Подождем под дождем
После располовиненного Гран-при Малайзии и отмененной гонки MotoGP в Катаре дождь на старте Гран-при Китая внушал болельщикам серьезные опасения… К счастью, повезло – гонка состоялась, и при этом была весьма зрелищной.
После располовиненного Гран-при Малайзии и отмененной гонки MotoGP в Катаре дождь на старте Гран-при Китая внушал болельщикам серьезные опасения… К счастью, повезло – гонка состоялась, и при этом была весьма зрелищной.
Всю неделю, предшествовавшую Гран-при Китая, в формульном мирке только и было разговоров, что о двойных диффузорах, легальность которых наконец-то была подтверждена на самом высоком уровне, то есть апелляционным судом FIA. Одни восхищались командами, сумевшими разглядеть лазейку в регламенте и отстоять ее законность в суде. Другие сокрушались по поводу сил и средств, которые придется потратить, чтобы догнать ушедших в отрыв соперников. И только из стана Red Bull не раздавалось ни комплиментов, ни возгласов возмущения. Как выяснилось позже, эта команда предпочла ответить на решение суда делом, а не словами.
Техника и тактика
Собственно говоря, обсуждая пресловутые диффузоры, многие забыли о том, что это – всего-навсего один из элементов, повышающих аэродинамическую эффективность машины и действующую на ее заднюю ось прижимную силу. Один из многих, а не единственный. Чувствуете разницу? Да, Эдриан Ньюи не использовал в конструкции Red Bull RB5 данную оригинальную конструкцию – но его машина и без того получилась весьма удачной! Именно это доказали в субботу, 18 апреля, Себастьян Феттель и Марк Уэббер, занявшие соответственно первую и третью позиции на стартовом поле.
Что интересно, сказать то же самое о стартовавшем вторым Фернандо Алонсо не получится, ибо его высокая позиция объясняется не чистой скоростью машины, а малым количеством топлива на ее борту. К сожалению для Renault, задумка не сработала – из-за дождя пелотон стартовал за автомобилем безопасности, и уйти в отрыв от соперников на легкой машине Алонсо не удалось. В довершение он умудрился уйти на первый пит-стоп ровно за круг до того, как сэйфити-кар покинул трассу! Останься машина безопасности на трассе еще кругов десять, и Фернандо мог бы на что-то рассчитывать; ну а так он разом утратил даже самые призрачные шансы.
Контактное катание
В отличие от Алонсо, упомянутые Феттель с Уэббером не суетились, а просто вели гонку в своем темпе, получая наслаждение от того, что лидирующие позиции позволяли им хоть как-то видеть трассу. На середине дистанции после удачного пит-стопа на вторую позицию вышел было Дженсон Баттон, однако после красивейшей борьбы Уэббер восстановил статус-кво. Феттель, с свою очередь, может благодарить за вторую победу не только команду, но и счастливый случай. Именно он спас Себастьяна от вылета, когда в его машину сзади въехал пилот, сменивший его в Toro Rosso, – его тезка Буэми. К счастью, контакт оказался не фатальным, и обе машины продолжили гонку…
Меньше повезло Ярно Трулли, которого в сплошных брызгах не заметил Роберт Кубица. Точнее, заметить-то он заметил – да только в тот момент тормозить было уже поздно. Ко всему прочему, под колесами у Роберта оказалась огромная лужа стекавшей по небольшому уклону воды, где машина просто аквапланировала, но никак не тормозила. В итоге Трулли остался без заднего спойлера, а вот Кубица, сменив носовой обтекатель, до финиша все же добрался.
Кому нужен дождь?
