Масло-топливные нюансы, или почему клиентские двигатели Формулы-1 едут хуже заводских

О важности взаимодействия «сердца» гоночного болида и ГСМ.

Формула-1Масло и топливо, которые приводят в движение болиды Формулы-1, являются одними из важнейших элементов на пути к скорости и надежности в изнурительных гонках чемпионата. Во времена отсутствия жестких правил и ограничений топливо автомобилей Формулы-1 вряд ли можно было бы использовать в дорожных автомобилях, а его цена из-за специфических примесей порой достигала нескольких сотен долларов за литр! Однако сейчас все изменилось, и даже если заправить болид качественным бензином из ближайшей АЗС – он сможет показать неплохие результаты, как сообщает xsport.ua. Но не самые лучшие. Над созданием бензина и смазочных материалов, соответствующих регламенту FIA, партнеры команд королевы автоспорта корпят достаточно долгое время, а их труд можно оценить, взглянув на совершенно разные результаты идентичных двигателей, которые используют две разные команды.

Формула-1Говоря прямо – каждая уважающая себе конюшня Формулы-1 имеет контракт с надежными поставщиками ГСМ, которые выпускают свой продукт именно под особенности каждого нового двигателя. К примеру, Mercedes уже давно пользуется топливом и маслом малазийской компании Petronas, фирма Shell является несменным партнером итальянской конюшни Ferrari, Renault тесно сотрудничает с Total, австрийский коллектив Red Bull пользуется услугами Esso и Mobil1 и так далее. Любое, даже самое незначительное изменение силовой установки и масло-топливной системы требует от вышеупомянутых и многих других поставщиков горюче-смазочных материалов изменений химического состава топлива и масла.

Формула-1Как утверждают сами производители, современное топливо на 99% повторяет состав обычного марочного бензина (только каждая составляющая имеет довольно таки разные пропорции). То же самое нельзя сказать о маслах, которые хоть и разрабатываются теми же специалистами, что и масла для дорожных автомобилей, но имеют характеристики, которые вряд ли позволят продукту серийного автопрома проехать на нем больше пары сотен метров. Это обусловлено особым температурным режимом, в котором работает силовая установка болида Формулы-1 и его отличием от двигателей конвейерных собратьев, что порождает необходимость менять специальное супер-масло (а как его еще можно назвать?) после каждого заезда. Конечно, работа над созданием идеальных ГСМ кипит еще за полгода до начала следующего чемпионата и не останавливается ни на секунду во время сезона. Порой новые эксперименты с составом масла и топлива позволяют командам в разы улучшить работу двигателя, что крайне важно в современных условиях Формулы-1. Однако не всем так везет.

Формула-1Как говорилось ранее, топливо и масла для болидов, пользующихся заводскими моторами, разрабатываются специально под требования регламента и особенности каждого отдельного двигателя. То бишь, если идеальным маслом и бензином команды Mercedes заправить болид Ferrari – он, вероятно, поедет еще хуже, нежели в сезоне-2016. Именно с этой проблемой сталкивается каждая команда, которая пользуется клиентскими моторами передовых конюшен, ведь ни одна из них не может «залить» в болид то масло и топливо, которое используют топ-коллективы. Два полностью одинаковых двигателя будут показывать совершенно разные результаты, и это давно проверенный факт.

Формула-1К примеру, команда Haas, которая в прошлом году использовала точно такие же моторы Ferrari 059/5, как и заводской коллектив Ferrari, не смогла выжать из движка то, что удалось «скудерие». Все это – следствие того, что пользователи клиентских моторов не имеют доступ к формулам ГСМ, которые используют заводские команды. А если масло и топливо специально выводится под каждое мельчайшее изменение двигателя – то о хороших результатах команде Haas (и не одной ей) мечтать уже не приходится. Да, иногда механики заводских конюшен позволяют клиентам заглянуть за ширму секретности, однако и тогда им предоставляют лишь позапрошлые, или более давние, образцы масла и топлива, которые уже давно заменены на усовершенствованные версии. Именно поэтому командам, которые вынуждены покупать моторы у заводских конюшен, так сложно конкурировать с ними. Порой им приходится почти наугад выбирать топливо, которое позволит двигателю показать свой максимум.

Формула-1Конечно, аэродинамика, настройки болида перед каждой определенной гонкой, работа механиков и стратегии решают многое. Однако, как говорил когда-то великий Энцо Феррари, ничто не идет в сравнение с мощным и надежным двигателем. Ни талантливый пилот, ни прижимная сила, ни уникальная аэродинамика. Сейчас, когда в Формуле-1 все решают доли секунды – двигатель действительно должен работать идеально, в чем ему помогают надежные партнеры, выводящие на своих заводах уникальные сорта бензина и масла.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.