Движение по кругу: правила проезда перекрестков c круговым движением.
| | Представьте себе площадь, от центра которой, как солнечные лучи, расходятся 5–7 улиц. Попробуйте без кругового движения распределить движение по кругу! |
Рост количества автомобилей на улицах городов вынудил искать новые способы проезда перекрестков. Первым было движение по кругу, а знакомые всем тоннели, эстакады и круговые развязки появились намного позже. Круговое движение дало возможность сократить аварийность и в то же время позволило немного увеличить скорость проезда по сравнению с обычным регулируемым перекрестком. Во многих городах круговое движение было единственно возможным способом организации проезда площадей. Но с ростом интенсивности движения появилась новая проблема: кто кого должен пропускать при движении по кругу?
Упорядочить движение по кругу можно с помощью Правил дорожного движения, дорожных знаков и светофоров. Но в то же время существует много специфических особенностей проезда, которые нужно учитывать. К ним можно отнести как те, которые регламентированы ПДД, так и другие, вызванные особенностями движения в конкретных условиях.
Стандартный вариант |
Самым сложным, особенно в условиях интенсивного движения, является перекресток, на котором организовано круговое движение, но, кроме знаков 4.10 «Круговое движение», отсутствуют другие знаки и светофоры. Очередность движения в этом случае определяется только п. 10.11 ПДД (в случае если траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не обусловлена настоящими Правилами, уступить дорогу должен водитель, к которому транспортное средство приближается с правой стороны). Другими словами, преимуществом пользуется водитель, который въезжает на круг, а те, кто уже движется по нему, должны пропускать всех, подъезжающих справа. В условиях интенсивного движения такой перекресток будет парализован за считаные минуты, так как со всех сторон на него будут въезжать машины, а вот выехать они смогут только в ближайший поворот направо. Проехать прямо не удастся, так как движение будет блокировано въехавшими на круг машинами. Если на вашем маршруте есть перекрестки с интенсивным движением, их лучше объехать. |
|
|
Главная дорога – по кругу |
В ряде городов применяют организацию движения, принятую в большинстве зарубежных стран (преимуществом пользуется тот, кто находится на кольце), которая реализуется с помощью знаков. Для этого на всех въездах на кольцо устанавливается знак 2.1 «Уступить дорогу» и табличка 7.8 «Направление главной дороги», на которой круг выделен жирной линией, а все подъезды – тонкой. На самом кольце перед каждым примыканием устанавливается знак 2.3 «Главная дорога». Если интенсивность движения по кругу по всем направлениям примерно одинакова, такая организация проезда позволяет снизить до минимума риск появления заторов и аварий. В то же время, если основной поток меняет направление (например, большинство машин, въехавших на круг, поворачивают на нем налево), с других направлений могут образоваться заторы. При проезде таких перекрестков очень важно своевременно занять нужный ряд, чтобы не пришлось перестраиваться при движении по кругу (это снижает пропускную способность перекрестка). Еще одна сложность заключается в том, что иногда устанавливают только знаки 2.1 «Уступить дорогу» с табличками 7.8 «Направление главной дороги», а знаки 2.3 «Главная дорога» отсутствуют. В результате водитель, совершающий движение по кругу, уступает дорогу помехе справа, его коллега тоже стоит. Затем они вместе начинают движение и сталкиваются. Поэтому нелишним будет взглянуть направо, чтобы убедиться в отсутствии или наличии знака 2.1. Благодаря характерной форме его можно идентифицировать с любой стороны. |
|
|
Главная дорога меняет направление, движение по кругу |
|
|
«Неправильные» круги |
В ряде случаев о том, что на перекрестке организовано круговое движение, не заметив знак, можно и не догадаться. Например, если это широкая улица (3 полосы в каждую сторону), на половине которой впереди возникает клумба, а в правом ряду движутся большегрузные автопоезда. На таких перекрестках (чаще всего, это Т-образный перекресток, в котором примыкающая улица намного уже и не так загружена), кроме знака «Круговое движение», обычно устанавливают знак 2.3 «Главная дорога» перед примыкающей улицей и знак 2.1 «Уступить дорогу» – на ней. Разворачиваясь, не забывайте уступить дорогу автомобилям, движущимся по главной дороге прямо, они для вас «помеха справа». Еще один возможный вариант – одна из улиц не разделяется на потоки в прямом и обратном направлении, а вторая расходится на два потока, в разрывах которых используют принцип кругового движения для разворота и поворота налево. На таких перекрестках самый сложный момент – сразу за поворотом направо перестроиться из правого в левый ряд или после разворота – в правый ряд для поворота направо. Те, кто совершает подобные маневры в условиях интенсивного движения по кругу, нуждаются в помощи коллег. Немного притормозите, чтобы дать возможность коллеге завершить маневр, а себя избавить от риска возникновения аварийной ситуации. |
|
|
Светофоры на круге |
|
|
Александр Ландарь
Фото Андрея Яцуляка