Юбилей УАЗ-450: Незнакомый УАЗ

0

В этом году исполняется 50 лет с начала полномасштабного производства ульяновской «буханки» – УАЗ-450. Интересно, что на ее базе был создан ряд оригинальных опытных образцов.

В этом году исполняется 50 лет с начала полномасштабного производства ульяновской «буханки» – УАЗ-450. Интересно, что на ее базе был создан ряд оригинальных опытных образцов.

Юбилей УАЗ-450
70-е годы. Один из поздних вариантов экспериментального вездехода-амфибии.
 
70-е годы. Один из поздних вариантов экспериментального вездехода-амфибии.

Ульяновский автомобильный завод начал свою деятельность в мае 1942 года как филиал ЗИС. Предприятие в Ульяновске получило название «УльЗИС» и занималось производством легендарного «Захара» – ЗИС-5В, а в конце 1943 года освоило сборку из «ленд-лизовских» машинокомплектов американских грузовиков Studebaker. В послевоенное время здесь развернули сборку ГАЗ-ММ, а с 1954 года параллельно с «ГАЗом» наладили выпуск внедорожников ГАЗ-69. Недостатки последнего – отсутствие закрытой версии и малая грузоподъемность. Стоит отметить, что в то время набирала обороты «холодная война» между Советским Союзом и бывшими союзниками по антифашистскому блоку. Едва оправившись от тяжелейших потрясений, страна наращивала военное могущество, поэтому вся автомобильная техника проектировалась с учетом ее возможного армейского применения.

1956 год. За оригинальную двухцветную окраску и необычное решение облицовки радиатора опытный образец УАЗ, разработанный художником Владимиром Арямовым, метко прозвали «сорокой».
Опытные образцы УАЗ-450 сразу же примерили «медицинский костюм».
1956 год. За оригинальную двухцветную окраску и необычное решение облицовки радиатора опытный образец УАЗ, разработанный художником Владимиром Арямовым, метко прозвали «сорокой».
Опытные образцы УАЗ-450 сразу же примерили «медицинский костюм».

Задача создать автомобиль с закрытым кузовом и грузоподьемностью 0,8–1,0 т была поставлена перед инженерами Ульяновского завода в 1954 году. Чтобы решить ее как можно быстрее и экономически эффективнее, рекомендовалось максимально унифицировать будущую модель с узлами и агрегатами ГАЗ-69.

В отделе главного конструктора приступили к работе одновременно по всем направлениям. Специалисты прорабатывали два варианта: модернизация машины на базе ГАЗ-69 или создание принципиально иной модели на его платформе. Ульяновцы пошли революционным путем, построив первый советский грузовой автомобиль бескапотной компоновки с кабиной над двигателем. Благодаря этому существенно вырос объем кузова при неизменной длине машины. За счет новой подвески и шин размерностью 8,40-15 грузоподьемность удалось увеличить до 750-800 кг.

1959 год. Прототип 11-местного микроавтобуса УАЗ-450В (справа) отличался дверями, открывающимися против хода и десятью окошками в крыше. Серийная версия, появившаяся в том же году, получила традиционные двери и 6 окошек в крыше.
1959 год. Прототип 11-местного микроавтобуса УАЗ-450В (справа) отличался дверями, открывающимися против хода и десятью окошками в крыше. Серийная версия, появившаяся в том же году, получила традиционные двери и 6 окошек в крыше.
1959 год. Прототип 11-местного микроавтобуса УАЗ-450В (справа) отличался дверями, открывающимися против хода и десятью окошками в крыше. Серийная версия, появившаяся в том же году, получила традиционные двери и 6 окошек в крыше.

Первые прототипы разрабатывались по проекту известного советского художника-конструктора Владимира Арямова. Машину отличали два ветровых стекла и ниспадающая в задней части линия крыши. За необычную облицовку передка с большой хромированной буквой «у» машину метко прозвали «сорокой».

При разработке базовой модели фургона, получившего индекс 450, предусматривалось создание на его базе нескольких модификаций, в том числе санитарной 450А, грузовой 450Д и микроавтобуса 450В. Так, например, грузовичок получил двухместную цельнометаллическую кабину, расположенную над двигателем, а также отопитель салона и устройство для обдува ветрового стекла теплым воздухом.

