
Каким был первый серийный автобус в Украине
Известный киевский «Исторический Автоклуб» обнародовал новые, интересные факты из истории автомобилестроения в Украине. Речь идет о первом случае промышленного производства автобусов в стране.
Эта машины была создана и выпускалась с 1927 года на Одесском кузовостроительном и ремонтно-механическом заводе «Кузово-Механик». Разработчиком автобуса был главный инженер этого предприятия – талантливый конструктор Николай Дыренков, который впоследствии, с 1930 года возглавил Опытно-конструкторское испытательное бюро РККА. Там под его непосредственным руководством был в частности создан первый в «союзе» серийный бронеавтомобиль легкого класса – Д8.

Український конструктор Микола Диренков
В своей работе над автобусом Дыренков ориентировался на известное шасси для грузовиков и автобусов от итальянской фирмы Lancia. Интересно, что эти машины носили название Eptajota. Оно состояло из греческой цифры Epta («cемь») и девятой буквы греческого алфавита – Jota. Эти автомобили были весьма популярны и их выпустили в количестве 1985 ед.

Бронеавтомобіль Д8
Впрочем, как писал журнал «За рулем» (№ 5 за 1928 г.), автобусы, выпущенные в Одессе, были «более прочные, изящные, легкие и вместительные, чем автобусы заграничные». Особо подчеркивалось, что «автобусы системы инженеры Дыренкова более приспособлены к советским дорогам».
Журнал отмечал, что автобус изготавливался в Одессе – лишь за исключением двигателя. Это был 4-цилиндровый бензиновый агрегат Lancia Tipo 61, который применялся на грузовиках и легковых машинах. Рабочий объем его составлял 4 940 см куб., мощность достигала 70 л. с. Он обеспечивал автобусу скорость до 55 км/ч.

Автобус одеського виробництва, що працював у Сумах, на маршруті між центром і вокзалом. Фото з журналу «Авто та шляхи», №4, 1930 р.
В Одессе работа над каждым автобусом занимала достаточно много времени и завод приложил немало усилий, чтобы ускорить этот процесс. В итоге это время сократилось с 8000 часов до 3100. Снижалась и стоимость изготовления: если первый автобус обошелся в 9975 рублей (без мотора), то 12-й по счету – всего в 5800 рублей.

Італійський автобус на шасі Lancia Eptajota, перероблений у вантажівку.
Точное количество автобусов, выпущенных заводом в Одессе, к сожалению, пока неизвестно. Однако речь идет, очевидно, о нескольких десятков таких машин. Кроме того, на предприятии намечалось производство санитарных автомобилей. Достоверно известно, что по крайней мере одна такая машины была уже построена и испытана.
Как же сложилась дальнейшая судьба завода? По некоторым сведениям, нуждающимся еще в уточнении, он был постепенно переведен на выпуск другой продукции – специальных армейских кузовов по заказу Управления механизации и моторизации РККА. Это были облегченные кузова для штабного автомобиля на базе Ford A, а также для санитарных и штабных автомобилей, агитмашин, кинопередвижек и т. д. Все они строились небольшими партиями.



















