Богдан-А20111: Рождение лидера

Недавно корпорация «Богдан» освоила производство нового автобуса малого класса «Богдан» cемейства А201. Мы не упустили возможности познакомиться с этой машиной поближе.

Недавно корпорация «Богдан» освоила производство нового автобуса малого класса «Богдан» cемейства А201. Мы не упустили возможности познакомиться с этой машиной поближе.

«Богдан-А20111»

Отличие новых автобусов серии А201 от широко распространенных «Богданов» в том, что в их основу положено шасси Hyundai. Последнее создано на базе хорошо зарекомендовавшего себя в Украине грузовика HD78. Нужно сказать, что это не первая попытка сотрудничества «Богдана» с южнокорейским производителем. Так, в 2005 году был изготовлен городской автобус А068, но дальше опытной машины дело не пошло. Два года спустя предприятие выпустило еще один городской автобус – модель А069, которая была запущена в серию.

«Богдан-А20111» отличается легкостью управления и хорошей обзорностью для водителя.

«Богдан-А20111» отличается легкостью управления и хорошей обзорностью для водителя.

Щиток приборов не перегружен информацией. Очень понравилась хорошо читаемая оцифровка спидометра и тахометра. В просторном салоне – 24 комфортабельных кресла, широкий проход и удобные поручни.

Щиток приборов не перегружен информацией. Очень понравилась хорошо читаемая оцифровка спидометра и тахометра.

В просторном салоне – 24 комфортабельных кресла, широкий проход и удобные поручни.

Слева от руля удобные кнопки: отключения массы,  внутреннего освещения, включения отопителей (салона и рабочего места водителя) и электронного регулятора оборотов двигателя.    Кресло водителя комфортабельное, но его регулировка не совсем удобна: для изменения высоты подушки нужно вращать рукоятку, а для настройки  жесткости подвески – крутить замысловатый рычажок.

Слева от руля удобные кнопки: отключения массы, внутреннего освещения, включения отопителей (салона и рабочего места водителя) и электронного регулятора оборотов двигателя.

Кресло водителя комфортабельное, но его регулировка не совсем удобна: для изменения высоты подушки нужно вращать рукоятку, а для настройки жесткости подвески – крутить замысловатый рычажок.

Снаружи и внутри

Внешность городского автобуса А20111 решена в духе новейших низкопольных моделей «Богдан» – сдвоенные круглые фары, органично интегрированные в передний бампер, большие вклеенные стекла, характерные кругляши задних стопов. Передняя и задняя маски – стеклопластиковые, поэтому их легко ремонтировать или менять, достаточно открутить несколько болтов; то же самое можно сказать и о корпусах передних фар.

В передней маске есть откидная сервисная панель, за которой мы обнаружили два бачка стеклоомывателя – по одному на каждый дворник, расширительный бачок системы охлаждения и резервный бачок гидроусилителя руля. Задняя стеклопластиковая маска также имеет откидную крышку, только уже пониже, в бампере. Здесь на удобном выдвижном кронштейне прячется запасное колесо.

В пассажирский салон ведут две одностворчатые двери. Возле каждой, причем как снаружи, так и внутри, находятся поворотные рукоятки аварийного открытия. В салоне установлены 24 кресла с ковровой обивкой приятной расцветки. Крайние от прохода кресла левого ряда и все сиденья правого ряда оборудованы поручнями. Центральный проход широкий, а на пол уложено противоскользящее покрытие, что немаловажно в зимнее время. В морозы пассажиры также оценят автономный обогреватель и два отопителя, расположенные под сиденьями в передней и задней частях салона.

Рабочая зона водителя весьма просторна. Довольно высокая панель, покрытая светло-серым пластиком, кажется простоватой, но в этом ее удобство: здесь нет ничего лишнего, все под рукой. Руль регулируется в двух плоскостях. Подрессоренное кресло водителя с интегрированным подголовником удобное, вот только с его регулировками у нас возникли проблемы. Во-первых, сиденье имеет ограниченный шаг продольного перемещения в крайнее переднее положение, что не совсем комфортно для людей ниже среднего роста. Во-вторых, регулировку высоты и жесткости кресла приходится выполнять неудобными, архаичного вида рукоятками. В довольно простой внутренней обшивке двери мы не обнаружили вещевых карманов – они размещены на перегородке позади водительского кресла. Понравилась противосолнечная тканевая шторка на ветровом стекле, которую удобно двигать вверх-вниз по специальным направляющим.

