Несмотря ни на что: пять самых эпичных финишей в Формуле-1

Подборка наиболее обезбашенных развязок под взмахами клетчатого флага.

1
Формула-1
Оригинальный финиш Кристиана Фиттипальди / https://www.formula1.com

Великий Энцо Феррари утверждал, что половина успеха в гонке – это быстрый и надежный болид. Вторую же половину, по мнению итальянца, занимает человек, сидящий в кокпите гоночного автомобиля. Почти в 100% случаев роль гонщика ограничивается качественным пилотированием и реагированием на ситуации, происходящие в пределах трека, а финиш для каждого из них достаточно редко отличается друг от друга. Однако были случаи, когда пилоту приходилось выйти за рамки системы (порой даже вопреки собственной воле) и буквально стать частью болида, дабы удержать в руках ускользающую синицу на финише гонки. xsport.ua собрали для вас пять самых ярких и непредсказуемых развязок этапов Формулы-1 под взмахом клетчатого флага:

5 место: массовая атака, или пять победителей в одной гонке

Формула-1
Колесо-в-колесо / https://www.formula1.com

Конечно, победителей никоим образом не может быть сразу пятеро, но на Гран-при Италии 1971 года первая пятерка финишировавших гонщиков приложила все усилия, дабы доказать обратное. В те времена болиды были настолько разнообразными, что нынешняя плотность в квалификационных результатах, которую наблюдают современные фанаты, им даже не снилась. Порой в гонке пилоты с легкостью отыгрывали по полминуты всего за пару-тройку кругов, и такой разрыв между болидами считался нормой. Поэтому то, что произошло в Монце-1971, было поистине эпохальным происшествием. За победу в той гонке боролись сразу несколько маститых гонщиков, однако, с помощью правильных настроек болида, на последнем метре дистанции единственный в карьере триумф одержал британец Питер Гетин, опередивший ближайшего конкурента всего на 0,01 секунды (тогда время округляли до сотых секунды). Этим конкурентом оказался Ронни Петерсон, который всего на 0,08 оказался быстрее Франсуа Севера. На 0,18 от победителя отстал Майк Хэйлвуд из команды Surtees-Ford, а пятым финиш увидел новозеландец Хоуден Генли, оказавшийся позади победителя на целых (по сравнению с предыдущими гонщиками это отставание стало по-настоящему огромным) 0,61 секунды. Этот финиш колесо-в-колесо сразу пятью гонщиками стал самым плотным в истории Формулы-1 и надолго остался в памяти человека, который махал финишным флагом непосредственно в нескольких метрах от мчащейся на него стаи болидов.

4 место: не явился на подиум

Формула-1
Подиум для двоих / https://www.sportskeeda.com

До Гран-при Бразилии-2003 испанский гонщик Фернандо Алонсо уже успел побывать на одном подиуме, и странный финиш в Сан-Паулу должен был второй раз в карьере позволить испанцу подняться на третью ступень пьедестала. Однако и без того богатая на сходы гонка (проливной дождь буквально залил весь трек) преподнесла будущему двукратному чемпиону сюрприз в виде болида Марка Уэббера, разбившегося на стартовой прямой. Фернандо не успел среагировать вовремя и, налетев на обломки Jaguar, впечатал свой автомобиль в стену автодрома. До конца гонки оставалось еще больше 10 кругов, однако опаснейшая ситуация вынудила дирекцию дать финиш досрочно, сделав победителем сначала Кими Райкконена, а позже – Джанкарло Физикеллу (Эдди Джордан смог доказать, что пилоты успели начать еще один круг, из-за чего финиш был дан не 53-м, а 54-м кругом, когда лидировал Физикелла).

Формула-1
Вот так Алонсо «отпраздновал» свой подиум в Бразилии / https://maxf1.net

Расстроенный Култхард, который лидировал, но заехал на пит-стоп раньше своих соперников, стал главным неудачником той гонки, а вот виновник инцидента Алонсо неожиданно для себя самого стал обладателем третьего места, хотя во время награждения его ступень на подиуме пустовало, а сам испанец находился на полпути к ближайшему госпиталю.

3 место: трехколесный McLaren

Формула-1
Трехколесный болид выиграл серебро в Германии / https://www.reddit.com

Финиш Гран-при Германии 1987 года стал памятным для фанатов британской конюшни McLaren. Сошедший за пару кругов до финиша Ален Прост вынудил Стефана Йоханссона в одиночку защищать честь конюшни. В итоге швед сумел финишировать вторым, но то, в каких условиях он это сделал – оказалось весьма забавным, хотя и могло закончиться не так весело. Секция «Стадион» на автодроме «Хоккенхаймринг» всегда была одним из самых сложных участков трека, и требовала от гонщиков филигранного пилотирования. Однако при выходе на эту самую секцию уже на финальном круге на болиде шведского пилота лопнуло изношенное переднее правое колесо. Стефан сумел не потерять управление и довести трехколесный автомобиль до финиша, тем самым сохранив честь команды McLaren.

