Автомобильные тоннели в Киеве: Километры под землей
Через центр Киева ежесуточно проходит более 250 тысяч автомобилей, из них 60% – транзитом. Общая же численность машин, зарегистрированных в столице, уже давно превысила 500 тысяч, а к 2020 году может достигнуть одного миллиона. Чтобы избежать транспортного «коллапса», в ближайшие несколько лет в Киеве планируют построить пять подземных тоннелей.
Через центр Киева ежесуточно проходит более 250 тысяч автомобилей, из них 60% – транзитом. Общая же численность машин, зарегистрированных в столице, уже давно превысила 500 тысяч, а к 2020 году может достигнуть одного миллиона. Чтобы избежать транспортного «коллапса», в ближайшие несколько лет в Киеве планируют построить пять подземных тоннелей.
История
О строительстве подземных тоннелей для автомобильного транспорта в Киеве речь шла уже давно. Еще в 1967 году они были внесены в генеральный план застройки города. Но впоследствии от этого проекта отказались по ряду причин: экономическое положение в стране, отсутствие строительной базы и практики выполнения таких работ.
Над землей?
Ситуация на столичных дорогах становится все более критической. Расширять существующие трассы, особенно в центре, некуда – мешает застройка. В то же время темпы роста автопарка опережают запланированные. Дорожники видят только два выхода из положения – увести транспорт под землю или построить надземные трассы-эстакады. Не в пользу последнего решения говорит ряд факторов, в числе которых шум и смог, «сопутствующие» автомобилям. Кроме того, города, испещренные такими строениями, выглядят серыми и мрачными.
Под землей?
Второй способ спасти столицу от транспортной проблемы – увести автомобили под землю. В таком случае не будет надобности «врезаться» в архитектуру города. Кроме того, при строительстве тоннелей не нужно перекладывать подземные коммуникации, а устройство этих сооружений подразумевает отсутствие автомобильного шума и выхлопов на поверхности.
Основной недостаток таких работ (характерный, впрочем, и для возведения надземных эстакад) – дороговизна. Технику для строительства тоннелей сейчас выпускают несколько фирм в мире. Машины (на фото) напоминают червячков, которые «вгрызаются» в землю, выдавая «на-гора» грунт и оставляя за собой укрепленные бетоном стены. Внутри них можно проводить коммуникации и настилать дорожное покрытие.
Цены
Стоимость такой машины определяют из расчета 1 млн. евро за 1 метр диаметра «червячка». И если диаметр наших тоннелей составит 14 метров, то машина обойдется в 14 млн. евро. Кроме того, дорожники называли такой показатель как стоимость работ за погонный метр (п/м). При длине тоннеля не более 2 км она составляет 100 тыс. евро за п/м. Если строить семикилометровый тоннель, то погонный метр обойдется уже в 50 тыс. евро. В общем, чем длиннее тоннель, тем дешевле его рыть. Это связано с тем, что значительная часть средств и времени уходит на монтаж и демонтаж оборудования.
Расположение
Сейчас рабочая группа определяет, какой из тоннелей строить первым. В числе приоритетных называют 2,5-километровое сооружение от ул. Бассейной до пл. Победы. По планам дорожников, оно должно на 80% (!) разгрузить бульвар Шевченко. Еще один важный тоннель – от ул. Борщаговской до Саперно-Слободской. Он на 20% освободит центр Киева, избавив его от транзитного транспорта.
Откуда возьмутся деньги?
Чтобы тоннели в столице все-таки появились, их снова нужно включить в генплан застройки города. Кроме того, финансирование технико-экономического обоснования возведения тоннелей должно быть внесено в программу социально-экономического развития Киева на 2004 год. Где город будет брать деньги на само строительство, пока неизвестно.
Дублеры мостов
Как минимум три тоннеля пройдут под Днепром, то есть будут выполнять те же функции, что и столичные мосты (как существующие, так и строящиеся). Впрочем, дорожников это не смущает. Они говорят, что при нынешнем темпе роста автопарка в Киеве нужно строить хотя бы по одному мосту каждые пять лет. Вы представляете, как будет выглядеть столица при таком раскладе лет через пятьдесят?
Кстати, если по стоимости работ мост с тоннелем сравнимы, то времени на возведение последнего уходит почти в 2 раза меньше: 25 месяцев вместо 38 – 40. Но, как показала практика россиян, можно строить еще быстрее. Двухкилометровый тоннель в московском Лефортово вырыли за 13 месяцев.
Мировой опыт
Итак, строительства тоннелей нам, похоже, не избежать. Сегодня во многих развитых странах существуют и возводятся подземные транспортные сооружения. В частности, в Китае строят 26 тоннелей, в Сингапуре – 5, в объединенной Европе – 10.
Самые известные городские тоннели | |||||||||||||
| |||||||||||||