Эвакуатор: Санитары улиц

Причиной пробок в больших городах часто становятся неправильно припаркованные автомобили. Но многие водители не осознают этого, а штрафов не боятся – настолько они мизерные. Чтобы навести порядок на дорогах, столичные власти начали активно применять эвакуацию автомобилей.

Причиной пробок в больших городах часто становятся неправильно припаркованные автомобили. Но многие водители не осознают этого, а штрафов не боятся – настолько они мизерные. Чтобы навести порядок на дорогах, столичные власти начали активно применять эвакуацию автомобилей.

В столице принудительным перемещением неправильно запаркованных и бесхозных автомобилей занимается коммунальное предприятие «Киевдорсервис». На его территории по адресу Молодогвардейская, 9 базируются эвакуаторы и расположена штраф-площадка, где машины дожидаются своих владельцев-нарушителей. Именно оттуда мы и направились в рейд, чтобы собственными глазами увидеть, как производится «уборка» улиц.

Центр «чистят» активнее

Нарушителей правил парковки можно встретить в любом районе, но больше всего проблем они создают в центре, где интенсивность транспортного потока очень высокая, а пропускная способность улиц небольшая. Работать начали на Бессарабской площади. Это один из самых напряженных дорожных узлов столицы, что неудивительно – под знаками «Остановка запрещена» с табличкой «Эвакуация автомобилей» (экспериментальный знак) дружно выстроились запаркованные машины. Здесь нас уже дожидался сотрудник ГАИ. Решено было начать с крайнего автомобиля в ряду, создающего проблемы для движения других машин. Им оказался далеко не новый Daewoo Lanos с харьковскими госномерами. Прежде чем погрузить его на платформу, работники «Киевдорсервиса» и ГАИ в присутствии двух понятых тщательно осмотрели кузов на предмет повреждений. Ведь все дефекты скрупулезно заносятся в протокол, который подписывается всеми участниками осмотра. Это делается для того, чтобы исключить возможные претензии владельца по поводу того, что во время эвакуации машине нанесли ущерб (поцарапали, погнули и т. п.). В случае с Daewoo это заняло довольно много времени – все повреждения еле поместились на бланке протокола. Когда авто начали грузить на платформу, пришел его хозяин. Он было удивился, что нарушил правила, затем попросил отпустить его, ссылаясь на то, что «неместный». Позже он все-таки согласился оплатить услуги эвакуатора, что составило половину стоимости принудительного перемещения – 62,5 грн. (оплата за километраж, пройденный погрузчиком от штрафплощадки к месту эвакуации).

Полезно в любом случае

За время, потраченное на водителя Daewoo, ряд неправильно запаркованных машин возле Бессарабского рынка заметно поредел – профилактический фактор эвакуации налицо: опыт показывает, что водители, присутствовавшие во время данной процедуры, в этом месте правила парковки больше не нарушают.

Следующей «жертвой» эвакуатора стал стоящий рядом белый ВАЗ-2105. После составления протокола осмотра ТС работники «Киевдорсервиса» закрепили каждое из колес автомобиля специальными захватами, конструкция которых исключает повреждения диска, так как в них применяются специальные резиновые проставки. Если на колесах установлены колпаки, их снимают. Кстати, не сможет «улизнуть» и та машина, которая вплотную припаркована к бордюру – за свободные два колеса ее немного оттаскивают в сторону, а затем захватывают остальные колеса. «Пятерку» погрузили в кузов эвакуатора, где ее надежно закрепили, чтобы во время движения она не сместилась, и увезли на штрафплощадку.

Нередко погрузка машины и ее транспортировка осуществляются под «аккомпанемент» сигнализации. После отправки автомобиля работник автоинспекции сообщает в дежурную часть ГАИ, какой автомобиль был принудительно перемещен, называет его марку, цвет, госномер. На месте эвакуации работники «Киевдорсервиса» не оставляют какой-либо информации о том, куда подевалась машина, но хозяину, позвонившему по телефону 02 или в дежурную часть УГАИ МВД Украины в г. Киеве по телефону 213-70-64, чтобы заявить об угоне, сразу сообщают, что его автомобиль принудительно эвакуирован. Если водитель обратился с заявлением об угоне в райотдел МВД, то там, прежде чем заводить уголовное дело, выяснят у других служб, не осуществлялась ли эвакуация данного автомобиля. Если же нашлись свидетели эвакуации, которые рассказали хозяину машины о том, что с ней произошло, то можно позвонить непосредственно на штрафплощадку по телефону 248-12-96.

В среднем на площадке «Киевдорсервиса» машины остаются не более суток – автовладельцы торопятся побыстрее вызволить своих «железных коней».

