Стоянка в ответе за авто?
Обнаружил, что поверхность кузов покрыта мелкими капельками синей краски – скорее всего, кто-то недалеко от машины что-то красил. Авто всегда стоит на охраняемой стоянке возле дома. Охрана не знает, откуда она могла появиться. Скажите, пожалуйста, руководство стоянки несет ответственность за сохранность автомобилей, размещенных на ней?
Сегодня во время мойки (мыл сам вручную в гараже) своего автомобиля обнаружил, что поверхность кузов покрыта мелкими капельками синей краски – скорее всего, кто-то недалеко от машины что-то красил. Авто всегда стоит на охраняемой стоянке возле дома. Почти все машины, находившиеся рядом с моей, испачканы такой же краской. Охрана не знает, откуда она могла появиться. Скажите, пожалуйста, руководство стоянки несет ответственность за сохранность автомобилей, размещенных на ней? Стоянка расположена на территории местного супермаркета, охраняется службой охраны супермаркета. То есть она должна быть легальной. Охранники сказали, что они проверили – за последнее время у них никаких лакокрасочных работ не производили.
С уважением, Дмитрий, г. Киев
Эксперт |
Затронутая вами проблема вызвана в первую очередь ненадлежащим оформлением транспортных средств на стоянках, что встречается повсеместно. По сути, отношения между владельцем и парковкой – это договор хранения, по условиям которого хранитель несет ответственность за сохранность ТС. Ответственность за вред, причиненный машине на парковке, несет лицо, с которым у вас заключен договор хранения, – конкретное юридическое лицо или физлицо-предприниматель, организовавший стоянку (информация об этом должна быть размещена на соответствующей доске объявлений). Ст. 977 Гражданского кодекса предусматривается, что принятие авто на хранение подтверждается квитанцией (номером, жетоном), которую необходимо получить. Однако замечу, что при отсутствии такого подтверждения сложно будет доказать, что речь идет именно о договоре хранения, по которому стоянка отвечает за сохранность вверенного ей транспортного средства, а не об аренде паркоместа без каких-либо гарантий. Кроме указанного, вам придется доказать, что дефекты на автомобиле появились именно во время его нахождения на стоянке. При выявлении повреждений автомобиля на стоянке не нужно выезжать с нее до фиксации дефектов (что может быть сделано, например, аварийным комиссаром или милицией), так как в противном случае будет сложно доказать их появление именно во время нахождения авто на стоянке. В правилах хранения ТС на автостоянках, утвержденных Постановлением Кабмина от 22.01.1996 г. (далее – Правила), предусмотрено требование вести на каждой стоянке журналы учета транспортных средств долгосрочного и временного хранения, учета ежедневного и одноразового заезда и выезда ТС, а также учета ТС с повреждениями и некомплектных. При этом п. 12 Правил запрещено принимать на хранение автомобили с аварийными повреждениями без указания об этом в последнем из названных журналов. Понятно, что собственники стоянок часто стараются минимизировать свои риски, не составляя необходимых документов при приеме машины, что усложняет автовладельцу (или даже делает невозможным) доказательство обоснованности претензий в случае, если во время хранения с нею что-то случается. К сожалению, фиксация отсутствия дефектов машины при ее приеме на стоянку Правилами не предусматривается, поэтому их появление именно во время нахождения на стоянке придется аргументировать «от противного» – тем, что о таких повреждениях нет упоминания в журнале регистрации последних. А значит, в интересах автовладельца еще вечером проверить, внесены ли данные о времени вашего заезда на стоянку в журнал. Соответствующие записи будут дополнительным к квитанции доказательством даты и времени передачи машины на хранение. Учитывая «практику» неоформления квитанции и/или отсутствия вышеупомянутых журналов на отечественных стоянках, компенсировать вред за счет их владельцев, к сожалению, зачастую невозможно.