Электромобили: кому нужна электротяга?

С техническими особенностями электромобилей мы разбирались в прошлый раз (АЦ №2’2016), а теперь можно анализировать и делать выводы, кому же придется ко двору транспорт с такими характеристиками.

7

Радиус действия
Будущий владелец электромобиля должен уяснить для себя вещь, непонятную пользователю обычной машины: сможет ли он, выехав утром из дому, вернуться без дозаправки? Исходить придется из пробега электрокара на одной зарядке. Паспортные характеристики современных электромобилей выглядят приемлемо: 150–250 км (исключение – Tesla S с ее 425 км, но недостижимой для рядового гражданина ценой). В реальности же при обычном стиле езды эту цифру нужно сокращать примерно на треть. Еще столько же отнимает отопитель в зимнее время, да и мороз ниже -15°С съедает до половины паспортной емкости. Вот и выходит, что 100 км дневного пробега для электромобиля – еще не самый худший случай. Вроде бы больше, чем проезжает средний автомобилист, но… Учтите, что редко наш дневной пробег состоит из одного только рейда дом–работа–дом. Часто мы отклоняемся от этого маршрута, чтобы заехать в магазин, школу, развлекательный центр, к друзьям на кофе… А это, скорее всего, еще десяток километров – с соответствующим коэффициентом в холодную погоду.

Электромобили: зачем тебе электротяга?


Работа должна быть не далее 50 км от дома. Или нужно устроить там пункт подзарядки

А если еще принять во внимание, что не каждый украинский апологет электродвижения покупает машину с новым, имеющим полную емкость аккумулятором, то реальный радиус действия электрокара порой может сокращаться до 20–30 км от дома. Доступная розетка возле работы или другого места длительного пребывания позволит удвоить эту цифру, и все же… Выходит, что электромобиль может служить лишь как транспорт узкого назначения, для коротких поездок. В принципе, для многих случаев это целиком возможный вариант, но второе, бензиновое или дизельное, авто в семье все же желательно.

Рентабельность
Все знают, что электромобиль – это современно и выгодно. Но все ли факторы учитывают досужие аналитики при подсчетах? Не обернется ли сиюминутная экономия растратами в недалеком будущем? Ежедневная эксплуатация электромобиля в самом деле стоит копейки, хотя кое-что зависит от того, какой «электрический» тариф действует у вас дома – в Украине существует более дюжины расценок. Самая реальная категория – для тех, чья городская квартира (дом) потребляют в месяц от 100 до 600 кВт: 99 коп. за 1 кВт. При наличии двухзонного счетчика применяется ночной коэффициент 0,5. Сравнение стоимости 100 км пробега на электромобиле и бензиновом однокласснике мы приводим в таблице.


Аналогичный популярному электромобилю Nissan Leaf (цена в Украине порядка $35 000*) бензиновый хэтчбек С-класса Renault Megane с 1,6-литровым мотором и автоматической трансмиссией стоит у дилера около $18 000*. Но подержанные конкуренты в двух-трехлетнем возрасте не столь разнятся по цене: они обойдутся примерно в $16 000 и $14 000 соответственно


Тяговая батарея – самая сложная и дорогая часть современного электромобиля. Ее стоимость может достигать трети от цены самой машины


Самое выгодное – купить подержанный электромобиль и продать его, выездив ресурс батареи

Но все ежедневные расчеты поставит под вопрос батарея, которая через 120–180 тыс. км может потребовать замены, поскольку ее емкость упадет до неприемлемых значений. Новый аккумулятор стоит (в зависимости от автомобиля) $5000–$8000. Более доступный вариант – купить тяговую АКБ с разбитого или затопленного автомобиля на зарубежном аукционе за $1500–$2000. Наши подсчеты рентабельности покупки и эксплуатации электрокара мы свели в таблицу. Но есть еще один аспект – современная литий-ионная батарея стареет не только от количества циклов заряда-разряда, но и от времени. Тот же Nissan с 2014 года гарантирует, что батарея его Leaf потеряет 30% емкости не ранее чем через 5 лет. Даже если аккумулятор электромобиля «совсем как новый», нужно быть уверенным, что за 4-5 лет вы успеете намотать на одометр те 42 тыс. км, которые отобьют покупку б/у электромобиля за счет экономии на топливе. А тут, глядишь, и замена батареи подоспеет…

Заправки
Активные пользователи электромобилей могут обидеться на то, что мы назвали их любимцев транспортом для коротких поездок. Конечно же, на них можно ездить и в дальние путешествия, но с оговорками: на маршруте должны быть зарядные станции, а у экипажа должен быть запас времени. От качественной розетки с бытовым напряжением 220 В, выдерживающей ток 16 А, машина обычно заряжается 6–8 часов. Для каждых 20–30 км пробега требуется один час стояния около такой розетки.