2 место: толкай, человек-мотор

Формула-1
«Черный Джек» на полпути к чемпионскому званию / http://www.motorsportretro.com

В наше время болид Формулы-1 оснащен сотнями датчиков, которые способны вовремя определить любую неисправность, справиться с которой гонщику в режиме онлайн всегда поможет его инженер. Однако ранее никакой радиосвязи с боксами, в равной степени, как и датчиков, попросту не существовало. И поэтому пилотам зачастую приходилось полагаться лишь на свои ощущения, которые иногда подводили. Так закончившийся на последнем круге бензин был едва ли не самой популярной проблемой у активно атакующих гонщиков. Но иногда они отваживались на поступки, достойные настоящих чемпионов.

История королевских гонок знает как минимум несколько случаев, в которых пилотам приходилось толкать свой болид до финиша последние несколько сотен метров, или даже больше.

Толкать болид когда-то приходилось Майку Хоторну, но лишь для того, чтобы завести свой заглохший на последнем круге Гран-при Португалии Ferrari. Совет Стирлинга Мосса, проезжающего круг почета после победы, помог Хоторну завести болид и финишировать на втором месте, что сыграло злую шутку с Моссом, который вскоре проиграл чемпионат Майку, опередившему его всего на один балл.

Формула-1
Найджел сдался под палящим солнцем Далласа / http://www.motorsportretro.com

Толкать болид к финишу приходилось и Найджелу Мэнселлу, который едва не умер под палящим солнцем гонки в Далласе. В 1958 свой автомобиль к пятому месту докатил Питер Коллинз, в 1960-м целый круг в Монако вместо мотора работал шотландец Иннес Айрленд, и даже Ален Прост присоединился к этой гвардии, толкая свой автомобиль к финишу Гран-при Германии-1986.

Но самым ярким примером «толкачей» стал Джек Брэбем, которому пришлось тащить свой автомобиль к чемпионскому титулу сезона-1959. Джек остался без топлива, а позади его уже нагонял главный конкурент в борьбе за титул Тони Брукс. Джек был уверен, что обойдя его, Тони не остановится, и сумеет опередить еще как минимум одного гонщика, став чемпионом. Толкать автомобиль пришлось долго, однако силы крепкого австралийца оказалось вполне достаточно, дабы финишировать четвертым на последнем этапе сезона в США и стать чемпионом мира.

1 место: сальто Фиттипальди

Формула-1
Кристиану повезло дважды: он финишировал и остался жив / https://areadeescape.wordpress.com

Эмерсон Фиттипальди стал известен благодаря тому, что стал первым чемпионом Формулы-1 среди бразильских гонщиков, а вот его племянник Кристиан не запомнился фанатам королевы автоспорта выдающимися победами. Однако происшествие, случившееся с ним во время Гран-при Италии 1993 года, на всю жизнь осталось в памяти зрителей на трибуне, которая расположена вдоль прямой старт-финиш. Бразильский гонщик до самого последнего круга висел на хвосте у напарника по команде Minardi, и когда оба гонщика уже видели пред собой «финишную ленту», Фиттипальди в попытке опередить Пьерлуиджи Мартини врезался в заднюю часть болида напарника. Автомобиль бразильца взмыл в воздух и, совершив сальто, приземлился на четыре колеса аккурат под финишным флагом и на глазах пораженных таким исходом фанатов.

Кристиану досталось восьмое место, а его напарнику – седьмое. Однако такой эффектный финиш не принес обоим гонщикам никакого результата, ведь очки в то время присуждались, начиная лишь с шестого места.

Формула-1
Баттону повезло не подгореть по дороге к финишу / http://www.f1-fansite.com

Помимо этого топа самых безумных способов увидеть взмах клетчатого флага, в истории Формулы-1 было еще предостаточно оригинальных финишей. Таковой была победа Шумахера на пит-лейн после неразберихи со штрафом (именно этот случай послужил отправной точкой в изменении правил пенализации) в конце Гран-при Великобритании-1998. Финиш Баттона в 2006 году на горящем болиде во время гонки в австралийском Мельбурне, который хоть и не принес зачетных баллов, но помог избежать штрафа за замену мотора, тоже можно отнести к этой категории. Ну и фееричный завал во время дождевого Гран-при Великобритании в 1975 году (под конец гонки дождь буквально смыл с трассы почти всех участников заезда), после которого до финиша чудом добралось лишь несколько болидов.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.





  • zloy

    Прям праздник какой-то. Третья статья на тему F1 за день.