
Как выглядит экспозиция техники в зоне отчуждения ЧАЭС (фото)
В городе Припять на территории бывшего автомобильного хозяйства находится экспозиция техники, которая участвовала в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и работала в зоне отчуждения на протяжении разных лет.
Экспозиция была официально открыта в апреле 2021 года. К сожалению, полномасштабное вторжение россиян в Украину и оккупация зоны отчуждения внесла свои коррективы в экспозицию, сообщает ДАЗВ – Государственное агентство Украины по управлению зоной отчуждения.
Краткая история гаража, на территории которого расположена экспозиция
До апреля 1986 года в городе Припять функционировало автотранспортное предприятие Чернобыльской АЭС. По воспоминаниям Юрия Ивановича Кириченко, который в то время руководил АТП, работа предприятия была остановлена 29 апреля 1986, т.е. через три дня после взрыва на 4-м реакторе ЧАЭС. Возобновление работы гаража началось уже в составе предприятия автомобильного транспорта Производственного объединения «Комбинат», созданного при Минатомэнерго СССР согласно Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР в октябре 1986 года. Его функции – выполнение комплекса работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, захоронение радиоактивных отходов и дезактивации, контроль за радиационным состоянием, дальнейшая эксплуатация Чернобыльской АЭС, строительство города Славутич и другое.

С этого времени гараж в ПрипҚяти назывался гараж № 2. Позже он получил статус автотранспортного хозяйства – АТГ №2. Основной функцией гаража в годы ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы было выполнение специализированных транспортных работ по сбору, транспортировке и захоронению радиоактивных отходов, дезактивации территорий и объектов, а также других работ с использованием специальных транспортных средств и механизмов.
Существенный вклад был сделан с использованием техники гаража при создании и эксплуатации пунктов захоронения и временной локализации радиоактивных отходов в зоне отчуждения (ПЗРВ, ПТЛРВ).
Наиболее многочисленными транспортными средствами в гараже были автомобили-самосвалы: например, КрАЗ-256Б, БелАЗ-540. Присутствовала ракторная и специальная техника – погрузчики, грейдеры, бульдозеры, экскаваторы и т.д. Были также топливозаправщики, седельные тягачи с полуприцепами, коммунально-дорожные машины, автокраны, автобусы, несколько легковых автомобилей.
После первого этапа ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в гараж была передана специальная инженерная и военная техника, в частности инженерные машины разграждения (ИМР), путепрокладчики (БАТ), МАЗы-тягачи («Ураган»), скреперы (МоАЗы), машины для дезактивации на шасси ЗиЛ-1 (УМП-1) и другие. Подавляющая часть указанных транспортных средств, с учетом установленных нормативов уровня радиоактивного загрязнения, работала исключительно в пределах 10-км зоны вокруг ЧАЭС. Еще часть могла двигаться в пределах всей зоны отчуждения. Большинство автомобилей имели так называемые «зоновские» номера: например, К-0070, К-082. На кабинах была надпись – «зона».

Соответствующий дозиметрический контроль и пропускной режим указанного автотранспорта осуществлялся на контрольно-пропускных и контрольно-дозиметрических пунктах «Лелів» (предел 10-км зоны), «Дитятки», «Паришів», «Зелений мис», «Діброва», «Старі соколт» (предел 30-км).
В 2018 году, в связи с необходимостью усовершенствования организационно-хозяйственной деятельности ГСП «Чернобыльский спецкомбинат», эффективного использования бюджетных средств, а также с учетом существенной степени физического износа подавляющего большинства транспортных средств автоколонны в Припяти, значительного уровня их радиационного загрязнения, были приняты решения о прекращении эксплуатации транспортного предприятия. Часть техники, в том числе десяток самосвалов КрАЗ, была передана в транспортный цех ДСП «Чернобыльская АЭС» для дальнейшего использования в работах по обращению с радиоактивными отходами. Еще часть техники списали и оставили на территории гаража. Несколько списанных самосвалов нашли убежище на территории бывшей нефтебазы «Янов».
Ликвидаторы, работавшие с техникой, давали машинам имена, нанося их краской на корпус. По территории ЧАЭС передвигались «Змей Горыныч», «Крошка Маша», «Чебурашка», «Буратино», «Дурилка», «Динозавр».
Техника, которая участвовала в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и работала в зоне отчуждения на протяжении разных лет и находится на территории АТГ-2

