Игра на опережение
На старт нынешнего, 26-го по счету «дакара» вышли 63 грузовика с колесными формулами 4х4 и 6х6. С 1 по 18 января они вместе с мотоциклами и легковыми внедорожниками должны были преодолеть трассу протяженностью 11163 км. Марафон проходил по территории Франции, Испании, Марокко, Мавритании, Мали, Буркина-Фасо и Сенегала. До финиша дошли 38 грузовиков. |
Для обеспечения марафона
использовались 18 самолетов, 9 вертолетов, 23 внедорожника, 10 полноприводных
грузовиков. В ралли было задействовано 1464 человека, в том числе 900
участников и членов экипажей-техничек, 240 представителей СМИ, 150 организаторов,
судей, маршалов, контролеров и других официальных лиц.
Пролог
Несмотря на то, что этот ралли-рейд марафон по привычке называют «Париж
– Дакаром», к столице Франции он уже давно не имеет прямого отношения.
В последние годы самая грандиозная гонка мира начинается 1 января с пролога
под Клермон-Ферраном. И хотя его результаты не идут в зачет (здесь определяется
очередность на старте первого допа), этот спецучасток всегда собирает
на своих обочинах тысячи зрителей. Дело в том, что пролог, проходящий
по трассе с двумя параллельными дорожками, дарит редкую для рейдов очную
схватку равных по силе соперников.
Поул в прологе завоевал лидер «камазовской» дружины Владимир Чагин.
Второе и третье время показали «дафовцы» Й. де Рой и Х. Бек, проигравшие
челнинцу на 1,5-километровой трассе 1 и 6 секунд соответственно.
Выйти на старт «настоящего», тоже французского спецучастка (СУ-1), грузовикам
не удалось – из-за обрушившихся в это время снегопадов трасса превратилась
в непролазное болото, в котором намертво застряло багги Клауди Арнокса,
заблокировав дорогу едущим следом.
Спецучасток СУ-2 пролегал по… пляжу испанского курорта Кастеллон. Результаты
последнего из европейских допов оказались сенсационными: первого и последнего
участников разделила всего одна минута! Такого в 26-летней истории марафона
еще не было. Быстрее других 9-километровый участок преодолели отец и сын
де Рой, отодвинувшие Чагина на 3-е место.
Впрочем, европейские результаты не имеют особого значения: на коротеньких
допах невозможно уйти в сколь-либо значительный отрыв, а вот угробить
машину – проще простого. Так что по эту сторону Гибралтара никто особо
не рисковал.
Черный континент
Первый африканский этап считается «разогревочным» – всего-то 75 км. Скорее,
это рекогносцировка тех дорожных условий, в которых будут разворачиваться
события в ближайшие дни, возможность войти в особый «дакаровский» ритм.
Первым на твердых марокканских проселках оказались не быстроходные «летучие
голландцы», а представитель команды «КамАЗ-Мастер» Фирдоус Кабиров.
Спецучасток СУ-4 можно считать классическим «дакаровским» «допом»: 337
км по каменистой местности, усеянной колдобинами и изрезанной руслами
рек. Здесь грузовики могли развивать максимальную скорость. Главное при
этом – сохранить резину. Йоханесу де Рою не повезло. Пробитое колесо стоило
голландцу 43 минут, и со второй позиции он откатился в самый хвост пелетона.
Доп выиграл Чагин, сделав себе отличный подарок на день рождения. Он разом
перепрыгнул с третьей на первую строчку зачета.
Победа на двух следующих допах значительно укрепила отрыв Чагина от
де Роя-младшего, который проигрывал уже больше получаса. На третью позицию
вышел Томечек – Кабиров пробил основной 800-литровый бак и больше часа
плутал по пустыне в поисках заправщика.
Седьмой этап записал в свой актив лидер «Татры» Карел Лопрайз: поначалу
лидировавший Чагин вынужден был, как и на предыдущем этапе, остановиться
и ремонтировать рулевую тягу. Тем не менее россиянин сумел вклинится между
Лопрайзом и Томечеком и финишировал вторым.
Расстановка сил изменилась в «абсолюте». Чагин по-прежнему лидировал,
опережая идущих следом Лопрайза на 1 час 43 минуты и занимавшего третье
место Томечека на 1 час 51 минуту. Следом расположились Кабиров и третий
экипаж челнинской команды, выполняющий функции технички. Рой-младший откатился
на 8-ю строчку с дефицитом более чем в 8 часов.
Мавританские страсти
Шесть мавританских этапов считаются важнейшей частью гонки. Каменистые
тропы кончились – началась «чистая» пустыня, настоящие «большие пески».
Именно здесь проявляется «дакаровская» «аритмия»: сверхдлинные этапы,
на которых ремонтироваться можно только своими силами, чередуются с короткими.
Первый марокканский этап был самым длинным в рейде – 736 км. И снова
«КамАЗы» оказались быстрее всех – первый Кабиров, следом Чагин.
Следующие два этапа должны были пройти по территории Мали. Но буквально
за день до намеченного пересечения караваном границы в стране началась
война. И организаторы отменили малийские этапы, «подарив» участникам два
лишних выходных. Караван обогнул Мали и направился в Буркина-Фасо, где
на понедельник был запланирован день отдыха.
На старт первого после перерыва спецучастка вышла только треть участников
– 40 экипажей, которым теперь предстояло протискиваться сквозь тропические
леса. Быстрее других это удалось Кабирову, хотя КамАЗ-4911 – не самая
компактная машина пелетона. Чагин приехал только пятым, но перед ним теперь
стояла другая задача. Имея час преимущества, Владимир должен был помочь
Кабирову выйти на вторую позицию, притормаживая соперников.
Конец света
Сделав огромную петлю по западной Сахаре, караван снова углубился в Мавританию.
Целью 13-го этапа было затерянное в самой глубине сахели (полупустыни)
селение с символическим названием Айоун-эль-Атроус (Конец Света). Впрочем,
пейзаж особо не изменился: грузовики снова расширяли тропинки в зарослях
саванных лесов. На финише на них жалко было смотреть: ободранные бока,
разбитые стекла, пустые глазницы фар, погнутые кенгурятники… Этот нелегкий
доп выиграли Лопрайз и Томечек.
Однако стоило марафону вырваться на свободу, как лидерство снова перешло
к КамАЗам: Кабиров выиграл три следующих допа (СУ14 – 16) и за два дня
до финиша поднялся на вторую строчку. Во многом задачу ему упростили долгое
время удерживающие второе-третье места чехи: за два дня до финиша на их
«Татрах» одновременно сломались передние мосты.
Финальный 17-й доп выиграли «прошлогодние» «Дафы» Стейси и Бекха. Но
эта победа уже не могла повлиять на расстановку сил: третий «дакар» кряду
выиграл экипаж Чагина. Следом, с разницей в 54 минуты финишировал Кабиров.
Ставший третьим Г. де Рой отстал от победителя больше чем на два часа.
Настоящей сенсацией стало четвертое место третьего камского экипажа,
исполнявшего функции технички. Причем для пилота Мардеева этот «дакар»
стал дебютным. Пятым на подиум заехал маломощный (320 л. с.) Hino Ranger
Й. Сугавары – также совсем не тот грузовик, который ожидали увидеть среди
лидеров. Замкнул шестерку сильнейших Томечек.
Результаты ралли-рейда Telefonica Dakar 2004 |
|
Характеристики грузовиков класса Т4 |
|