Как сложилась судьба ярчайшей новации в автомобилестроении
На собрании Союза инженеров Германии, которое проходило в Мюнхене, в Немецком музее, конструктор Феликс Ванкель презентовал роторно-поршневой двигатель – силовую установку абсолютно новую по конструкции.
В двигателе Ванкеля роль своеобразного поршня выполнял треугольный ротор. Он вращался в неподвижном корпусе, имеющем особую конфигурацию. Во время работы там периодически образовывались переменные по объему полости, в которых последовательно осуществлялись все стадии четырехтактного процесса.
Принципиально важным достоинством двигателя Ванкеля было соблюдение принципа «только вращение». Здесь отсутствовали совершающие поступательное движение шатуны, поршни и клапана. Это повышало КПД, а также позволяло упростить конструкцию, уменьшить габариты и вес двигателя.
В 1963 году на автосалоне IAA во Франкфурте был показан компактный кабриолет NSU Wankel Spider – первый автомобиль с роторно-поршневым двигателем, предназначенный для потребителей. В следующем году он пошел в серию. Двигатель с рабочим объемом камеры 500 см куб. имел мощность 50 л. с. и разгонял автомобиль до 150 км/ч. В 1964-67 гг. было изготовлено 2375 таких машин.
Но это была только первая ласточка. В октябре 1967 года на Франкфуртском автосалоне состоялась презентация куда более солидной модели – 4-дверного седана NSU Ro 80. Он имел двигатель уже с двумя роторами (2х497,5 см куб.), который развивал 115 л. с. Среди других особенностей машины нужно назвать полуавтоматическую КП – трехступенчатую, с гидротрансформатором. А также независимую подвеску всех колес и дисковые тормоза.
Благодаря небольшим размерам двигателя, длина и высота которого были чуть более полуметра (соответственно 508 и 546 мм), капот получился довольно низким. Машина в целом имела клиновидную форму и отличную по тем временам обтекаемость: коэффициент лобового сопротивления составлял только 0,33.
Неслучайно модель NSU Ro 80 завоевала престижный международный титул Сar of the Year 1968 («Автомобиль 1968 года»). Эта машина выпускалась десять лет – до 1977 года включительно. Всего было изготовлено 37 389 ед.
Примечательно, что лицензии на двигатель Ванкеля приобрели такие солидные компании как Daimler Benz (1961 год), General Motors (1970 г.) и Toyota (1971 г.). В 1969 году появился экспериментальный автомобиль Mercedes-Benz C111 с трехроторным двигателем Ванкеля. В следующем году на нее установили уже четырехроторный агрегат, который позволял развивать скорость до 290 км/ч. Но в серию автомобиль так и не пошел.
Самыми массовыми автомобилями с роторно-поршневым двигателем стали модели японской фирмы Mazda. Начало, правда, было скромным: в 1967 году появилось купе Mazda Cosmo, которое было выпущено тиражом всего 1176 ед. Но уже модель RX-2 (1970 г.) была изготовлена в количестве 225 004 ед. Она имела двухроторный двигатель (2 х 574 см куб.) в 130 л. с. и развивал 190 км/ч. За ней последовали RX-3 (1971 г.), RX-4 (1972 г. и др). В 1978 году был выпущен уже миллионный автомобиль Mazda с роторно-поршневым двигателем.
Нужно сказать, что двигатель Ванкеля на малых оборотах развивал недостаточную мощность. А при высокой частоте вращения мотора происходило неполное сгорание топливной смеси, что отражалось на составе выхлопных газов. Появление повышенных требований к экологии и стало основной причиной, по которой автомобили с двигателями Ванкеля в конце концов перестали производить. Тем не менее, они остаются одной из самых ярких новаций в истории автомобиля XX века.