Вокруг света за победой: особенности логистических процессов в Формуле-1

Как команды справляются с непростой транспортной задачей, от которой зависит судьба всего коллектива?

0

Одним из самых дорогостоящих процессов в Формуле-1 является логистика – сложнейшая система, с помощью которой команды перевозят к месту проведения гран-при все оборудование и автомобили. Во времена, когда гонки на Большой Приз только становились популярными, каждой командой по отдельности и всей большой семьей Формулы-1 разом велось планирование только лишь наиболее дешевых путей доставки автомобилей и оборудования к месту гонки, из-за чего иногда возникали неприятные истории. В наше время, когда за один сезон проводится 20 и более заездов на разных континентах, стоимость услуг транспортных компаний играет не такую большую роль. На первый план выходит скорость и надежность, от которых зависит, успеет ли команда вовремя прибыть в назначенное место и в установленное время.

Формула-1
Команда Mercedes трудится над погрузкой болида / https://roadstars.mercedes-benz.com

Как сообщает xsport.ua, в большинстве случаев каждая конюшня имеет свои логистические наработки, которые не подводят их на протяжении всей гоночной кампании. И, конечно же, у всех команд эти методы достаточно разные, хоть и во многом схожи. Попробуем кратко описать главные нюансы, за которыми стоит успех чемпионских коллективов Формулы-1.

Формула-1
https://www.wired.com

Работа над логистикой начинается сразу же, после выхода официального календаря на грядущий сезон. Каждый год расписание изменяется, и поэтому места и даты проведений гран-при планируются совместно с представителями команд для облегчения перемещения оборудования от трассы к трассе.

Чтобы пилоты и персонал, прибыв на автодром, смогли мгновенно приступить к работе, все необходимое оборудование для моторхоума, боксов и капитанского мостика должно быть доставлены к месту проведения гран-при как минимум за два-три дня до его начала. Само же логистическое планирование на каждую отдельную гонку начинается еще за несколько недель до старта уик-энда, а то и еще раньше, ведь для каждой трассы командам нужны совершенно разные комплектующие болида, которые необходимо вовремя подготовить. Если этап европейский – все без исключения команды пользуются траками.

Формула-1
Такие траки способны перевезти все оборудование команды / https://www.ukhaulier.co.uk

Путь командных грузовиков от базы (или от автодрома, если между гонками нет перерыва) тщательно планируется специалистами по логистике, а укомплектование каждого из них (у некоторых команд количество траков переваливает за 20) скрупулезно контролируется, ведь забыть что-нибудь на базе – значит как минимум понести дополнительные затраты по срочной доставке. Огромные металлические коробки, в которых упаковано все, начиная от командной формы и сувениров для фанатов, заканчивая техническим оборудованием, имеют четко отведенное им место в траке, которое для удобства монтажной бригады очень редко меняется. Ответственность за загрузку траков полностью ложится на команды, что отличается от ситуаций, когда перевозкой оборудования занимается DHL – официальный логистический партнер Формулы-1, который доставляет ценный груз на заокеанские этапы по воздуху. Когда оборудование с базы прибывает в логистический центр DHL (которых всего несколько в Европе) – вся ответственность за целостность и сохранность груза переходит к их специалистам. Для перевозки всего 30-тонного оборудования каждой команды используют пять грузовых самолетов, над загрузкой и сопровождением которых работает особый штаб технического персонала DHL. Они же отвечают и за регулирование юридических и таможенных вопросов внутри каждого отдельного государства.

Формула-1
DHL – официальный логистический партнер Формулы-1 / https://www.wired.com

Но бывают случаи, когда между этапами нет двухнедельного перерыва, и командам приходится изрядно потрудиться, дабы успеть все к сроку. Опять же, если это европейские этапы – то спешки фактически нет, но если же после этапа в Шанхае командам уже через неделю нужно выступать в Бахрейне (между автодромами больше 6000 километров) – работа просто кипит, ведь перед доставкой всего оборудования на новый трек нужно разобрать и упаковать его после завершившейся гонки. Иногда команды начинают демонтировать и собирать все еще до отмашки клетчатого флага в гонке, дабы ускорить процесс. На сборы персоналу любой конюшни нужно от шести до восьми часов. Конечно же, на скорость демонтажа влияет и сам паддок. Огромный по размерам паддок китайского автодрома позволяет командам собрать все оборудование в кратчайшие сроки, дабы в тот же день после завершения гонки доставить его на аэродром, чего нельзя сказать о паддоке в Монако. Влияет на скорость и уровень команд. Так командам с амбициями приходится трудиться немного дольше, чем коллективам со скромным бюджетом, ведь, к примеру, демонтаж моторхоума топ-команд занимает гораздо больше времени, нежели аналогичный демонтаж скромных моторхоумов команд типа Haas.

Формула-1
Скромные апартаменты Haas демонтируются и монтируются гораздо быстрее / http://www.auto-motor-und-sport.de

Эти же моторхоумы часто никогда (кроме летнего перерыва) не возвращаются на базу команды, а сразу отправляются к месту проведения следующей гонки, даже если до ее начала еще несколько недель. Лишь часть груза из того же Шанхая (самая ценная) улетит самолетом, другая часть в 12-метровых контейнерах отправится в Бахрейн морем, ведь авиаперевозки очень дорогие, и даже самым богатым конюшням приходится на них экономить, особенно учитывая уменьшение количества европейских этапов. В зависимости от ситуации груз с запасными комплектующими может отправиться в совсем другую сторону, сразу к месту проведения этапа, до которого у команды есть еще несколько недель, или же в том же Бахрейне команду будет ожидать комплект, прибывший туда, к примеру, после австралийского этапа. Опять же, конюшни сами планируют, что, когда и куда поедет, полетит или поплывет. Так столы, стулья, телевизоры и прочая комфортная утварь будет путешествовать по миру еще за два-три месяца до начала не европейского этапа, а продукты питания и вода могут и вовсе закупаться в стране проведения гонки, что тоже позволяет экономить время и средства.

Формула-1
Моторхоум команды McLaren / http://www.auto-motor-und-sport.de

Что касается людей – то здесь совершенно иная история. Гонщики вольны сами выбирать для себя наиболее комфортное время для прибытия в страну проведения этапа, дабы акклиматизироваться и спокойно подготовится к заезду. Первыми же приезжают на автодром монтажники боксов, дабы успеть возвести сооружения до приезда инженеров и механиков, которые приезжают на этап за несколько дней до старта свободных заездов (чаще всего в среду), чтобы вновь собрать воедино все оборудование, которое совсем недавно ими же было разобрано и отправлено к новому автодрому.

Так продолжается из года в год, от гонки к гонке. С каждым сезоном логистика в Формуле-1 модернизируется, грузы становятся компактней и легче (чего только стоили системы дозаправки болидов, с отменой которых команды значительно экономят на весе оборудования), персонал работает быстрее. Однако важность этого процесса по-прежнему остается на самом высоком уровне, ведь именно от него зависит бесперебойная работа каждой без исключения команды, желающей бороться за победы и титулы.

Формула-1
https://www.wired.com

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.