Три вместо четырех
Как известно, самый первый автомобиль – паровой тягач француза Николя Кюньо (1769) – имел сзади два колеса, а спереди – только одно. Позже грузовики в большинстве своем стали четырех- и более колесными. Но и трехколесная схема не ушла с арены: ее широко использовали, в частности, на легких развозных машинах. |
Ажиотажный спрос на
такие минигрузовички с экономичными миниатюрными двигателями возник в
20-е годы в Германии – стране, которую, по выражению канцлера Бисмарка,
«Бог обделил нефтью». Потерпевшая поражение в Первой мировой войне, она
испытывала тогда немалые экономические трудности.
В 1926 году известный немецкий конструктор Карл Боргвард создал в Бремене
фирму для производства миниатюрных трехколесных грузовичков. Не без юмора
он дал ей название Goliath – по имени героя греческой мифологии, гиганта-силача
Голиафа. Поначалу она выпускала машины с двумя передними управляемыми
колесами и одним ведущим задним. Но затем в прямом и в переносном смысле
слова повернула техническую политику на 180 градусов: модели серии Front
получили переднее управляемое колесо и два ведущих задних, с карданной
передачей.
В 1928 году была основана фирма Vidal und Sohn («Видаль и сын») для
производства трехколесных грузовичков Tempo. В 1933 году начался выпуск
машин второго поколения с двумя задними ведущими колесами. В 1935 – 1938
годах появились еще более совершенные модели серий A, E и D грузоподъемностью
500 – 950 кг. Модель Е 400 (см. фото в заголовке) имела 2-цилиндровый
двигатель воздушного охлаждения (398 см куб., 12,5 л. с.) и независимую
подвеску всех колес.
Выпускали трехколесные грузовички и другие фирмы. Так, в 1927 году появился
автомобиль Framo TV 300 с одноцилиндровым мотором DKW (300 см куб., 7
л. с.) и приводом на переднее колесо. Он положил начало целой гамме машин
этой марки.
После окончания Второй мировой войны выпуск минигрузовичков Tempo был
продолжен. Уже в июле 1945 года возобновилось производство машин Tempo
E 400. В 1949 году ей на смену пришла более совершенная модель Tempo Hanseat
(«Ганзеец»), а в 1950 году – Boy.
Возродилась и фирма Goliath. С 1949 года она стала выпускать популярную
модель GD 750. Двухцилиндровый двухтактный двигатель имел водяное охлаждение
и при рабочем объеме 396 см куб. развивал 14 л. с. Грузоподъемность машины
составляла – 750 кг.
В первые послевоенные годы некоторое количество немецких трехколесных
грузовичков правдами и неправдами попало в СССР. В частности, в Киеве
эти машины использовались для развозки мелких партий грузов по магазинам.
И здесь проявились все достоинства и недостатки трехколесной схемы. С
одной стороны, они были экономичны и необычайно маневренны. А с другой,
обладали недостаточной проходимостью (ибо прокладывали три колеи вместо
двух), и главное – слабой устойчивостью, поскольку площадь опоры у них
была значительно меньше, чем у 4-колесных машин той же длины. И потому
на перекрестках неровных, вымощенных булыжником киевских улиц они нередко
заваливались набок к неописуемой радости местных ребятишек, которые бросались
ставить машину «на ноги»…
Эти автомобили у нас быстро исчерпали свой не слишком большой ресурс
и, лишенные сервиса и запчастей, потихоньку сошли с арены.