Памятник «Перестройке»
У центральной проходной Минского автозавода летом 2010 года появился еще один автомобиль-памятник. Компанию первенцу предприятия – самосвалу МАЗ-205, выпущенному в 1946 году, составил автопоезд МАЗ-2000 «Перестройка», изготовленный в 1988-м.
У центральной проходной Минского автозавода летом 2010 года появился еще один автомобиль-памятник. Компанию первенцу предприятия – самосвалу МАЗ-205, выпущенному в 1946 году, составил автопоезд МАЗ-2000 «Перестройка», изготовленный в 1988-м.
Автопоезд МАЗ-2000 получил свое название по чисто идеологическим соображениям – в честь курса СССР на перестройку, с помпой провозглашенную тогдашним президентом СССР Михаилом Горбачевым. Но судьба машины, как и перестройки, увы, не сложилась.
Основные направления концептуальной модели автопоезда конструктор В. Н. Сиволобов определил еще до начала официальных работ в 1985 году и создания проектного коллектива. Позже многие инженеры, участвовавшие в подготовке «Перестройки», получили ряд авторских свидетельств.
Главная особенность автомобиля в том, что он имел модульную конструкцию с активными приводами звеньев. Кроме того, транспортное средство получило высокую и удобную кабину с ровным полом, превосходящую существовавшие в то время отечественные аналоги; грузовая платформа с несущей рамой представляла собой сменный кузов.
В тяговом модуле размещались двигатель MAN, трансмиссия и ведущие колеса. Модуль стыковался с рамой посредством унифицированных присоединительных элементов для крепления всех других модулей. Среди них – транспортный модуль (подрамник с ведомыми колесами и дополнительным оборудованием) и модуль рулевого управления (поворотный шарнир, исполнительный механизм поворота и седельно-сцепное устройство).
Необычная компоновка позволяла повысить рентабельность транспортных перевозок, так как выросла внутренняя длина грузовой платформы и, соответственно, увеличился полезный объем кузова на 5–10 м куб. Полная масса автопоезда составляла 41 тонну, а максимальная скорость достигала 120 км/час. Конструкторы предполагали, что за счет использования пяти-шести модульных комбинаций МАЗ-2000 сможет заменить десятки стандартных грузовиков, в то время производившихся «МАЗом».
Версия автопоезда МАЗ-2000, представленная на Международном автосалоне в Париже в 1988 г. |
Футуристический дизайн и технические нововведения белорусов так поразили чиновников Минавтопрома СССР, что они решили отправить грузовик в Париж на Международный автосалон 1988 года. Концепции, заложенные в «Перестройке», оказались в новинку даже для зарубежных специалистов. Обратив внимание на автомобиль, за границей вполне серьезно обсуждали первые экспортные заказы от европейских потребителей.
Концептуальный грузовик вобрал много передовых идей и технических решений, но распад СССР и разразившийся вслед за этим глубокий экономический кризис не позволили минчанам приступить к серийному производству этой оригинальной машины.
Новое руководство автозавода решило увековечить память о славной истории минского предприятия. Предыдущие руководители «МАЗа» не испытывали угрызений совести, подписывая бумаги на списание в металлолом всех опытных и знаковых моделей предприятия. Что ж, порадуемся, что такая патриотическая идея появилась благодаря гендиректору предприятия А. В. Боровскому. И если пожелаете увидеть «Перестройку» своими глазами, вам не надо будет покупать билет в автомузей «МАЗ», которого, кстати, никогда не было и неизвестно, появится ли он когда-нибудь.