У-4: Они были первыми

Исполняется 80 лет первым грузовикам, изготовленным в Украине. На празднике в Харькове 7 ноября 1931 года были продемонстрированы два автомобиля У-4.

Исполняется 80 лет первым грузовикам, изготовленным в Украине. На празднике в Харькове 7 ноября 1931 года были продемонстрированы два автомобиля У-4.

Местом рождения этих машин cтал Харьковский автосборочный завод. В 1929 году его открыли на окраине города, в Ивановке, в помещении бывшей «цукроварні», и начали изготавливать из американских машинокомплектов «полуторки» Ford AA. Это были первые автомобили украинской сборки. Всего выпустили около сотни машин, после чего поставки компонентов прекратились.

Грузовик У-4И тогда небольшой коллектив замахнулся на создание своего собственного грузовика – У-4. Название это расшифровывалось как «Украина, четырехтонный». Именно автомобилей такого класса тогда катастрофически не хватало. В феврале 1930 года конструкторское бюро завода начала разработку чертежей, а в июне они были уже готовы, и на заводе закипела работа.

В качестве прототипа для У-4 выбрали итальянский грузовик Lancia. Небольшое количество таких автомобилей завезли в Украину в конце 20-х гг., и они неплохо проявили себя. Вот что писал в те годы журнал «Авто ташляхи»: «За основу першої машини береться рама з «Лянчіо», бо таку раму не можна було зробити без відповідного верстату. Але мотор і всі деталі виготовляються на заводі, куються руками під керівництвом майстра Родіонова, який висловився про себе, що він є «любитель цієї справи».

Как свидетельствовал тогда журнал «Мотор», «большая работа была проделана по наладке алюминиевого литья, изготовлению чугунных блоков и термической обработке в условиях полукустарного завода». Правда, «особо сложные детали (очевидно, приборы электрооборудования и системы питания – прим. ред.) заготовлены путем кооперации с другими советскими заводами».

Первый украинский трактор  СХТЗ-15/30 оснащался карбюраторным мотором, который работал на керосине и развивал до 30 л. с.

Первый украинский трактор СХТЗ-15/30 оснащался карбюраторным мотором, который работал на керосине и развивал до 30 л. с.

   
Шесть мотоциклов марки УCРР (Українська Соціалістична Радянська Республіка) летом 1931 г. совершили успешный пробег Харьков – Ленинград – Харьков. Шесть мотоциклов марки УCРР (Українська Соціалістична Радянська Республіка) летом 1931 г. совершили успешный пробег Харьков – Ленинград – Харьков.

Шесть мотоциклов марки УCРР (Українська Соціалістична Радянська Республіка) летом 1931 г. совершили успешный пробег Харьков – Ленинград – Харьков.

Украинская «четырехтонка» имела довольно длинную колесную базу – 4,7 м и умеренную снаряженную массу – 3750 кг. Шестицилиндровый мотор развивал 70 л. с., скорость достигала 50 км/ч – по тем временам совсем неплохо.

Оба автомобиля У-4 отнюдь не были «сырыми», выставочными образцами. Почти полтора года спустя после их выпуска, в марте 1933 года, журнал «Мотор» писал, что «они успешно работают в нормальной эксплуатации, выполняя самые тяжелые работы». Далее след грузовиков, к сожалению, теряется.

Харьковский автосборочный завод выпустил и первые украинские мотоциклы. Шесть машин марки «УСРР» были готовы к 1 мая 1931 года, а всего их выпустили 26 штук. За основу взяли американский Harley Davidson, но раму сделали не трубчатую, а штампованную.

етырехтактный одноцилиндровый мотор (350 см куб., 7 л. с.) позволял развивать до 90 км/ч. Коробка передач была трехступенчатая, привод на заднее колесо – цепной.

Из-за отсутствия финансирования выпуск грузовиков и мотоциклов в Харькове развернут не был. Зато еще 28 января 1930 г. началось строительство мощного Харьковского тракторного завода. Первый украинский трактор был разработан на основе американского International 15/30 и сошел с конвейера 1 октября 1931 г.

Леонид Гоголев
Рисунок В. Реминского

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.