1959 год. Опытный образец автопоезда с седельным тягачом УАЗ-452П и полуприцепом УАЗ-752 грузоподъемностью 2,25 т.
Начало 60-х. Вся масса этого опытного снегохода АС-1 приходится на специальные лыжи, а колесный движитель полностью разгружен.
1959 год. Опытный образец автопоезда с седельным тягачом УАЗ-452П и полуприцепом УАЗ-752 грузоподъемностью 2,25 т.
Начало 60-х. Вся масса этого опытного снегохода АС-1 приходится на специальные лыжи, а колесный движитель полностью разгружен.

К осени 1957 года различные опытные образцы перспективного семейства прошли заводские и межведомственные испытания. УАЗ-450 пересек Каракумы, побывал на Памире, в Казахстане и за Полярным кругом. В процессе испытаний оценивались многие характеристики машин, в том числе комфортабельность. Во время дорожных тестов «санитарной» версии в салоне на носилках уложили условно больных. Автомобиль двигался по самой разбитой и ухабистой дороге на протяжении многих километров. По окончании пробега члены приемной комиссии собрались расспросить «больных», удобно ли им было ехать. Однако, подойдя к автомобилю, они услышали храп в кузове: все спали крепким сном.

Несмотря на то, что заказчиками нового семейства выступало Министерство обороны, фургону нашлось применение и в других областях. Например, торговые работники быстро оценили его возможности для доставки товаров за пределы крупных населенных пунктов, причем в любую погоду и на любом бездорожье. Испытания показали высокую проходимость автомобиля на пересеченной местности, а также подтвердили его способность преодолевать броды и покорять гористую местность.Естественно, что в процессе тестов проявились и недостатки. Так, например, нагрузка на переднюю ось оказалась очень высокой, а при движении задним ходом водителю требовалось открывать дверь для контроля движения, что было крайне неудобно.

1962 год. Полугусеничный УАЗ-451С . Вместо передних колес - лыжи.
Экспериментальный вездеход УАЗ-492 имел четыре гусеницы.
1962 год. Полугусеничный УАЗ-451С . Вместо передних колес — лыжи.
Экспериментальный вездеход УАЗ-492 имел четыре гусеницы.

Опытный образец УАЗ-450, с внесенными в него по результатам межведомственных испытаний изменениями, представили в министерстве и утвердили в апреле 1957 года. В автомобиле содержалось 1026 оригинальных деталей и сборочных узлов, в том числе 491 – шасси и 535 – кузова. Теперь необходимо было наладить серийное производство в соответствии с требованиями Приказа министра автомобильной промышленности, датированного 16-м января 1957 года. В частности, директору УАЗа Федченко и главному инженеру Алтухову вменялось в обязанность создать к 1 января 1958 года мощности на выпуск 4 тысяч УАЗ-450 в год. Ульяновцы делали все возможное, чтобы в установленные сроки обеспечить старт производства новинки. К маю 57-го закончилась разработка технологических процессов. Самым узким местом в подготовке к производству стало изготовление крупных холодных штампов, поэтому полноценная сборка модели на главном конвейере началась лишь в 1958 году.

Начало 70-х. Экспериментальный образец трехосного полноприводного УАЗа. Грузоподъемность – 2 т.
1973 год. Еще одна опытная, 16-местная модификация с колесной формулой 6х6.
Начало 70-х. Экспериментальный образец трехосного полноприводного УАЗа. Грузоподъемность – 2 т.
1973 год. Еще одна опытная, 16-местная модификация с колесной формулой 6х6.

Познакомиться с новыми моделями семейства УАЗ-450 советские граждане смогли на Всесоюзной промышленной выставке, которая проходила в Москве на территории ВДНХ. Спустя некоторое время модельную линейку расширили за счет 10-местного микроавтобуса, «санитарного» автомобиля, машины для коммунальных служб и даже передвижной телевизионной станции. В КБ разрабатывались и другие оригинальные версии, например, снегоходы и седельные тягачи.

8 мая 1959 года подписан первый приказ об изготовлении на экспорт 35 санитарных модификаций. 24 экземпляра отправились в Албанию, 10 – в Индонезию, а одна – в Сирию. Встав на конвейерную ленту, семейство УАЗ-450 выпускалось вплоть до 1965 года. За это время произведено 55319 автомобилей разных модификаций, после чего 450-й уступил свое место новой модели – УАЗ-452. Она стала отправной точкой для последующей модернизации семейства и создания различных экспериментальных моделей, в том числе трехосных и даже амфибии.

Сергей Иванов
По материалам ОАО «УАЗ»

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.