Porsche 919 Hybrid будет отстаивать свой чемпионский титул в Ле-Мане
Ожидания перед 84-й по счету гонкой «24 часа Ле-Мана», которая состоится 18–19 июня 2016 года, велики: в этих, возможно, самых сложных в мире, автомобильных соревнованиях Porsche со своим болидом Porsche 919 Hybrid будет выступать как рекордсмен, победитель прошлого года и лидер нынешнего сезона чемпионата мира в зачете производителей и в личном зачете пилотов. Одновременно Ле-Ман – это третий этап чемпионата мира по гонкам на выносливость World Endurance Championship (WEC). К кульминационным соревнованиям сезона трио Ромена Дюма (Франция), Нила Яни (Швейцария) и Марка Либа (Германия) подходит, будучи лидером турнирной таблицы в зачете пилотов. Второй автомобиль команды Porsche под управлением действующих чемпионов мира Тимо Бернхарда (Германия), Брендона Хартли (Новая Зеландия) и Марка Уэббера (Австралия) неудачно выступил в первых двух гонках чемпионата в Сильверстоуне и в Спа-Франкоршам (авария и повреждения шины) и в Ле-Мане хотел бы наверстать упущенное. В классических гонках на трассе «Сарта» дается вдвое больше очков, чем в других восьмичасовых гонках чемпионата мира.
Для Porsche это уже третий старт в Ле-Мане после возвращения в высшую лигу автоспорта. В 2015 году, во второй попытке, была завоевана сразу двойная победа. Porsche 919, оснащенный инновационным даунсайзинговым 2-литровым 4-цилиндровым турбированным бензиновым двигателем и двумя системами рекуперации энергии (энергии торможения и энергии газов), был существенно модернизирован. Он достигает общей мощности 662 кВт (900 л.c.) и стартует в Ле-Мане в аэродинамической конфигурации для меньшего сопротивления воздуха. На длинных прямых максимальные скорости, как правило, достигают 320 км/ч и выше.
На шесть заводских пилотов приходится 49 выступлений в Ле-Мане. Бернхард / Хартли / Уэббер, которые в прошлом году стали в Ле-Мане вторыми, пилотируют футуристический прототип под номером 1. Место в кокпите Porsche 919 Hybrid под стартовым номером 2 разделят Дюма / Яне / Либ – в 2015 году они были пятыми. Победителя Porsche 919 Hybrid год назад к финишу привели Эрл Бамбер (Новая Зеландия), Нико Хюлькенберг (Германия) и Ник Тэнди (Великобритания).
Мысли перед гонкой
Фриц Енцингер, руководитель LMP1
«Для всей нашей команды было очень волнительно вернуться в Ле-Ман для предварительного теста. Победить здесь – ни с чем не сравнимое событие, ведь это невероятно сложно. То, что в 2015 году, уже на второй год нашего участия, мы достигли с 919 Hybrid, естественно ставит нас в роль фаворитов. Но от этого нам не следует терять голову. В 2016-м легче не будет, даже наоборот. Вернувшись в топ-категорию с инновационным прототипом, Porsche установил новые технические стандарты для всех участников. Конкуренты отреагировали, и потому на нас всех ждут 24-часовые гонки, которые, возможно, станут самыми плотными в истории».
Андреас Зайдль, руководитель команды
«Вся наша команда в Вайссахе провела огромную работу по созданию, тестированию авто и по подготовительной фазе. Именно на примере Ле-Мана четко виден прогресс. В 2014 году гонки проходили слишком рано для нашей только сформированной команды. Мы дрались лучше, чем можно было ожидать, и узнали, как это горько – сойти с дистанции незадолго до конца гонки. В 2015 мы выставили три автомобиля, которые заняли первые три стартовые позиции, дошли до финиша и привезли нам двойную победу. Ле-Ман 2016 станет для нашей команды в целом 19-м гоночным выступлением. Это не очень много. В технической и тактической отраслях мы подготовлены лучше, чем когда бы то ни было. Мы знаем, как сложно пережить неделю гонки финишировать без технических проблем или инцидента на трассе. Но мы чувствуем, что готовы».
Пилоты Porsche 919 Hybrid, стартовый номер 1
Тимо Бернхард (35 лет, Брухмюльбах-Мизан, Германия)
9 выступлений, победа в общем зачете в 2010 году, второй в общем зачете в 2015 году, победа в классе GT в 2002 году.
«Я как сумасшедший рад будущим гонкам! Ле-Ман входит в число крупнейших классических гонок, которые только есть в мире. Трасса – тоже что-то совершенно особенное: эта комбинация из участков, проходящих по шоссе, и закрытых гоночных участков просто уникальна. В Ле-Мане главное – сохранять спокойствие, быть хорошо подготовленным физически и морально и стартовать со всей энергией. И еще: после долгих часов за рулем и при скорости 250 км/ч в поворотах Porsche нужно суметь принять правильные решения. Я знаю, что Porsche 919 Hybrid очень быстрый автомобиль, а мы сильная команда».
