Украинским городам – новые технологии сбора мусора

Сегодня в Украине начали активно появляться различные системы для подземного сбора твердых бытовых отходов. Попробуем разобраться, какие из них наиболее подходят для отечественных условий эксплуатации.

Системы подземного сбора становятся все более популярными не только исторических центрах крупных городов, где необходимо обеспечить исторический ландшафт не в ущерб современной инфраструктуре, но и в жилых кварталах новостроек. Комфортная и экологичная среда обитания, сокращение затраты на эксплуатацию – это современный тренд любого архитектурного и коммунального решения для города, а подземные контейнеры для сбора мусора наилучшее решение.

Именно поэтому установка подземных контейнеров развивающийся мировой тренд и этот рынок стабильно растет высокими темпами последние 15 лет.

Системы подземного сбора мусора с металлическими контейнерами и открывающимся дном в наших условиях (большая доля биологических отходов) подвержены усиленной коррозии и являются разносчиками опасных бактерий.

В Украине, такой же тренд наметился в 2015 году, а с принятием стратегии в области утилизации отходов нашим правительством в 2017 мы наблюдаем повышенный интерес к установке подземных систем сбора мусора практически в каждом населенном пункте. Однако, как показывает практика, не все подземные системы подходят для наших условий. В мире существует несколько основных вариантов систем подземного хранения отходов, о которых мы расскажем ниже.

Начнем с системы, которая уже активно устанавливается в Киеве. Она представляет собой 5-кубовый контейнер из оцинкованного металла, с открывающимся секционным дном. Контейнер находится в бетонной чаше и имеет достаточно эстетичный приемный блок. В приемном баке могут устанавливаться разные фишки – например, солнечные батареи, которые питают датчики, оповещающие по интернету о наполнении контейнера. Такая технология уже полным ходом работает в Европе и начинает появляться в нашей стране.

Такие системы выглядят очень эстетично, хорошо вписываются в городскую среду, но есть и очевидные минусы такого решения. В Украине, где система раздельного сбора мусора не работает, в бытовом мусоре очень высокая доля биологических отходов. В мусорные контейнеры чего только не бросают – например, арбузы.

В баках данного типа – нижняя часть негерметична, жидкость просачивается и накапливается внизу ямы, начинаются всем известные биологические процессы брожения и разложения. Это становится причиной не только появления неприятного запаха, но и является разносчиком опасных бактерий. Такой контейнер надо чистить и мыть очень регулярно и часто, для этого используются отдельный автомобиль, люди и процесс достаточно сложен с точки зрения организации.

Второй минус – это повышенная коррозия контейнера в донной части, даже несмотря на оцинковку, ведь мусорная среда очень агрессивна. В Европе такие контейнеры требуют серьезного ремонта или замены каждые 2 – 3 года.

Еще один существенный недостаток – очень большой собственный вес. Сам стальной контейнер весит около 700-800 кг, а в заполненном состоянии его масса приближается к четырем тоннам. Поэтому для поднятия такого контейнера необходима очень мощная крановая установка, которая монтируется на шасси мусоровоза. Это один из самых дорогостоящих мусоровозов, цена на который может превышать 300 тыс. евро. По нашему мнению такая такая система подземного сбора мусора несет за собой большие инвестиционные и эксплуатационные издержки и точно «не по карману» большинству украинских городов.

Для извлечения полузаглубленных контейнеров из брезента необходим дорогостоящий мусоровоз с очень мощной крановой установкой.

Другая система – присутствующая на украинском рынке уже несколько лет, на сегодняшний день установлено около 300 контейнеров, очень похожа по принципу на предыдущую. В ее основе лежит пластиковая или бетонная капсула, в которую вместо металлического контейнера используется мешок из прочного брезента. Эта система более дешевая и проще устанавливается, так как она чаще всего бывает полузаглубленного типа.

Однако и здесь такие же недостатки, как в первой системе. Это слабая герметичность мешка, который нужно развязывать снизу при выгрузке. В итоге биомусор просачивается и скапливается на дне, а это опять специальная бригада по мойке и обслуживанию, отдельный автомобиль и сложный процесс Второй минус – для поднятия мешка необходим мощный подъемник, ведь полезный объем его те же 5 кубометров. А это опять же требует использования сложного и дорогого мусоровоза.

Третья система -, которая становится все более популярной не только в Европе, но и странах Азии, Латинской Америки – португальского производителя Sotkon В ее основе опять же лежит бетонная чаша, однако в нее вставляется меньший по объему, трехкубовый пластиковый контейнер, практически большое «ведро» с герметичным дном. В итоге нет просачивания остатков разложения и брожения на дно колодца, отсутствует коррозия, вся биомасса, также как и в случае с обычными наземными контейнерами попадает в приемный бункер мусоровоза при выгрузке.

Легкие, долговечные и экологически чистые контейнеры Sotkon.

Такой контейнер очень легкий – собственная масса всего 90 кг. И при этом весьма прочный – здесь применяется пластик толщиной до 8 мм, устойчивый к механическим и тепловым нагрузкам. Как результат, для его выгрузки нужна более простая крановая установка. К примеру, если для 5-кубовых контейнеров первых двух систем необходимы подъемники грузоподъемностью до 10тонн, то для 3-кубовых емкостей системы Sotkon достаточно использовать и 5-тонные.

