Право на лидерство
На украинском рынке в классе зарубежных грузовиков полной массой 3,5 т и выше сегодня лидирует марка Mercedes-Benz. Наш корреспондент взял интервью у Виталия Остапчука, руководителя продаж коммерческих автомобилей ОАО «АвтоКапитал» – генерального представительства «ДаймлерКрайслер АГ» по автомобилям Mercedes-Benz в Украине. |
«Коммерческие автомобили»: Виталий Эдуардович, какая ситуация сегодня
на нашем рынке импортных грузовиков полной массой свыше 3,5 т?
Виталий Остапчук: За последние годы рынок особо не менялся. Так,
в 2001 году было продано 880 машин, в 2002-м – 800. В прошлом году был
зафиксирован определенный рост – 1069 машин, а в нынешнем – уже чувствуется
оживление: за первые четыре месяца было поставлено 468 грузовиков, тогда
как за этот же период прошлого года – всего 256.
«КА»: А какое место занимают в этих поставках грузовые Mercedes?
В. О.: Наша доля рынка достаточно внушительная и постоянно растет.
В 2001 году она составляла приблизительно 10%, в 2002-м – уже 20%, в 2003-м
– 30%. В прошлом году мы вышли в лидеры рынка. Что ж, положение обязывает
– и за первые четыре месяца этого года наша доля рынка составила уже 35%.
«КА»: Как идут продажи грузовиков тяжелого класса полной массой свыше
16 т?
В. О.: В этом секторе мы чувствуем себя наиболее уверенно. По
итогам первых четырех месяцев года здесь нам принадлежит 42% рынка. Новый
Actros в прошлом году довольно быстро завоевал рынок, и сегодня мы даже
не успеваем быстро удовлетворять заказы, число которых растет. За январь
– май было продано 145 таких машин.
«КА»: А что же более дешевый Axor?
В. О.: За первые пять месяцев продано пока 17 этих грузовиков.
Дело в том, что Axor позиционируется как машина для региональных перевозок,
а настоящий дальнобойный грузовик – это все-таки Actros. Если у компании
есть деньги, большую роль играет фактор престижа.
Между тем, одна крупная украинская компания в прошлом году купила 25
автомобилей Axor для рейсов в Россию и Прибалтику. Впрочем, они ездят,
и притом успешно и в Европу. Руководство довольно, ибо машины экономичны
и надежны. Но уровень комфорта там, понятно, ниже, чем в модели Actros.
«КА»: А что можно сказать о продаже грузовиков более легкого класса
полной массой 3,6 – 8,0 т?
В. О.: Автомобилей, относящихся к этому сегменту, мы продаем
больше, чем конкуренты. На нашу долю здесь приходится 35% рынка. В нынешнем
году уже поставлено 47 автомобилей Sprinter и 4 – Vario. Должен заметить,
что для нашего рынка Vario – хорошая машина, в частности, ее можно использовать
как шасси под маршрутные такси. Так что в ближайшее время мы ожидаем увеличения
ее продаж.
«КА»: Каковы перспективы еще более легких коммерческих машин – недавно
обновленных Vito и Viano?
В. О.: Их продажи фактически начались с этого года, и популярность
автомобилей растет. Уже продано 9 Viano и 11 Vito. Украинские клиенты
предпочитают их заказывать в версии микроавтобусов «люкс».
«КА»: А что с машинами Atego полной массой от 6,5 до 26 т?
В. О.: Этот сектор в Украине, к сожалению, пока очень узкий –
не только для нас, но и для наших конкурентов. За первые четыре месяца
2004 года мы поставили всего лишь три такие машины, и вряд ли продажи
будут расти большими темпами. В чем причина? Если в «тяжелом» секторе
клиенты вынуждены покупать дорогостоящую импортную технику, чтобы их пускали
за границу, то для развозки по Украине предпочитают дешевые ЗИЛы, МАЗы
и КамАЗы.
«КА»: Как обстоят дела со строительной техникой?
В. О.: Это очень интересный и перспективный сектор рынка, который
динамично развивается. В мае мы поставили 25 тяжелых строительных самосвалов.
В отличие от автомобилей конкурентов, эти машины имеют колесную формулу
не 8х4, а 8х6 и отличаются лучшей проходимостью. На самосвалы устанавливается
20-кубовый кузов фирмы Schmitz, а грузоподъемность машин может достигать
32 т.
Кроме того, мы поставили партию бетоносмесителей на шасси Axor, которые
производятся на заводе DaimlerChrysler в Турции и отличаются высоким качеством.
Там могут делать двух-, трех- и даже четырехосные шасси, пригодные для
установки различного специального оборудования.
«КА»: Как продвигаются продажи других видов техники?
В. О.: В этом году для нужд коммунального хозяйства мы поставили
один тягач Unimog – машину весьма дорогую. Очень узок и сектор туристических
автобусов: поставляемая и нами, и конкурентами техника исчисляется единицами.
Эти машины, к сожалению, не по карману многим украинским перевозчикам.
«КА»: Зато, наверное, у них вызывает большой интерес автомобили second
hand?
В. О.: Да, рынок подержанных автомобилей мы считаем перспективным.
Если говорить о машинах производства стран дальнего зарубежья, то емкость
этого рынка в Украине составляет около 6-7 тысяч единиц в год. Продажей
подержанных грузовиков мы начали заниматься только в этом году, для чего
создали отдельное подразделение. В ближайшее время закончится строительство
площадки, на которой эти машины будут продаваться. Мы будем предлагать
автомобили всех классов, но, естественно, не старше 5 лет. Цена за «пятилетку»
тяжелого класса будет составлять порядка 30 – 35 тыс. евро. Продавать
эти машины будем и в кредит.
«КА»: Как обстоят дела с сервисом грузовиков Mercedes-Benz?
В. О.: Не секрет, что до последнего времени у нас было меньше
СТО, чем у конкурентов: нами в этом отношении были охвачены только Киев,
Одесса и Днепропетровск. Но уже в текущем году появятся станции во Львове,
Ривном, Запорожье, Харькове, Луганске и Донецке.
«КА»: В заключение традиционный вопрос: ваши планы на будущее?
В. О.: В планах на этот год продажа до 350 коммерческих автомобилей
всех классов, в том числе поставка 200 тяжелых грузовиков и 150 легких
коммерческих машин (начиная с Vito и Viano). А вообще, мы смотрим в будущее
с оптимизмом – экономика развивается, Украина все больше становится транзитным
государством. И это положительный фактор, который будет влиять на развитие
сектора коммерческих автомобилей.
Продажи новых грузовиков (полной массой свыше 3,5 т) в Украине* |
|