УМП-1 на базе БелАЗ 7548
Установка местного проветривания является штатной единицей карьерного оборудования и используется для орошения водяной смесью карьеров и шахт для пылеподавления. Также этот вид спецтехники хорошо зарекомендовал себя в тушении лесных пожаров.
Гигантские машины были привлечены еще при строительстве Припяти.
После аварии – в период с 1986 года до середины 90-х, УМП-1 орошали водой и специальными растворами улицы и дороги города Припять и его окрестностей. Машины никогда не выезжали за территорию Чернобыльской зоны.
Технические характеристики
База: БелАЗ 7547/7548
Гидромонитор: ствол лафетный ПЛС-П-20
Дальнобойность струи гидромонитора: 70 м
Расход воды: 0,03 м³/с.
Рабочее давление воды в гидромониторе: 0,7 – 0,9 МПа (кгс/см2)
Ширина полосы поливки дороги: 12 м.
Вместимость цистерны: 30 м³
Масса: 30,5 т

Самосвал на базе БелАЗ 7548А
Может использоваться на строительстве крупных промышленных и гидротехнических сооружений, при сооружении дорожно-магистральных комплексов, а также в технологических подразделениях перерабатывающей промышленности. Выпускались самосвалы с 1995 по 2001 годы.
Технические характеристики
Длина – 8,90 м Ширина – 4,40 м Высота – 4,28 м
Двигатель – ЯМЗ-240НМ2, 500 л.с.
Масса снаряжена – 30 т
Грузоподъемность – 42 т
Скорость- 50 км/ч

КраЗ 256 Б самосвал
При строительстве саркофага был незаменим КрАЗ-256 Б. Кроме того, он успешно применялся на промышленных и жилых стройках, в карьерах. В начале 80-х годов эти модели продавались в 40 странах мира. Мощный двигатель и удачно подобранные передаточные числа трансмиссии обеспечивали автомобилю высокие тяговые и скоростные качества, большую производительность и экономичность.
Для ликвидаций последствий аварии в экспериментальном цехе КрАЗ по спецзаказу на базе серийной модели КрАЗ-256Б был изготовлен КрАЗ-256 Б1-030. Эти машины предназначались для вывоза радиоактивной земли, пыли и мусора с взрыва 4-го энергоблока. Чтобы защитить водителя от внешней радиации, стандартную кабину переделали в одноместную свинцовую капсулу, содержащую единственное лобовое окно. Каждая капсула проходила проверку на радиоактивное проникновение. Конструкцию самосвального кузова усилили и увеличили высоту. Всего выпустили 18 таких грузовиков.
Технические характеристики
Длина: 8,19 м
Ширина: 2,64 м
Высота: 2,79 м
Двигатель: ЯМЗ-238, 340 л.с.
Снаряженная масса: 10,85 т
Грузоподъемность: 12,5 т
Скорость: 68 км/ч

Тягач МАЗ-5432
Тягач впервые был выпущен на Минском автомобильном заводе в 1981 году. От предыдущих моделей автомобиль отличался новой кабиной с большим спальным отсеком, оснащением и наличием поперечного стабилизатора в передней подвеске. Производство продолжалось до 1985 года. За годы производства тягача МАЗ-5432 у него появилось множество модификаций, автомобили различались кабинами, силовыми агрегатами, грузоподъемностью и прочим.
Технические характеристики
Длина: 5,95 м – 5,98 м
Ширина: 2,50 м
Высота: 3,16 м
Двигатель: ЯМЗ-238 Ф, 280 л.с.
Снаряженная масса: 7,5 т
Грузоподъемность: 21 т
Скорость: 100км\ч
Специальные тягачи МАЗ для ликвидации последствий аварии на ЧАЭС
На Минском автозаводе были построены специальные тягачи для ликвидации аварии на ЧАЭС. Машины создавали конструкторы экспериментального цеха №1. За основу взяли тягачи МАЗ-504В. Здесь свинцовую капсулу установили внутри стандартной кабины, потому с первого взгляда они не отличались от обычных. Разве что фильтровентиляционная установка на крыше выдавала специальное предназначение. Капсула была, как и на КрАЗе, тоже достаточно тяжелой – около 3 т. Четыре машины успешно прошли испытания, они были отправлены в Чернобыльскую зону.

