Автобізнес
В Украине отмечают дефицит бензина
Консалтинговая группа «А-95» опирается на результаты анализа ресурсного обеспечения рынка нефтепродуктов в мае-июне 2011 г. и опроса ведущих операторов, информирует www.autoconsulting.com.ua
«В ходе исследования выявлены случаи продаж импортного бензина А-95 под видом марки А-92, – отмечает руководитель организации Сергей Куюн. – Парадокс, но импортный бензин еврокачества сегодня дешевле, чем украинский А-92, который, к тому же, отечественные НПЗ не продают».
В частности, 14 июня вновь «обнулила» свой прайс-лист компания «ТНК-ВР Коммерс», оперирующая Лисичанским НПЗ, нет предложений вагонных партий бензина и у Кременчугского НПЗ.
В Консалтинговой группе «А-95» отмечают, что нехватка объемов украинского производства компенсируется увеличением поставок по импорту, в частности из стран Евросоюза. Так, впервые с 2008 г. компания «Ромпетрол-Украина» в третьей декаде июня ожидает прибытие танкера с бензином А-92, что поможет частично перекрыть нехватку продукта в южных областях. По словам С. Куюна, основным источником поставок бензина А-92 на рынок были украинские НПЗ, на долю которых приходится 70-80% рынка.
«Нарастить поставки по импорту проблематично, так как большинство европейских НПЗ либо прекратили выпуск А-92, либо свели его к минимуму», – отмечает он. В качестве примера эксперт привел отсутствие какой-либо напряженности с маркой А-95 и дизтопливом, поставки которых в Украину диверсифицированы. По данным группы, в мае-июне 2011 г. рекордных значений достигли поставки бензина А-95 от литовской компании «Орлен Летува» – до 50 тыс. т в месяц.
В «А-95» отмечают, что на возникновение ресурсной недостаточности в Украине также повлияло снижение поставок из Беларуси в связи с плановым ремонтом Мозырского НПЗ и форс-мажорным увеличением внутреннего потребления топлива в самой республике.
Аналитики подчеркивают, что украинские нефтеперерабатывающие компании в конце апреля прогнозировали возможный ресурсный дефицит в связи с «белорусским» фактором, однако не предприняли адекватных действий по его устранению.
«Украинские НПЗ имели прекрасный шанс не на словах, а на деле доказать правительству и потребителям свою способность обеспечить рынок нефтепродуктами, особенно в период сезонного роста потребления. Однако вместо этого мы видим нехватку отдельных марок украинских нефтепродуктов, что заставляет задуматься об умышленном и согласованном характере действий со стороны крупнейших отечественных производителей, которым опять что-то мешает», – отмечает С. Куюн.