
Как подготовить систему охлаждения и обогрева к осени и холодам
Как ни странно, но именно перед холодами следует проверить систему охлаждения двигателя. Рассказываем, почему это важно и на что следует обращать внимание с началом осени.
Почему в системе охлаждения бывает нелегко зимой, когда и без того холодно? Вот как раз в холоде и причина. Во-первых, перепад температур между +90°C/+100°C двигателя и, скажем, -10°C/-15°C забортных градусов – не очень благоприятный для деталей режим. А во-вторых, система должна не просто охлаждать двигатель, а поддерживать его температуру на заданном уровне (те же 90–105°C), да еще и без вмешательства водителя.

Поэтому важно в преддверии холодного сезона проверить состояние наиболее важных деталей системы охлаждения. Кстати, системы отопления (климат-контроля) эта инспекция тоже касается, ведь спрятанная под торпедо печка берет тепло от системы охлаждения мотора и является ее частью.
Итак, что следует проверить в системе охлаждения автомобиля перед холодным сезоном?

Антифриз: первый индикатор проблем
Уровень жидкости в расширительном бачке должен быть стабильным. Если он регулярно падает – ищите утечку. Потому что зимой протечка станет больше и однажды остановит вашу машину где-нибудь в пути.
Цвет антифриза является еще одним важным индикатором. Если он померк, потерял цвет и стал мутным, это свидетельствует о его старении или загрязнении системы. Если нарушать срок замены жидкости (порядка 3 – 4 лет), она повлечет за собой коррозию деталей мотора и проблемы с охлаждением. А для очищения системы охлаждения есть препараты-промывки и соответствующие технологии.
Радиаторы: хрупкие, но важные
Современные радиаторы – это комбинация деталей из алюминия и пластика, которые склеены без возможности ремонта. Это касается и основного радиатора под капотом, и теплообменника отопителя под торпедо.

Типичные проблемы:
- Загрязнение наружной поверхности – пыль, пух, листья снижают эффективность охлаждения. Особенно опасно, когда грязь накопилась между двумя-тремя радиаторами, стоящими пакетом перед двигателем.
- Трещины и полное разрушение пластиковых элементов (патрубков), которые выходят из строя из-за старения материала.
- Засор трубок. Радиатор с возрастом становится “непроходимым” – его засоряют накипь, продукты коррозии, осадок от старого антифриза. Химическая промывка помогает не всегда, надежное решение – полная замена.
- Микротрещины. На старом радиаторе это достаточно распространенное явление, особенно в местах соединения металла с пластиком. Их трудно обнаружить, потому что потеки антифриза быстро испаряются на горячих поверхностях.
- Неисправный клапан в крышке. Может вызвать перегрев и воздушные пробки. Подозрительную крышку лучше заменить превентивно.
Шланги и патрубки: первые жертвы холода
Резиновые и пластиковые элементы стареют, скорее всего. Зимой, под действием перепадов температур, они могут треснуть, расслоиться или полностью сломаться.
- Осмотрите резиновые шланги и пластиковые патрубки на наличие трещин, цветовые потери, деформации на изгибах.
- Если есть сомнения – лучше заменить такую деталь заранее, чем ждать аварии на трассе.
- Прислушайтесь к советам опытных механиков – они знают, когда именно следует менять эти детали именно на вашей модели.

Электричество: скрытые риски
Современная система охлаждения тесно связана с электроникой, и кроме датчиков и электровентиляторов в некоторых моторах управляемый электроникой термостат. При этом проблемы с проводкой и электрическими компонентами могут оказаться незаметными, но критическими.
- Проверьте датчики, разъемы, провода – они должны быть чистыми, сухими, без следов масла или антифриза.
- Избегайте контакта провода с горячими или подвижными частями двигателя.
- Поврежденная изоляция провода – повод для его немедленной замены.
Вентилятор: надежный помощник
Электровентилятор активируется при возрастании температуры двигателя до критической. Зимой такое случается при буксовании, длительном движении по глубокому снегу, в городских пробках или включении кондиционера (активирующегося при нажатии кнопки “распотевания” лобового стекла).

Неисправность электровентилятора может остаться незамеченной – вплоть до критической ситуации. Проверить работоспособность вентилятора (вентиляторов), которые должны включаться время от времени, непросто, но электрики на СТО умеют это делать.
Совет от экспертов «Автодом Атлант»
Система охлаждения имеет одно отличие от других систем современного автомобиля: в ней есть немало деталей из стареющих материалов от времени. Поэтому владельцам неновых машин независимо от пробега рекомендуется накануне холодов посетить автосервис.
Важно, чтобы опытные мастера провели инспекцию системы охлаждения перед тем как ее компоненты начнут подвергаться контрастным температурным нагрузкам. А таковые имеют место после каждой стоянки и каждого старта двигателя. Заменить вовремя обнаруженный шланг с трещиной в условиях СТО гораздо проще и дешевле, чем вывозить с загородной дороги эвакуатором машину, из которой из-за старого патрубка вытекла антифриз.

Не говоря уже о печальных случаях, когда водитель не заметил потерю жидкости, перегрел мотор и допустил его заклинивание. После этого владельца ждет большой ремонт двигателя, настолько непростой, что в нем не всегда есть финансовый смысл.


