Посадку-высадку облегчает наличие низких ступенек и двойных поручней на дверях. Слева по борту – отсек с «автономкой» Webasto, АКБ, фильтром-осушителем пневмосистемы и топливным фильтром – сепаратором.

Посадку-высадку облегчает наличие низких ступенек и двойных поручней на дверях.

Слева по борту – отсек с «автономкой» Webasto, АКБ, фильтром-осушителем пневмосистемы и топливным фильтром – сепаратором.

Турбодизель Сommon Rail стандарта Евро 4 отличается эластичностью в работе и малой шумностью. Комфорту пассажиров способствует пневматическая подвеска задних колес.

Турбодизель Сommon Rail стандарта Евро 4 отличается эластичностью в работе и малой шумностью.

Комфорту пассажиров способствует пневматическая подвеска задних колес.

На ходу

Ходовые испытания обещали быть интересными – накануне выпало много снега, и автобус ждала проверка зимними дорогами. Машины А201 оснащаются на выбор двумя 3,9-литровыми турбодизелями Сommon Rail. Двигатель D4DD отвечает нормам Евро 3, развивает 140 л. с. и комплектуется 5-ступенчатой коробкой передач. Нам же на тест достался автобус со 150-сильным агрегатом D4GA экологического стандарта Евро 4 и с 6-ступенчатой КП. Он имеет систему рециркуляции выхлопных газов EGR и катализатор отработанных газов.

Первое, на что обращаешь внимание, – это эластичность двигателя, уверенно вытягивающего уже с 1200 об/мин, т. е. с начала «зеленой зоны» тахометра. Особый же подхват дизель проявляет с 1800 об/мин, когда подключается турбина.

Коробка отличается легкостью в управлении, правда, рычаг имеет малый поперечный ход, что требует привыкания: поначалу мы несколько раз вместо 2-й включали 4-ю и наоборот. На частично загруженной машине можно трогаться со 2-й передачи, а вот 6-я понадобится лишь на скорости 70–80 км/ч, поэтому при езде по городу пользуешься часто только четырьмя передачами.

Автобус хорошо держит дорогу и проходит повороты. В этом немалая заслуга информативного руля с четкой обратной связью, притом он не острый – от упора до упора пять оборотов с небольшим.

Педали – легкие в работе: и напольная «площадка» акселератора, и короткоходное сцепление. А вот педаль тормоза оказалась длинноходной и излишне мягкой, хотя сами тормоза работали отлично. Дороги были скользкими, поэтому при торможении приходилось частенько использовать моторный тормоз: после нажатия на правый подрулевой рычажок он легко активируется при сбросе газа.

Особого внимания заслуживает комфортабельность подвески – как-никак, а сзади она пневматическая. Она заметно ослабляет толчки от дороги на кузов и, соответственно, на кресла. На уровне и шумоизоляция, ведь мотор Евро 4 более тихий.
В заключение скажем, что «Богдан-А20111» – хороший городской автобус. На наш взгляд, он вполне может рассчитывать на большой рыночный успех.

Резюме

Плюсы

Минусы

  • Удобный, вместительный салон
  • Эластичный в работе турбодизель
  • Отличная управляемость
  • Комфортабельная подвеска колес
  • Хорошая шумо- и виброизоляция
  • Малый поперечный ход рычага КП, требующий привыкания
  • Неудобная регулировка водительского кресла

«Богдан-А20111»

Общие данные

Тип

городской автобус малого класса

Д/Ш/В, мм

7888/2300/2700

Колесная база, мм

3350

Мест в салоне

48 (для сидения – 24)

Высота первой ступеньки, мм

360

Снаряженная масса, кг

4935

Полная масса, кг

8200

Радиус разворота, м

7,2

Объем бака, л

100

Двигатель

Марка/тип

D4GA15/турбодиз. (Евро 4)

Рабочий объем, см куб.

3933

Расп. и к-во цил./кл. на цил.

4/2

Мощность, л. с./об/мин

150/2500

Макс. кр. момент, Нм/об/мин

579/1400

Трансмиссия

Тип привода

задний

КП, тип

6-ст. мех.

Ходовая часть

Подвеска передн./задн.

завис. рессорн./завис. пневм.

Тормоза передн./задн.

бараб./бараб., с ABS

Шины

215/75 R17,5

Эксплуатационные показатели

Макс. скорость, км/ч

90

Разгон 0–60 км/ч, с

30

Контр. расход (60 км/ч), л/100 км

16,0

Стоимость ТО, грн.

от 3500

Периодичность ТО, км

10000

Гарантия

2 года или 100 тыс. км

Цена автобуса, грн.

465 000

Юрий Гоголев
Фото автора

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.