 Точка зрения  

Василий Стус. Директор коммунального предприятия «Киевдорсервис»Василий Стус
Директор коммунального предприятия «Киевдорсервис»

Принудительным перемещением припаркованных с нарушением правил стоянки и остановки и бесхозных автомобилей коммунальное предприятие «Киевдорсервис» занималось и раньше, но активную работу мы начали в этом году, когда киевская госадминистрация предоставила в наше распоряжение пять современных эвакуаторов. До этого времени у нас был всего один автомобиль-эвакуатор.

За нарушение правил парковки мы доставляем на штрафплощадку до 800 автомобилей в месяц, тогда как за весь прошлый год их общее количество составило немногим меньше тысячи. Кроме того, новые эвакуаторы технически более совершенны, чем применявшиеся раньше. Новые машины с боковой погрузкой способны забирать автомобили-нарушители с любого места.

Кстати, в будущем планируется пополнить парк еще пятью эвакуаторами, чтобы их было хотя бы по одному на район. И, конечно, следующие машины будут еще более совершенными.

 Личный опыт  

Светлана. АвтовладелицаСветлана
Автовладелица

Автомобиль я оставила на улице Богдана Хмельницкого, возле ЦУМа. Очень спешила, а свободных парковочных мест не было, вот и припарковалась в неположенном месте.

Когда вышла на улицу и не обнаружила своей машины, сразу подумала: либо угнали, либо эвакуировали. Но в любом случае я не переживала – ведь машина застрахована по полному КАСКО. Рядом находился сотрудник ГАИ – он-то мне и рассказал, где мой автомобиль.

«Освобождение» стоило мне двух часов потерянного времени и 125 гривен. Кроме того, придется еще и отправиться в суд, чтобы разрешить административное дело. Так что лучше не нарушать!

 Точка зрения  

Евгений Кравец. Начальник отделения профилактической работы УГАИ МВД Украины в г. Киеве, майор милицииЕвгений Кравец
Начальник отделения профилактической работы УГАИ МВД Украины в г. Киеве, майор милиции

Принудительное перемещение неправильно запаркованных автомобилей – это самый эффективный способ борьбы с нарушителями правил остановки и стоянки. В тех местах, где проводится эвакуация, дисциплина водителей улучшается. Ээффективность данного метода доказывает и зарубежный опыт, где власти уже давно борются с нарушителями таким способом.

Вместе с тем, какого-либо плана по количеству автомашин, которые нужно эвакуировать, у нас нет. Мы убираем с дороги только те ТС, которые реально создают помеху для движения законопослушных водителей. Для информирования применяются новые знаки, предупреждающие о том, что в этом месте неправильно запаркованный автомобиль могут эвакуировать. Кстати, инициатором данного нововведения стала столичная ГАИ.

 Откуда забирают?

Больше всего нарушителей в центре города – ведь именно центральная часть столицы наиболее загружена транспортом. Не отстают площадь Победы и радиорынок, хотя здесь построены большие паркинги, где цены за услуги вполне доступные. Впрочем, в центре тоже есть большой подземный паркинг «Кашалот», но цена 8 гривен за час стоянки многим не по карману.

Нарушителям в остальных районах не стоит расслабляться – после очередного пополнения парка эвакуаторов дойдет очередь и до них.

 Во сколько обходится эвакуация?

Стоимость принудительного перемещения ТС напрямую зависит от места эвакуации автомобиля. Так, за каждый пройденный эвакуатором километр придется заплатить 6,26 грн. Отсчет пути начинается со штрафплощадки «Киевдорсервиса». К этому следует прибавить 17,10 грн. за хранение автомобиля в первые сутки и 10 грн. за каждые последующие. Если же владелец объявится до того, как его автомобиль отправят на штрафплощадку, ему придется оплатить половину стоимости принудительного перемещения.

Машину не отдадут до тех пор, пока сотрудником ГАИ не будет составлен админпротокол о нарушении ПДД. В соответствии с этим документом водитель привлекается к административной ответственности за нарушение правил остановки и стоянки, предусматривающей устное предупреждение или штраф в размере от 3,4 до 8,5 грн. Решение о мере наказания принимает суд.

 На каком основании?

Эвакуация машин производится на основания пункта 8.2 раздела 8 «Правил благоустройства территории, парковки транспортных средств, тишины в общественных местах, торговли на рынках в городе Киеве», принятых Киеврадой 26 сентября 2002 года.

Согласно вышеупомянутому пункту разрешается принудительно перемещать автомобили, запаркованные с нарушением правил стоянки, в случае, если они «…создают угрозу безопасности дорожного движения, движения транспорта и пешеходов, а также мешают выполнению работ по содержанию дорог, зеленых насаждений, зданий и сооружений, расположенных возле дороги».

Однако законность эвакуации вызывает критику многочисленных юристов – поскольку в документе, который регламентирует ответственность водителей за административные правонарушения, а к ним относятся и нарушения правил остановки и стоянки (КоАП Украины), такая мера не предусмотрена.

Евгений Сокур
Фото Андрея Яцуляка

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.