Дома желательно оборудовать надежную розетку 220 В/16 А. Дальние вояжи придется раз- бивать на отрезки в 100–200 км

Супермощным зарядкам, потребляющим более 20 кВт от трехфазной сети 380 В, необходимо полчаса для наполнения батареи на 80%. Таких быстрых станций в Украине нет, они стоят минимум $10–15 тыс.

Карта зарядных станций для электромобилей в Украине

Но публичные розетки «небыстрого» типа понемногу появляются – например, в сети некоторых АЗК есть свыше трех десятков бесплатных точек, расположенных на оживленных автотрассах страны. Это станции ускоренного заряда (так называемый режим 3), которые, отдавая ток 32 А, примерно вдвое быстрее домашних розеток – к примеру, популярный Nissan Leaf они заряжают на 100% за 4,0 часа. Еще около сотни независимых друг от друга станций охватывают точки досуга в самых крупных городах страны – рестораны, развлекательные центры, кинотеатры.

Сервис
Любой электромобиль требует периодического технического обслуживания. Несмотря на отсутствие сегодня официальных поставок, серьезных проблем с сервисом быть не должно. Во-первых, почти все электрокары построены с использованием шасси обычных моделей, а значит, подвеску, рулевое, тормоза можно обслуживать у обычных мастеров, знающих «базовую» машину-аналог. Решается вопрос и с силовой электрической частью. Официальные дилеры Mitsubishi, Kia и «китайцев», к примеру, обслуживают «свои» электромобили без оговорок, а машины Nissan и Renault принимают в работу СТО, специализирующиеся на легковушках этих марок.

Вопрос с сервисом в Украине решаем. Главное – не верить тем, кто говорит, что электромобилю он не нужен

elektro-img_2085
«Ускоренные» зарядные станции 3-го режима (зарядка Nissan Leaf за 3,5 часа) выпускаются в  Украине

elektro-p90054947
Зарядкой и климатом в салоне у многих электромобилей можно управлять на расстоянии – посредством смартфона

  • amaznik

    Мне кажеться, что фигня всё это. Цена + неудобство с подзарядкой. И, я бы не сказал, что это выгодно. Допустим, я хочу поехать на этом чуде во Львов (с Киева). Сколько раз мне надо остановиться для подзарядки? Дофига и больше. А если учесть, что надо снять где то по дороге номер для проживания + обедами запастись. Нет уж, я лучше на старом добром бензиновом автомобиле не спеша прокатаюсь за 6-7 часов.

    • bestmatros

      особенно «радуются» те, кто повёлся на эту замануху и прикупил «с нуля»…за несколько лет сравняться в цене на вторичном рынке с банальным бензиновым авто-это круто!!! это так выгодно!!! впрочем и поменять аккум за цену весьма приличного автомобиля-о, это тоже, очень экономично!!!!

    • Андрій Глушак

      Допустим сколько раз в этом году ты уже ездил во Львов? А сколько раз ездил в «метрофоззисильпофуршет»? А они от тебя 10-12 км, и на работу 20 км, детей на кружок еще 10 (туда и назад). А на сэкономленное во Львов, на поезде!

  • Это выгодно и удобно для тех, кто живет в частном доме в 20-30 километрах от работы.
    А для дальних путешествий большинство все-таки используют поезда интерсити 🙂
    Да и обычно все-таки это не единственная машина в семье 🙂

  • Богдан

    Прошел бесплатный тест-драйв был приятно удивлен, до этого момента не верил в реальный пробег. Вот кстате автосалон в котором сейчас тест-драйвы постоянно проходят http://электромобиль.укр/

  • pentagon

    Странно что комментаторы, рассматривая эксплутационные характеристики, совершенное не учитывают экологический эффект от массового перехода на электро. Можно пытаться аргументировать, что для зарядки авто надо чего-то там сжечь, но это сжигание происходит не у вас под носом, в отличие от копоти и шума авто на улицах. К тому же, у нас вроде как атомные станции есть и ночью они страдают от невостребованности.

  • Schnaider

    В сети постоянно варится информация о разработках новых видов аккумуляторов. Думаю что не пройдет и пару лет, как емкости поднимутся на несколько порядков. Это большой бизнес и автоакулы схавают приманку наверняка. Так же было и с мобилами. Так что ждем-с. А над ДВС уже родившееся поколение будет смеяться как мы над паровозами.