этой модели не стоит также бояться ускоренных зарядок с помощью сверхмощного порта CHAdeMO – при соблюдении несложных правил такой режим не приносит особого вреда тяговой батареи. Хотя, перед приобретением Nissan Leaf  его владельцу нужно лучше всего обустроить домашнее место для зарядки, где он сможет без проблем, в спокойном режиме  и без риска перегрева батареи каждую ночь восполнять ее заряд.

Итоги «АЦ»

+  При соблюдении определенных правил зарядок через сверхмощный порт CHAdeMO можно не бояться. Наличие специальных режимов езды позволяют экономить заряд батареи.

– Базовые версии S оснащены слабеньким встроенным зарядным устройством на 3,6 кВт, ввиду чего ускоренные зарядки батареи требуют больше времени, чем у более дорогих модификаций. Чаще всего обычная бытовая сеть не выдерживает зарядки батареи и требует специальной подготовки.  Быстрая езда, использование кондиционера и «печки» существенно влияют на разряд батареи. Подержанные авто часто приезжают в Украину без зарядных кабелей, а они стоят дорого. Американские «шнуры» требуют дополнительной покупки переходников под евророзетки.

Слабые места Nissan Leaf 

Чаще всего обычная бытовая сеть не выдерживает зарядки батареи – приводит к перегреву проводки, предохранителей, розетки и переходников зарядных кабелей.

Встроенное зарядное устройство базовых версий слабое из-за чего ускоренные зарядки батареи требуют больше времени и соответственно такие авто обходятся в эксплуатации дороже.

Работа «печки», кондиционера и быстрая езда сильно разряжают батарею.

Редакция благодарит компанию «Окси-Такси»   за помощь в  подготовке материала.