Брэндон Хартли (26 лет, Новая Зеландия)
4 выступления, второй в общем зачете в 2015 году.
«Когда я в 2012 году впервые стартовал в Ле-Мане, то сразу же влюбился в эту гонку. Первый раз ехать ночью – такое не забывается! Это туннельное видение и ощущение, будто сидишь в машине времени, меня просто ошеломили. А эти участки трассы со всеми их особенностями: наклонные повороты, скорость на длинных прямых! Повороты Porsche – вообще одни из самых захватывающих скоростных виражей в мире. Об этих гонках ходят легенды! Уже техосмотр в воскресенье за неделю до соревнований проходит в очень насыщенной атмосфере. Во время парада пилотов чувствуешь, что ты – часть грандиозной истории, в которой Porsche играет особую роль. Пройти с этой маркой через Ле-Ман – это мечта!».
Марк Уэббер (39 лет, Австралия)
(4 выступления, из них в 1998 и 1999 годах без участия в гонке, второй в общем зачете в 2015 году).
«Эти гонки для Брэндона, Тимо, для меня и для Porsche – шанс достичь чего-то большего. В 2014 году мы были близки к сходу с дистанции, в 2015-м мы стали вторыми, и мы хотим вместе выиграть Ле-Ман. Для этого нужно прежде всего пробиться. Ле-Ман – экстремально сложные в тактическом плане гонки, здесь приходится обгонять участников, которые отстали на круг, иногда в сложных погодных условиях. Мы понимаем, что случиться может что угодно, но мы прекрасно подготовлены и имеем отличные шансы побороться за победу. В длинную неделю гонки важно соблюдать режим: нужно как можно больше спать и следить за своим общим состоянием».
Пилоты Porsche 919 Hybrid, стартовый номер 2
Ромен Дюма (38 лет, Франция)
15 выступлений, победа в общем зачете в 2010 году, 3-е место в 2007 году, 5-е место в 2015 году, победа в классе GTE в 2013 году.
«Ле-Ман для меня – гонки года, а с учетом того, что я француз, это вообще самое главное спортивное событие. Только на трассе присутствует четверть миллиона зрителей! И многие из них пристально следят за тем, что делают французские пилоты. Если бы я смог на Porsche выиграть Ле-Ман, я осуществил бы свою мечту! Я думаю, мы хорошо подготовлены, и нам под силу победить на нашем 919-м. У нас фантастический автомобиль, прекрасная команда, отличный коллектив механиков, и я чувствую себя очень хорошо».
Нил Яни (32 года, Швейцария)
7 выступлений, рекорд в квалификации и 5-е место в общем зачете в 2015 году.
«Мы все очень хорошо поработали во время тестов, все пилоты провели за рулем много времени, а Porsche 919 Hybrid подготовлен настолько хорошо, насколько это возможно. Я тоже подготовился к Ле-Ману, как и в прошлом году, при этом особое внимание уделил выносливости и мышцам шеи, поскольку здесь приходится сидеть в автомобиле гораздо дольше, чем в других гонках WEC. У меня свой распорядок, который себя полностью оправдывает. Ле-Ман для команды и для меня – это крупнейшее событие сезона. Каждый из нас чувствует огромное напряжение, ведь речь идет о жемчужине марафонских гонок, проходит один раз в год. В 2016 году по регламенту у нас меньше топлива и таким образом меньше мощность, но в поворотах мы стали быстрее. Инженеры поработали на славу».
Марк Либ (35 лет, Людвигсбург)
10 выступлений, 5-е место в общем зачете в 2015 году, победы в классах GTE 2013, GT2 2010, GT 2005.
«Для меня Ле-Ман – это главные гонки. Я родился в Штутгарте и вырос в Цуффенхаузене, то есть почти перед дверью Porsche. Уже в пятилетнем возрасте я был фанатом автомобилей группы С, которые участвовали тогда в Ле-Мане и в чемпионате мира. Это казалось мне интереснее, чем Формула 1. Участвовать в Ле-Мане в своей категории и бороться за победу в общем зачете – моя заветная мечта. А то, что мне уже третий раз предоставляется такая возможность, мне кажется настоящим подарком судьбы. Я с нетерпением жду гонки. У нас был хороший тестовый день, и мы готовы лучше, чем когда-либо. Это касается и надежности машин, что, наверное, самое главное в 24-часовом марафоне».
Цифры и факты
• Компания Porsche является рекордсменом Ле-Мана: на ее счету 17 побед в общем зачете.