И это еще очень важное преимущество, ведь такой, более легкий подъемник можно установить практически на обычный мусоровоз. Для захвата самого мусорного контейнера используются такие же задние рычаги, как и для обычного наземного мусорного бака.

Это позволяет унифицировать парк мусоровозов и обслуживать одними и теми же машинами как обычные контейнеры, так и подземные. Не требуется перепланирования маршрутов движения мусоровозов, затраты на топливо и эксплуатацию остаются практически неизменными.

Еще одно преимущество такого решения – цена мусоровоза. Например такие машины на шасси Ford Trucks будут стоить около 150 – 180 тыс. евро.

Если говорить об обслуживании пластиковых контейнеров Sotkon, то конечно же, их нужно мыть, однако не чаще чем раз в месяц, как и обычные наземные контейнеры Кроме того, для этой цели можно использовать мусоровозы со встроенной системой автоматической мойки, которые в этом году в Украину начала поставлять компания АВТЕК.

Мировой опыт
Компания АВТЕК является ведущим поставщиком в Украину мусоровозов полной массой свыше 16 т – здесь на ее долю приходится почти 60% рынка в 2017, что позволило приобрести важные компетенции в логистике ТБО

С недавнего времени компания АВТЕК стала дистрибьютором и официальным представителем компании Sotkon – одного из ведущего европейского производителя систем для подземного хранения мусора. С 2009 года компания установила уже более 20 тысяч подземных контейнеров в 12 странах .С апреля 2017 года Sotkon реализует масштабный проект по установке 500 контейнеров в Лиссабоне и АВТЕК организовал поездку для заместителей мэров и руководителей коммунальных хозяйств Днепра, Житомира, Тернополя, Хмельницкого, Винницы и Николаева в Португалию, на завод компании Sotkon и ознакомления с ходом этого проекта.

 

Члены делегации ознакомились с технологией установки и эксплуатации контейнеров в реальных городских условиях, со специалистами компании были проведены круглые столы с обсуждением широкого спектра инженерных вопросов, которые необходимо учитывать при эксплуатации таких систем в более холодных климатических условиях Украины. Например, всего за один день, после переговоров с представителями наших городов, инженеры предложили сделать иное крепление и обработку крышки бункера, чтобы она не примерзала при постоянно меняющейся из «+» в «-»температуре в зимний период. Это показывает, насколько быстро сегодня реагирует производитель на запросы клиентов.

В дополнение компанией Sotkon была организована экскурсия на комплекс по разделению и переработке отходов и мусоросжигательный завод крупнейшей португальской муниципальной компании Lipor.

 

Оба эти предприятия обслуживают миллионное население города Порту. Здесь удивительная организация процесса. Так, например, за 50 метров от предприятия по переработки отходов совершенно не ощущается специфического запаха. Одной из причин является малое количество биологических составляющих – результат четко работающей системы раздельного сбора мусора на входе.

Здесь из всего извлекается польза. Так, например, биологическое сырье идет на компост и продается в супермаркетах. Это высокодоходный бизнес. Оборот предприятия превышает 36 млн евро в год, а прибыль до налогообложения – чуть больше 9 млн евро. И большую часть этих средств реинвестируются в технологии по улучшению качества сбора мусора и в окружающую среду.

Если говорить о культуре раздельного сбора мусора, которая является основой для успешной работы таких предприятий, то Португалия шла к этому 25 лет. Этот не быстрый процесс и первый шаг начинается еще со школьной скамьи. Для детей проводятся экскурсии на соответствующие предприятия, их обучают как правильно собирать и сортировать мусор, куда его выбрасывать.

В Украине с 2018 года начнет работать Закон, который обязует коммунальные предприятия устанавливать контейнеры для раздельно сбора мусора. И это уже хорошее начало большого и важного дела. Очень надеемся, что португальский и мировой опыт с началом воспитания такой культуре с детского возраста будет принят и в нашей стране.

 

Вторая площадка компании, которую посетила украинская делегация – мусоросжигательный завод, построенный в 2000 году при финансировании Европейского инвестиционного банка. Заводом могут управлять только 4 человека, что свидетельствует о высоком уровне автоматизации процессов. Это дорогие проекты – сотни миллионов евро и внедряются они при поддержке либо государства, либо мировых финансовых организаций.

Завод в Порту расположен рядом со спальным районом. Это свидетельствует о главном он безвреден для окружающих. Один из показателей экологичности любого мусоросжигательного завода – это количество выбросов диоксинов. На предприятии Lipor он соответствует самым жестким требованиям – один нанограмм на кубометр воздуха. Это одна миллионная часть одного миллиграмма. Невозможно представить. Раз в полгода все показатели контролируются мониторинговой комиссией. Отрадно, что представители Днепра, Винницы и Тернополя уже активно ведут переговоры для того, чтобы такие заводы сегодня появились в Украине.

Немаловажно, что Lipor занимается еще и консалтингом. Они помогают другим городам в разных странах осуществлять аналогичные проекты, базируясь на собственном опыте. Это позволяет сократить время на разработку проектов и избежать ошибок. И представители украинских городов тоже получили аналогичные предложения.

По отзывам украинской делегации поездка была очень интересной, полезной и продуктивной. По итогам визита некоторые города уже приняли соответствующие решения для появления увиденных новых технологий в области логистики ТБО в Украине.

 

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.