Инженерная машина разграждения ИМР-2
Инженерная машина разграждения ИМР-2 предназначена для оборудования колонных путей, прокладки проходов в зонах сплошных лесных или городских завалов. Машина оснащена мощным универсальным бульдозерным оборудованием и телескопическим манипулятором. Универсальное бульдозерное оборудование, управляемое механиком-водителем со своего рабочего места или оператором с башни, представляет собой бульдозерный нож с лыжей для регулировки углубления отвала, который может устанавливаться с помощью гидросистемы (без выхода экипажа из машины) в разные положения. Двухотвальное положение предназначено для оборудования проходов в завалах и разрушения, прокладки колонных путей, снятия верхнего радиоактивно зараженного слоя грунта; бульдозерное применяется при устройстве съездов, засыпке выемок, перемещении грунта и при самоокапывании; грейдерное применяется при устройстве колонных путей на холмах и на других видах работ, требующих перемещения грунта (снега) в одну сторону.
Телескопическая стрела – к кронштейну башни шарнирно прикреплена, расположена на поворотной платформе. Стрела имеет оригинальный манипулятор, копирующий действия руки человека и имеющий шесть независимых положений. Управление стрелой и манипулятором осуществляет оператор машины с размещаемого в башне пульта с помощью электрогидравлической системы. В процессе работы могут выполняться следующие операции: поворот стрелы, подъем и опускание стрелы, выдвижение и втягивание стрелы, подъем и опускание захвата-манипулятора, поворот захвата, раскрытие и закрытие захвата. Может захватывать и перемещать разные предметы (обломки, столбы, стволы деревьев и т.п.) массой до 2 тонн.
ИМР появились у реактора в первых числах мая 1986 года. Техника использовалась при работах у разрушенного четвертого энергоблока.
Экипажи ИМР разбирали завалы. У машин увеличили уровень защиты от радиации, оборудовали телевизионными системами и системами очистки воздуха, манипулятором с электрогидравлическим приводом. Экипаж машины состоял из командира-оператора и водителя.
Спецмашины использовались и для покрытия завалов реактора слоем грунта и щебня. Таким образом, удалось существенно снизить уровни излучения и приступить к сооружению фундаментов будущего объекта «Укрытие». ИМР-2 использовалась и при строительстве могильника «Подлесной», в котором хранили высокоактивные радиоактивные отходы из ЧАЭС. С помощью инженерной машины разграждения ликвидировали «Рыжий лес» и сносили дома в селе Копачи.
Как нашли ИМР-2 в зоне отчуждения
ИМР-2 нашли рядом с автотранспортным хозяйством на свалке заброшенной техники. Инженерную машину тросом подсоединили к тягачу «Ураган» и транспортировали в гараж. После всех необходимых проверок специалистами ДСП «Экоцентр» было принято решение ограничить контакты посетителей с объектом и рекомендовано установить ограждения.
Технические характеристики
Длина: 9,95 м
Ширина: 3,74 м
Высота: 3,68 м
Масса: 44,5 т
База: доработанное шасси танка Т-72

ИСУ-152 самоходно-артиллерийская установка
В названии машины аббревиатура ИСУ означает “самоходная установка на базе танка ИС” или “ИС-установка”; буква «И» в дополнение к стандартному советскому обозначению «СУ» боевой техники такого класса нужна для отличия от ПТ-САУ того же калибра СУ-152 на другой танковой базе. Индекс 152 обозначает калибр основного вооружения машины.
Установка была разработана в 1943 году и тогда же принята на вооружение. Серийное производство началось на Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ) и продолжалось до 1946 года. Несколько машин данной марки выпустил в 1945 году Ленинградский Кировский завод. ИСУ-152 широко применялись на завершающем этапе второй мировой войны практически во всех аспектах использования самоходной артиллерии. Полностью бронированный корпус был разделен на две части. Экипаж, пушка и боезапас размещались впереди в броневой рубке, объединявшей боевое отделение и отделение управления. Двигатель и коробка были установлены в корме машины. Основное вооружение – 152,4-мм гаубица-пушка МЛ-20С. Три члена экипажа располагались слева от пушки: впереди механик-водитель, затем наводчик и сзади заряжающий. Командир машины и замковый находились справа от пушки.
В период ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС технику применяли как тягач для сноса зданий, разборки завалов.

Как нашли ИСУ-152 в зоне отчуждения
Самоходную установку нашли в районе, где находился гараж предприятия «Новарка». Скорее всего машина была захоронена в период 1986-1988 годов. Были случаи, когда технику, применявшуюся в ликвидации последствий аварии, часто захороняли в районе ЧАЭС, или рядом. Найденный объект было решен вывезти на один из пунктов-отстойников, но затем возникла идея сделать ИСУ-152 одним из экспонатов будущего музея АТХ-2.
Для того чтобы перевезти установку с территории «Новарки» в Припять, было выделено 2 автокрана и тягач.
После процедуры дозиметрической проверки специалистами ДСП «Экоцентр» оказалось, что уровень загрязненности артиллерийской установки не представляет угрозы жизни и здоровью будущих посетителей, но контакты с объектом все же нужно ограничить и установить ограждения.
Технические характеристики
Длина корпуса: 6,77 м
Длина с пушкой: 9,18 м
Ширина: 3,7 м
Высота: 2,48 м
Двигатель: дизель В-2-ИС, 520 л.с.
Снаряженная масса: 46 т
Скорость по шоссе максимальная: 35 км/ч
Скорость по пересеченной местности: 10-15 км/ч
Фотографии: Надежда Мудрик-Мочалова



















