Из-за нечестной конкуренции в тендерных закупках школьных автобусов бюджет Украины недополучает миллионы

Автобизнес
Юрий Гоголев
Юрий Гоголев
10 авг. 20:30
9682

Процесс приобретения школьных автобусов за бюджетные средства через cистему публичных закупок Prozorro, увы, не всегда прозрачен. Виной всему является нечестная конкуренция, которая ставит участников торгов в неравные условия и, более того, порой и вовсе исключает их из процесса. И тому свежайший пример – тендер Департамента образования и науки Львовской облгосадминистрации на закупку школьных автобусов в количестве 23-х штук.

Один из участников – торговый дом «Эталон-Авто» был дисквалифицирован за то, что подал сертификат типа, в котором на было указано одного из технических требований Заказчика. Это наличие пневматического привода основных боковых дверей и механического привода для двери запасного выхода.  Оказывается, в данном сертификате на соответствие типа транспортного средства, утвержденном приказом Министерства инфраструктуры № 521 от 17.08.2012, вообще нет такого понятия как конструкция дверей.

Тем не менее, «Эталон-Авто» указал на соответствие этому требованию в справке и в письме – двух других документах, помимо сертификата, которые Заказчик выбрал для подтверждения соответствия выдвинутым требованиям к школьным автобусам. Однако тендерная комиссия отклонила предложение «Эталон-Авто». А Антимонопольный комитет на поданную жалобу вынес решение о том, что поданные данным участником торгов три обязательных документа противоречат друг-другу.

Как Антимонопольный комитет создаёт монополию на рынке школьных автобусов
Читайте также 03 Авг 2021, 20:00
Как Антимонопольный комитет создаёт монополию на рынке школьных автобусов

В итоге в тендере участвовали два представителя одного производителя. В результате при бюджете закупки 40 млн 700 тыс. грн победило предложение в 43 млн 239 тыс. 300 грн., то есть фактическая экономия составила всего 460 тыс. грн. А торговый дом «Эталон-Авто» намерен был выйти на торги со стартовой ценой 37 млн 858 тыс. грн. В этом случае экономия превысила бы 5 млн грн.

Вадим Шкарупин
Директор Торгового Дома «Эталон-Авто»

По нашим прогнозам, если бы была открытая конкуренция на торгах по школьным автобусам, то только в этом году бюджет, а точнее все мы, то есть налогоплательщики, могли бы сэкономить порядка 100 – 120 млн грн.

И тому пример четыре недавних тендера. В Кировоградской области при бюджете 18,5 млн фактически торги закончились на цифре 16 млн (экономия 2,5 млн)., в Днепре – 46,25 млн и 41,2 млн соответственно (экономия 5 млн грн), в Черновцах – 19,4 млн и 16,5 млн (почти 3 млн экономии), а в Запорожье при начальном бюджете 44 млн грн. победил участник со ставкой 36 млн (экономия 8 млн грн.). Таким образом на четырех торгах, не считая Львова, экономия составила 16 млн грн.

 

Алевтина Уперенко
Адвокат

Мы по-прежнему считаем, что решение АМКУ  является неправомерным, так как «Эталон-Авто» предоставил все необходимые документы для подтверждения технических требований заказчика. Согласно законодательству, сертификат типа не содержит информации о конструкции дверей, поэтому информация, указанная в справке и сертификате никак не может противоречить друг другу, а может только дополнять друг друга.  Аргументы, приведенные АМКУ на подтверждение своего решения, мы считаем несостоятельными.

 

Агия Загребельская
Основатель платформы «Лига Антитраста»

Спасибо торговому дому «Эталон-Авто». Я реально очень счастлива, что я в Украине в 2021 году вижу бизнес, который решает свои проблемы на тендерах не с помощью конвентов, не походами в Антимонопольный комитет или ища каких-то там «решал», а открыто отстаивая свою позицию. И как по мне это очень правильно, цивилизованно и так должно быть.

К сожалению, очередной тендер прошел нечестно. Мог ли Анимономольный комитет поступить иначе? Конечно мог. Так, отметим, что еще в 2019 году мы наблюдали существенно изменение позиции АМКУ от формализма к более существенному подходу. Мы видели, что разные члены коллегии по-разному трактуют нормы. Коммуницируют публично о том, что надо руководствоваться здравым смыслом, а не тем, что написано.

Соответственно, если ссылаться на новую позицию членов АМКУ, то здравый смысл как раз свидетельствует о том, что три документа, которые требовал заказчик, были предоставлены и каждым из этих документов технические качественные и количественные характеристики были подтверждены. Соответствует ли автобус требованиям заказчика? Конечно отвечает.

Что значит для компании проиграть один тендер, второй или третий? Это конечно не проблема, когда можно взять свой товар – школьный автобус и пойти продавать его на частном рынке. Другое дело, когда у тебя основной потребитель это – государство в лице государственных органов, органов местного самоуправления, которые закупают значительное количество продукции. А если одна из трех-четырех компаний попадают в так называемую немилость, то она может просто оказаться на грани банкротства, потому что ее конкуренты будут получать много подрядов, а она будет пасти задних. И пасти задних не потому, что ее автобусы плохие, а потому, что у чиновников сегодня есть определенный фаворит.

Очень важно, чтобы АМКУ на будущее учел эти свои ошибки. Важно, чтобы для бизнеса эта практика была последовательной и прогнозируемой.

Юрий Гоголев
Автор
Юрий Гоголев
Редактор
Загрузка...