Тягловая сила
Когда речь заходит о транспортных машинах Великой Отечественной, обычно добрым словом вспоминают легендарные «полуторки» и «трехтонки», «студебекеры» и «виллисы»… И как-то незаслуженно забыты скромные труженики фронтовых дорог – гусеничные тягачи.
Когда речь заходит о транспортных машинах Великой Отечественной, обычно добрым словом вспоминают легендарные «полуторки» и «трехтонки», «студебекеры» и «виллисы»… И как-то незаслуженно забыты скромные труженики фронтовых дорог – гусеничные тягачи.
Эти машины буксировали орудия, эвакуировали подбитую технику, в том числе и танки, выручали застрявшие в грязи автомобили. На некоторых из них даже монтировалось артиллерийское и ракетное вооружение. Известны случаи, когда в условиях тяжелого бездорожья, сковавшего весь колесный транспорт, единственным средством передвижения оставалась гусеничная техника, и командиры высокого ранга использовали обычные тракторы в качестве штабных машин.
Бескапотник НАТИ
В 1934 году в НАТИ (Научном автотракторном институте) разработали транспортный трактор. Его особенностью была кабина, расположенная над двигателем. Мотор в 55 л. с. работал на керосине. Планировалось заменить его дизелем, но сделать это не удалось. Снаряженная масса составляла 4,2 т. Серийное производство машины под названием СТЗ-5 началось в 1935 году на Сталинградском тракторном заводе. Трактор буксировал орудия среднего калибра, в том числе зенитные, а на некоторых машинах монтировали реактивные установки БМ-13 «Катюша». До 1942 года изготовили 9944 тягача.
На службе солдатской
В Красной Армии во время Отечественной войны специальных арттягачей не хватало, и потому широко применялись гражданские гусеничные тракторы – тихоходные, но с хорошей проходимостью. Челябинский трактор ЧТЗ «Сталинец-60» (С-60) имел карбюраторный двигатель в 60 л. с., который работал на лигроине (нефтяном спирте), но запускался на бензине. Максимальная скорость составляла 6 км/ч. Более современным был ЧТЗ «Сталинец-65» (на фото – с кабиной от трофейного грузового «мерседеса»), выпускаемый с 1935 года. Он оснащался дизелем в 55 л. с. и развивал до 7 км/ч. Эта техника буксировала тяжелую артиллерию, в частности 152-мм гаубицы-пушки и 122-мм пушки образца 1937 г. Применялись в Красной Армии и поставляемые по ленд-лизу американские тракторы Allis-Chalmers и International.
Тягачи из Ярославля
Ярославский автозавод в 1943 году перешел на выпуск артиллерийских тягачей. Предсерийный тягач Я-11 имел два спаренных мотора типа ГАЗ-М суммарной мощностью 75 л. с. С августа пошел в серию тягач Я-12 с дизелем GMC в 110 л. с. А в 1944 году начался выпуск тягача Я-13Ф с форсированным двигателем ЗИС-16 в 95 л. с., работающим на авиационном бензине. Я-12 развивал 37 км/ч, а Я-13Ф – 23 км/ч. Внешне машины были похожи. Они работали в паре с тяжелыми орудиями, в том числе 152-мм гаубицей-пушкой образца 1937 года (на фото). Всего за годы войны выпущено 1666 ярославских тягачей всех модификаций.
Истинный «Сталинец»
В 1939–1942 гг. на Челябинском тракторном заводе выпускался артиллерийский тягач «Сталинец-2» (С-2). Его отличала полукапотная компоновка: кабина была частично надвинута на двигатель – четырехтактный дизель в 115 л. с. Он мог работать и на смеси автола с бензином и керосином. Тягач весил 12,0 т и с прицепом развивал до 20 км/ч. Он применялся для буксировки многих типов тяжелых орудий. Грузоподъемность бортовой платформы для расчета и боеприпасов – 1,5 т. Всего изготовили 1275 тягачей.
Судьба «Комсомольца»
С 1937 года серийно выпускался легкий полубронированный арттягач «Комсомолец» (Т-20). Снаряженная масса машины составляла 3,4 т, толщина брони – 7–10 мм. Спереди в корпусе стоял пулемет ДТ (7,62 мм). Двигатель в 50 л. с. от «полуторки» был расположен в средней части. Максимальная скорость с прицепом составляла 25 км/ч, а без него – 47 км/ч. В годы войны «Комсомолец» буксировал 45-мм противотанковые пушки и перевозил грузы до 0,5 т. На его базе была создана самоходка ЗИС-30 с пушкой 57 мм.
Харьковский богатырь
На Харьковском паровозостроительном заводе (сегодня – Завод им. Малышева) в 1939 году начался выпуск тяжелого гусеничного артиллерийского тягача «Ворошиловец». Это был самый мощный тягач в период Отечественной войны. Танковый дизель В2В развивал 375 л. с. Машина достигала скорости 36 км/ч, а с прицепом – до 18 км/ч. Она транспортировала артсистемы массой до 22 т, в том числе 203-мм гаубицы образца 1931 г. на гусеничном ходу, а также средние и тяжелые танки. Всего по август 1941 г., до эвакуации завода в Нижний Тагил, было выпущено 1123 тягача.
Половинчатое решение
В немецкой армии широко применялись многочисленные полугусеничные тягачи тяговых классов 1, 3, 5, 8, 12 и 18 тонн (свыше 70 тыс. ед.). Эти машины выпускались различными фирмами и оснащались только бензиновыми моторами. Опорные катки большого диаметра располагались в шахматном порядке, что обеспечивало равномерное давление гусеницы на грунт. Но в зимнее время они забивались снегом и примерзали. Отсутствие привода на переднюю ось снижало проходимость машин. Самым мощным был 18-тонный тягач фирмы Famo с двигателем Maybach в 230 л. с. (на фото). С прицепом он развивал до 50 км/ч. Такие машины применялись, в частности, для эвакуации аварийных танков.
Для Восточного фронта
Недостаточные проходимость и маневренность полугусеничных тягачей, ярко проявившиеся на Восточном фронте, побудили к созданию чисто гусеничной, компактной машины RSO (Raupenschlepper Ost – «Гусеничный тягач Восток»). Она выпускалась с 1943 г. австрийскими фирмами Steyr и Graf und Stift с бензиновым «воздушником» V8 (70 л. с.). Предназначалась для буксировки 75-мм пушек и имела грузоподъемность 1,5 т. Похожие тягачи выпускала и фирма Magirus, но с упрощенной кабиной с брезентовым верхом, а на последние серии устанавливался дизель в 85 л. с. Всего изготовлено 25800 машин RSO, из них 60 переделаны в 75-мм самоходки.
Ошибка профессора Порше
В качестве альтернативы гусеничному RSO известный конструктор Фердинанд Порше разработал машину Radschlepper Ost – «Колесный тягач Восток» (Porsche Typ 175). На короткобазной машине (4х4) были установлены металлические колеса большого диаметра (1,5 м) без шин, со шпорами-грунтозацепами. Дизель воздушного охлаждения развивал 90 л. с. Для запуска зимой служил 2-цилиндровый бензиновый мотор (565 см куб., 12 л. с.). Производство этих тягачей началось на заводе Skoda в г. Пльзень в 1942 г., но продолжалось недолго: они себя не оправдали, ибо были тихоходны (до 16 км/ч) и плохо передвигались по пересеченной местности. Поэтому из заказанных 200 машин сделали половину.