Вы спросите, зачем мы так подробно перечисляем все инциденты прошедшего Гран-при Китая? Ну, во-первых, это далеко не все: были и многочисленные вылеты Пике, и жесткая авария Сутила, и донельзя обидный сход Массы… Но дело в том, что, за исключением последнего, все остальные эпизоды связаны не столько с мокрой трассой, сколько с изменившимся зимой техническим регламентом! Тот самый недостаток прижимной силы, с которого мы начали разговор и который на сухой трассе частично компенсируется использованием сликов, в дождь становится невероятно опасным фактором. Спросите любого из гонщиков, и он скажет, что в дождевой гонке ему и так хватает проблем с недостаточной видимостью. Когда же к ним добавляется резко падающая управляемость, соревнование превращается в тяжелейшее испытание, связанное с огромным риском для жизни. Поэтому, какими бы ни были зрелищными дождевые гонки, каждый раз, когда они финишируют, тысячи людей вздыхают с облегчением…
Удивил
Огорчил
Статистика |
Этап 3. Гран-при Китая, Шанхай, 18-19 апреля 2009 годаДистанция 171,833 км (31 круг по 5543 м) |
Итоговые результаты Гран-при Китая | |||||
Поз. | Старт.место | Пилот | Машина | Круги | Время (ч:мин.с)/ причина схода |
1 | 1 | Себастьян Феттель | Red Bull RB5 | 56 | 1:57.43,485 |
2 | 3 | Марк Уэббер | Red Bull RB5 | 56 | + 10,970 |
3 | 5 | Дженсон Баттон | Brawn BGP 001 | 56 | + 44,975 |
4 | 4 | Рубенс Баррикелло | Brawn BGP 001 | 56 | + 1.03,704 |
5 | 12 | Хейкки Ковалайнен | McLaren MP4-24 | 56 | + 1.05,102 |
6 | 9 | Льюис Хэмилтон | McLaren MP4-24 | 56 | + 1.11,866 |
7 | 19 | Тимо Глок | Toyota TF109 | 56 | + 1.14,476 |
8 | 10 | Себастьен Буэми | Toro Rosso STR4 | 56 | + 1.16,439 |
9 | 2 | Фернандо Алонсо | Renault R29 | 56 | + 1.24,309 |
10 | 8 | Кими Райкконен | Ferrari F60 | 56 | + 1.31,750 |
11 | 15 | Себастьен Бурдэ | Toro Rosso STR4 | 56 | + 1.34,156 |
12 | 11 | Ник Хайдфельд | BMW Sauber F1.09 | 56 | + 1.35,834 |
13 | 17 | Роберт Кубица | BMW Sauber F1.09 | 56 | + 1.46,853 |
14 | 20 | Джанкарло Физикелла | Force India VJM02 | 55 | + 1 круг |
15 | 7 | Нико Росберг | Williams FW31 | 55 | + 1 круг |
16 | 16 | Нельсиньо Пике | Renault R29 | 54 | + 2 круга |
17 | 18 | Адриан Сутил | Force India VJM02 | 50 | Вылет |
18 | 14 | Казуки Накадзима | Williams FW31 | 43 | КП |
19 | 13 | Фелипе Масса | Ferrari F60 | 20 | Электрика |
20 | 6 | Ярно Трулли | Toyota TF109 | 18 | Столкновение |
Кубок конструкторов | |||
Команда | Китай | Всего | |
1 | Brawn GP/Mercedes | 11 | 36 |
2 | Red Bull/Renault | 18 | 19,5 |
3 | Toyota | 2 | 18,5 |
4 | McLaren/Mercedes | 7 | 8 |
5 | BMW Sauber/BMW | 0 | 4 |
6 | Renault | 0 | 4 |
7 | Toro Rosso/Ferrari | 1 | 4 |
8 | Williams/Toyota | 0 | 3,5 |
9 | Ferrari | 0 | 0 |
10 | Force India/Mercedes | 0 | 0 |
Чемпионат пилотов (десятка) | |||
Пилот | Китай | Всего | |
1 | Дженсон Баттон | 6 | 21 |
2 | Рубенс Баррикелло | 5 | 15 |
3 | Себастьян Феттель | 10 | 10 |
4 | Тимо Глок | 2 | 10 |
5 | Марк Уэббер | 8 | 9,5 |
6 | Ярно Трулли | 0 | 8,5 |
7 | Ник Хайдфельд | 0 | 4 |
8 | Фернандо Алонсо | 0 | 4 |
9 | Хейкки Ковалайнен | 4 | 4 |
10 | Льюис Хэмилтон | 3 | 4 |