• Первая победа в общем зачете была завоевана Porsche 14 июня 1970 года (Ханс Херрманн / Рихард Эттвуд на 917 КН купе). 17-я победа в общем зачете была одержана Porsche в 2015 году (Эрл Бамбер / Нико Хюлькенберг / Ник Тэнди на 919 Hybrid).
• В 2014 году Porsche после 16-летнего перерыва вновь стартовал в высшей категории Ле-Мана.
• Рекорд квалификации на трассе нынешней конфигурации с 2015 года держит Нил Яни. За рулем Porsche 919 Hybrid вечером, в среду, сразу после 22:00 он прошел трассу с ходу за 3:16,887 минуты. Средняя скорость составила 249,2 км/ч. Прежний рекорд квалификации на трассе длиной 13,629 км продержался семь лет (Peugeot, 3:18,513 минуты, 2008 год).
•Самым быстрым в квалификационном заезде стал Ханс-Йоахим Штук на Porsche 962 C, который проехал трассу за 3:14,800 минуты со средней скоростью 251,815 км/ч. С 1990 года на прямой Hunaudieres существуют шиканы для снижения скорости. В сегодняшнем варианте нужно было бы пройти круг менее чем за 3:14,843 минуты, чтобы побить рекорд Штука.
• В 2015 году Porsche 919 Hybrid заняли на квалификации первые три места. Это была 17-я поул-позиция для Porsche в Ле-Мане и первая с 1997 года.
• В 2015 году Porsche, девятый в истории гонки, занял первые три стартовые позиции – последний раз такое удавалось в 1988 году.
• Вторым после Яне в 2015 году был Тимо Бернхард. Он показал свое лучшее личное время (3: 17,767 минуты) также вечером в среду. В третьем и, как потом выяснилось, победном 919-м британец Ник Тэнди во второй квалификации в четверг показал время 3:18 минуты и занял третью позицию в стартовой решетке.
• Быстрее всех за проведенные на сегодняшний день 83 заезда в 1971 году круг прошел Джеки Оливер (тогдашняя длина трассы – 13,469 км). Его время в тестовом заезде на Porsche 917 составило 3:13,6 минуты (средняя скорость – 250,457 км/ч). В том же году на 917 Langheck он показал лучшее время прохождения круга – 3:18,4 минуты (средняя скорость – 244,387 км/ч).
• Самую длинную дистанцию прошли Тимо Бернхард / Ромен Дюма / Майк Рокенфеллер в 2010 году, победив в общем зачете, выступая за команду Audi: 5410,713 км (397 кругов, средняя скорость – 225,228 км/ч).
• Победитель в 2015 году Porsche 919 Hybrid проехал 5382,82 км (395 кругов, средняя скорость – 224,2 км/ч). При этом коробка передач сделала 25 293 переключения (вверх и вниз).
• Наибольшую скорость, которая была достигнута на 919-м в гонке, показал в 2015 году Марк Уэббер: 340,2 км/ч в субботу в 16:40.
• Уэббер потерял больше всего веса из всех пилотов Porsche во время 24-часовой гонки. В начале марафона он весил вместе с комбинезоном и шлемом 81,2 кг, а после финиша – 78,2 кг.
• На самом медленном участке (Amage) пилотам приходится замедляться примерно до 70 км ч.
• В 2016 году стартуют 60 автомобилей. Так много их было только в 50-е годы.
• В квалификации (по средам и четвергам до полуночи) каждый из 180 гонщиков должен пройти не менее пяти кругов в темное время суток.
• В то время как в чемпионате WEC стартовую позицию определяет среднее время прохождения кругов с лучшим временем двух гонщиков, в Ле-Мане классическим образом засчитывается лучшее время прохождения круга автомобилем.
• Ночь в Ле-Мане в 2016 году на три минуты короче, чем в 2015-м, и почти самая короткая в году: закат солнца в субботу будет в 22:02, а восход – в воскресенье в 5:59.
• При нормальном режиме гонки (без выхода на трассу автомобиля безопасности) Porsche 919 Hybrid должен заправляться топливом каждые 14 кругов.
• В 2015 году каждый 919 Hybrid заправлялся 30 раз.
• Заправка топливом и замена шин должны проводиться только одна за другой. При замене шин одновременно работать разрешается только четырем механикам с одним гайковертом. Это занимает гораздо больше времени по сравнению, например, с Формулой 1.
• Замена гонщика осуществляется обычно в том случае, когда возникает необходимость в замене шин.
• Три заправки топливом и один комплект шин Michelin является абсолютным минимумом. В 2015 году на одном комплекте шин Michelin удалось пройти ночью четыре смены (54 круга на автомобиль и гонщика).
