Формула-1: Тактика ведения боя
В первый поворот тройка лидеров вошла так: Алонсо, Феттель, Уэббер. Через полтора часа на финишном подиуме стояли Феттель, Хэмилтон и Баттон. И если вы спросите, как это получилось, мы ответим: тактика, тактика и еще раз тактика.
В первый поворот тройка лидеров вошла так: Алонсо, Феттель, Уэббер. Через полтора часа на финишном подиуме стояли Феттель, Хэмилтон и Баттон. И если вы спросите, как это получилось, мы ответим: тактика, тактика и еще раз тактика.
Нынешний сезон – хотя не прошло еще и четверти его – очень наглядно демонстрирует радикально разные подходы ведущих команд к «тактике ведения боя», то есть к построению каждой гонки. Пожалуй, проще других приходится фаворитам – команде Red Bull, чьи пилоты имеют в своем распоряжении просто феноменальную машину. Уверенность «быков» в своих силах внушает уважение и страх – в то время как конкуренты постоянно модернизируют болиды, Red Bull, по словам Уэббера, «из новинок привезла в Испанию только обновленные свечи зажигания». Именно поэтому лидеру нынешнего чемпионата, Себастьяну Феттелю, по большому счету, все равно, какой тактикой пользоваться. Даже теряя лидерство на старте гонки, как это было в Каталонии, он легко возвращает себе первую позицию, несмотря на всевозможные ухищрения соперников.
Индивидуальный подход
А вот конкурентам приходится выдумывать разнообразные, порой очень непростые ходы. Наиболее ярок пример McLaren. Заметьте: британская команда четко понимает разницу в предпочтениях своих пилотов и не гнушается разрабатывать для каждого из них собственную тактическую схему. Хэмилтон считает, что лучше держать более высокий темп, быстрее «убивая» при этом покрышки? Отлично, пусть едет с четырьмя пит-стопами. Баттон относится к резине намного бережнее, уступая при этом напарнику в скорости? Что ж, пусть идет на три пит-стопа. Такое впечатление, что команда не жалеет сил, времени и человеческих ресурсов для создания своим пилотам благоприятных условий – а те взамен привозят максимально возможный результат. Вот и в Барселоне они выжали из ситуации максимум, опередив в итоге всех, кроме… Ну, вы поняли, кроме кого.
А вот Ferrari в очередной раз «обломали» собственных болельщиков, которые в Испании, ясное дело, сходят с ума по Алонсо. Когда кумир торсиды вышел в лидеры гонки на первом же ее круге, трибуны просто обезумели. Однако продолжалось ликование недолго, ибо скорость, с которой Фернандо приводил в негодность свои шины, вынуждала его заезжать в боксы так же часто, как делал это и Феттель. А держаться при этом в темпе лидера нынешняя Ferrari, увы, не позволяет. В результате исключительно за счет таланта и какого-то «домашнего» вдохновения Алонсо смог стать «лучшим из остальных», пропустив вперед только Red Bull и McLaren. Масса же не сумел и того – он полностью увяз в борьбе с середняками пелотона.
Разочарованное неудачным началом сезона руководство Ferrari уволило главного конструктора Альдо Косту. |
Фантазия без границ
Что касается команд – преследователей топ-тройки – Mercedes и Renault, то им приходится идти на совершенно фантастические уловки, чтобы хоть как-то оставаться на приемлемом уровне. Допустим, в Каталонии Михаэль Шумахер, попав в третий сегмент квалификации, сознательно не проехал в нем ни одного зачетного круга – исключительно с целью сэкономить лишний комплект новой резины. В принципе, прием оказался довольно удачным: стартовав десятым, Михаэль пришел на финиш шестым, что в текущем сезоне для него является грандиозным успехом.
Однако больше всех в плане тактики отличился, безусловно, Ник Хайдфельд. Внезапное возгорание автомобиля в субботу утром не позволило «Быстрому Нику» принять участие в квалификации, и стартовал гонщик последним. Впрочем, хитроумный немец и тут изобрел нечто абсолютно уникальное: проехав первую треть дистанции на жестких покрышках, спортсмен разбил оставшиеся две трети на три коротких отрезка и провел их на мягких шинах (благо, в квалификации он не коснулся ни одной из них). В результате Ник Хайдфельд постоянно оказывался быстрее своих соперников, в чьем распоряжении не было такого количества свежих колес! Увы, Хайдфельду не хватило буквально пары кругов, чтобы обогнать еще и Росберга с Шумахером. Впрочем, надо заметить, что и без этого его тактический ход можно считать самым эффектным из всего многообразия решений, которые мы увидели в Испании.
Зачет
Незачет
Статистика |
Этап 5 Гран-при Испании, Барселона 21-22 мая 2011 года Дистанция 307,104 км (66 кругов по 4655 м) |
Итоговые результаты Гран-при Испании (десятка) | ||||
Место на старте | Пилот | Шасси/двигатель | Время (ч:мин.с) | |
1 | 2 | Себастьян Феттель | Red Bull/Renault | 1:39.03,301 |
2 | 3 | Льюис Хэмилтон | McLaren/Mercedes | + 00,630 |
3 | 5 | Дженсон Баттон | McLaren/Mercedes | + 35,697 |
4 | 1 | Марк Уэббер | Red Bull/Renault | + 47,966 |
5 | 4 | Фернандо Алонсо | Ferrari/Ferrari | + 1 круг |
6 | 10 | Михаэль Шумахер | Mercedes/Mercedes | + 1 круг |
7 | 7 | Нико Росберг | Mercedes/Mercedes | + 1 круг |
8 | 24 | Ник Хайдфельд | Renault/Renault | + 1 круг |
9 | 12 | Серхио Перес | Sauber/Ferrari | + 1 круг |
10 | 14 | Камуи Кобаяси | Sauber/Ferrari | + 1 круг |
Чемпионат пилотов (десятка) | |||
Пилот | Испания | Всего | |
1 | Себастьян Феттель | 25 | 118 |
2 | Льюис Хэмилтон | 18 | 77 |
3 | Марк Уэббер | 12 | 67 |
4 | Дженсон Баттон | 15 | 61 |
5 | Фернандо Алонсо | 10 | 51 |
6 | Нико Росберг | 6 | 26 |
7 | Ник Хайдфельд | 4 | 25 |
8 | Фелипе Масса | 0 | 24 |
9 | Виталий Петров | 0 | 21 |
10 | Михаэль Шумахер | 8 | 14 |
Кубок конструкторов | |||
Команда | Испания | Всего | |
1 | Red Bull/Renault | 37 | 185 |
2 | McLaren/Mercedes | 33 | 138 |
3 | Ferrari | 10 | 75 |
4 | Renault | 4 | 46 |
5 | Mercedes | 14 | 40 |
6 | Sauber/Ferrari | 3 | 11 |
7 | Toro Rosso/Ferrari | 0 | 6 |
8 | Force India/Mercedes | 0 | 4 |
9 | Williams/Cosworth | 0 | 0 |
10 | Lotus/Cosworth | 0 | 0 |
11 | Virgin/Cosworth | 0 | 0 |
12 | HRT/Cosworth | 0 | 0 |