Скутеристам – права и обязанности

Требования к водителям скутеров ужесточаются. Уже сегодня они должны ездить в мотошлемах, в ближайшее время – получить права, а со следующего года – зарегистрировать свои ТС и проходить техосмотр.

Требования к водителям скутеров ужесточаются. Уже сегодня они должны ездить в мотошлемах, в ближайшее время – получить права, а со следующего года – зарегистрировать свои ТС и проходить техосмотр.

Теперь ездить в мотошлемах должны не только мотоциклисты, но и водители и пассажиры мопедов. Это требование регламентировано п. 6.1 Правил дорожного движения, измененным согласно Постановлению Кабмина Украины № 876 от 01.10.2008 года. При нарушении этого правила грозит штраф 51–85 грн. (ч. 4 ст. 121 КоАП). Хотя водителей в первую очередь должна волновать не сумма штрафа, а личная безопасность – ведь в случае падений шлем способен защитить голову от травм.

Сдать на права

Еще одно серьезное новшество – мопеды, мотороллеры и другие двухколесные ТС с двигателем объемом до 50 см куб. или электромотором мощностью до 4 кВт отнесены к новой категории транспортных средств – А1. Она предусмотрена «Положением о порядке выдачи водительских удостоверений», утвержденным Постановлением Кабмина № 511 от 20.05.2009 года. Это означает, что для управления вышеперечисленными ТС их водителям необходимо иметь права с открытой категорией А1. Их могут получить лица, достигшие 16-летнего возраста.

В ДГАИ заверяют – проверять у скутеристов права категории А1 начнут только с 1 января 2010 года.

Как объяснили нам в Департаменте ГАИ МВД Украины, порядок прохождения обучения и получения прав для управления мопедами и скутерами пока еще разрабатывается. Но уже точно известно, что человек, имеющий права с какими-либо категориями (кроме старой категории А – с ней можно ездить на скутере), открыть А1 или любую другую нижнюю категорию сможет только после:

  • прохождения 20-часовых курсов обучения управления новым ТС в автошколе и предоставления в ГАИ соответствующей справки из данного учреждения;
  • предъявления подтверждения о том, что на протяжении последних 12 месяцев он управлял ТС любой из категорий, которые уже открыты в правах (для водителей-любителей таким документом является техпаспорт, временный регистрационный талон или доверенность, а для профессиональных – справка с места работы);
  • сдачи практического экзамена по вождению в ГАИ на право управления ТС нижней категории.

 

Если же владелец мопеда или скутера не имеет водительских прав, то ему нужно пройти медкомиссию и получить соответствующую карточку, подтверждающую, что он физически здоров и может быть допущен к управлению ТС. Далее необходимо записаться в автошколу, закончить ее, успешно сдать в ГАИ теоретический и практический экзамены. Только после этого ему выдадут права соответствующей категории. Как рассказали нам в Департаменте Госавтоинспекции, возможно, что для получения прав на управление скутером водителю нужно будет пройти не полный, а краткий теоретический курс подготовки.

Обзвонив некоторые столичные автошколы, мы выяснили, что отдельно открыть категорию А1 пока нельзя – еще нет соответствующих учебных программ. Также удалось узнать, что не все автошколы предоставляют возможность получить права категории А. Там же, где эта услуга существует, курс обучения составляет 2,5 месяца, а стоимость – в районе 2,5 тыс. грн. Большая редкость в таких автошколах и скутеры – как правило, там есть только мотоциклы.

Ездить на мопеде и скутере без защитного мотошлема и в возрасте до 16 лет

Ездить на мопеде и скутере без защитного мотошлема и в возрасте до 16 лет запрещено.

Поставить на учет

Юридически работники ГАИ вправе требовать от водителей скутеров предъявления прав соответствующей категории со дня вступления Постановления № 511 в законную силу (документ является действительным уже с прошлой недели).

Хотя в ДГАИ заявили, что проверять наличие прав категории А1 начнут только с 1 января 2010 года. Согласно Закону «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об усовершенствовании регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения» именно с этого времени вводится государственная регистрация мопедов, мотороллеров и других двухколесных ТС с двигателем объемом до 50 см куб. или электромотором мощностью до 4 кВт. А раз подобные ТС регистрируются, значит, говорят в ГАИ, и водители должны иметь законные основания на управление ими. Таковыми являются права категории А1. Владельцы скутеров могут и не иметь прав – доставить такие ТС для постановки на учет могут водители, имеющие соответствующую открытую категорию в правах.

На мопеды и скутеры будут выдавать номера и техпаспорт, и им придется проходить техосмотр 1 раз в 2 года.

 

Порядок регистрации и прохождения техосмотра скутеров пока не разработан, но, как рассказали нам в ДГАИ, все поставленные на учет двухколесные транспортные средства с двигателем объемом до 50 см куб. или электромотором мощностью до 4 кВт будут вноситься в уже существующую базу данных ТС. Скорее всего, для постановки на учет двухколесных ТС владельцы должны предоставить документ, подтверждающий факт законности их приобретения.

Как ездить?

Согласно разделу 6 ПДД ездить на мопедах и скутерах разрешено только по велосипедным дорожкам, обозначенным дорожным знаком 4.12. При их отсутствии необходимо двигаться по правой крайней полосе проезжей части, причем как можно ближе к обочине/бровке. А вот ехать в среднем или крайнем левом ряду проезжей части, а также по тротуарам запрещено! Поворачивать налево или разворачиваться можно только на дорогах, имеющих не более одной полосы для движения в каждом направлении и без трамвайной колеи посередине. На всех остальных дорогах водители скутеров обязаны переводить свои транспортные средства по пешеходному переходу в направлении, необходимом для дальнейшего движения.

Скорость мопедов и скутеров, как и всех остальных ТС, в городе не должна превышать 60 км/ч (п. 12.4), а в жилых зонах, обозначенных знаком 5.31, на прилегающих территориях жилых домов – 20 км/ч.

Подготовил Юлий Максимчук
Фото Сергея Кузьмича

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.