• Во время гонки один пилот должен провести за рулем не менее шести часов, но ему запрещается сидеть за рулем более четырех часов подряд в течение шести часов. В целом ему разрешается управлять болидом не более 14 часов.
• Учитывая длину трассы в Ле-Мане, используются три автомобиля безопасности.
• На складе запасных частей одно запасное шасси, четыре двигателя внутреннего сгорания, по четыре передних и задних дифференциала, по шесть передних и задних крыльев, 60 дисков и более 100 радиопередатчиков и наушников.
• Количество дополнительной электрической энергии, которую может использовать гонщик при прохождении каждого круга в Ле-Мане, ограничено. Porsche 919 Hybrid на трассе длиной 13,629 км разрешается тратить на круге ровно 8 мДж, или 2,22 кВтч электричества. Электричества, которое может быть получено в ходе 24-часовых гонок от систем рекуперации энергии, было бы достаточно для питания дома для одной семьи в течение четверти года.
• Суммарная мощность Porsche 919 Hybrid составляет около 662 кВт (900 л.с.). Почти 368 кВт (500 л.с.) приходятся на 2-литровый 4-цилиндровый турбированный бензиновый двигатель, более 294 кВт (400 л.с.) имеет электродвигатель, который питается двумя системами рекуперации энергии.
• На 2016 год регламентом сокращено количество энергии, получаемой из топлива, и расход для прототипов гибридных автомобилей класса 1. Для 919-го это означает сокращение количества бензина на круг на 9,5 процента по сравнению с Ле-Маном 2015 года.
• Благодаря создаваемой аэродинамическими элементами прижимной силе при максимальной скорости движения нагрузки на каждое колесо, а тем самым и опорная поверхность шин Michelin, которые в обычном состоянии имеют ширину 310 мм, могут увеличиваться вдвое.
• Во время гонки на выбор предлагаются три жестких варианта сликов для сухой трассы, один вариант лишенных протектора гибридных шин с более мягким составом резины для смешанных условий и два варианта дождевых шин для движения во время сильного или проливного дождя.
• 9,2 км 13,6-километровой трассы приходятся на загородные дороги общего пользования, которые, разумеется, перекрываются на время гонки.
• В Ле-Мане можно заслужить еще больше почестей, набрав вдвое больше очков, чем в других восьми заездах чемпионата мира по автогонкам на выносливость WEC, которые длятся более шести часов.
• В чемпионате WEC команда Porsche после двух из девяти заездов чемпионата мира набрала 56 очков, опережая Toyota (43) и Audi (41).
• В личном зачете чемпионата мира Дюма / Яне / Либ с 43 очками занимают первое место. Бернхард / Хартли / Уэббер каждый из 1,5 очками занимают 14-е место.
• Porsche 919 Hybrid был создан в центре разработок Porsche AG в Вайссахе, где работают 260 сотрудников команды.
• В 2015 году, по данным организатора компании Automonile Club de I’Oest (ACO), на перегонах присутствовали 263 500 зрителей. На гонки было аккредитовано 1425 журналистов (печатные СМИ, фотографы, телевидение, интернет) из 42 стран. В 190 странах гонки полностью или частично показывали по телевидению. Только по данным каналов Eurosport, эти передачи посмотрели 23 миллиона зрителей. 2,5 миллиона трансляций в прямом эфире были зарегистрированы в онлайн-ТВ.
График команды Porsche LMP1
В воскресенье перед гонкой, 12 июня, на площади Республики начинается технический контроль 60-ти гоночных автомобилей, которые разделены на четыре класса. Комиссары проверяют автомобили, 180 гонщиков предоставляют свои документы. Команда Porsche LMP1 будет проходить осмотр в воскресенье в 14:20. Последние команды будут проверены вечером в понедельник.
Вторник, 14 июня
14:00 – 15:00 Командное фото Porsche на прямой «старт/финиш»
17:00 – 18:30 Раздача автографов на пит-лейн
Среда, 15 июня
13:30 – 14:00 Встреча с представителями средств массовой информации в пресс-клубе
16:00 – 20:00 Свободные тренировки
22:00 – 24:00 Квалификация
Четверг, 16 июня
15:30 – 16:00 Встреча с представителями средств массовой информации в пресс-клубе
19:00 – 21:00 Квалификация
22:00 – 24:00 Квалификация
Пятница, 17 июня
10:00 – 18:00 Прогулка по трассе
13:00 – 13:30 Пресс-конференция Porsche в центре Porsche Experience
13:30 – 14:00 Встреча с командой в центре Porsche Experience
17:30 – 19:30 Парад гонщиков в городе
Суббота, 18 июня
09:00 – 9:45 Разминка
14:22 Начало стартовой церемонии
15:00 Старт