На службе армейской

1

Автомобили КрАЗ в свое время массово поставлялись в Советскую Армию и во многие зарубежные страны. А что же завод предлагает военным сегодня? Рассказывает Генеральный директор ХК «АвтоКрАЗ» Сергей Сазонов.

Автомобили КрАЗ в свое время массово поставлялись в Советскую Армию и во многие зарубежные страны. А что же завод предлагает военным сегодня? Рассказывает Генеральный директор ХК «АвтоКрАЗ» Сергей Сазонов.

КрАЗ с системой залпового огня «Ураган» Эскизный образец автомобиля с локальным

КрАЗ с системой залпового огня «Ураган»

Эскизный образец автомобиля с локальным бронированием кабины и моторного отсека.

Армейские автомобили создаются для выполнения боевых задач в условиях боевых действий. На войне всегда существует реальная угроза их уничтожения противником, поэтому требования к ним специфические. Специалисты ХК «АвтоКрАЗ» считают, что конструкция этих машин должна быть предельно функциональной: чем проще, тем лучше. Сложные конструктивные элементы, как правило, – наиболее хрупкие и уязвимые.

Сергей Сазонов

Сергей Сазонов

Генеральный директор ХК «АвтоКрАЗ»

Например, недавно КрАЗ-6322 «Солдат» наряду с другими марками автомобилей испытывался на устойчивость к воздействию средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Направленный пучок электронного излучения вывел из строя электронные системы самых современных автомобилей ведущих мировых компаний. Они останавливались и превращались в неподвижную мишень. А простой и надежный солдат – КрАЗ оказался наиболее устойчивым к воздействию этого оружия: в его конструкции нет сложных электронных систем и при этом он выполняет свою боевую задачу так же эффективно, как и его суперсложные и супердорогие аналоги. Вот в этой простоте, надежности и высокой выживаемости на поле боя и состоит преимущество КрАЗа.

Полноприводный седельный тягач КрАЗ-6446 «Титан-01» в составе известного зенитного ракетного комплекса С-300. Седельный тягач КрАЗ Т17.OEX «Титан-02» для перевозки тяжелых грузов, в т. ч. танков. Полная масса полуприцепа – до 75 т.

Полноприводный седельный тягач КрАЗ-6446 «Титан-01» в составе известного зенитного ракетного комплекса С-300.

Седельный тягач КрАЗ Т17.OEX «Титан-02» для перевозки тяжелых грузов, в т. ч. танков. Полная масса полуприцепа – до 75 т.

Автомобиль-шасси КрАЗ-63221 «Универсал» с автоцистерной, предназначенный для миротворческих сил ООН. Подвижная огневая точка на базе КрАЗ-5233 «Спецназ».

Автомобиль-шасси КрАЗ-63221 «Универсал» с автоцистерной, предназначенный для миротворческих сил ООН.

Подвижная огневая точка на базе КрАЗ-5233 «Спецназ».

Для Украины

В Вооруженных силах Украины много грузовиков, доставшихся от Советской Армии: КрАЗы, КАМАЗы, УРАЛы, ЗИЛы и ГАЗы – практически весь спектр грузового автопрома СССР. Украинская армия страдает от такого многообразия: оно затратно и не обеспечивает решения современных боевых задач. Поэтому Минобороны Украины и Генштаб ВС ведут активную модернизацию своего парка грузовиков. Кременчугские автомобили – основа этой работы. Но не следует думать, что все произошло автоматически: только потому, что КрАЗ – это украинский автомобиль.

Современные военные КрАЗы прошли десятки тысяч километров, доказывая свою пригодность для службы в новой украинской армии. Государственные испытания проводились в тяжелейших природно-климатических условиях, и КрАЗы с честью выдержали их. За последние два года в войска поступило около 200 грузовиков КрАЗ-6322 «Солдат» (6х6) и первые автомобили КрАЗ-5233 «Спецназ» (4х4).

Нужно сказать, что к кременчугским автомобилям хорошо адаптируются многие системы вооружения и специальные военные надстройки – как стоявшие на вооружении Советской Армии, так и новые. Например, одесское предприятие «Телекарт» выпустило для войск связи радио­технический комплекс самого современного мирового уровня, который базируется на автомобилях КрАЗ-5233ВЕ. Одна из украинских компаний использовала этот автомобиль как базу компрессорной установки, заправляющей современные самолеты рабочими смесями.
Хорош КрАЗ-5233ВЕ и как легкий артиллерийский тягач. Но свои отменные качества – высокую скорость, проходимость, возможность установки локального бронирования – кременчугский вездеход особо проявляет при использовании его специальными подразделениями.

КрАЗы рассматриваются и как база для запуска беспилотных летательных аппаратов, и как носители реактивных систем залпового огня «Смерч» и «Ураган», которые сегодня смонтированы на четырехосных машинах БАЗ и МАЗ. Ведь цена КрАЗа (6х6) примерно в два раза ниже, чем МАЗа (8х8). Автозавод совместно с одним из предприятий Минобороны создал такой боевой комплекс на шасси КрАЗ-6322: «Ураган» стал на кразовское шасси без проблем (заглавное фото). Сейчас конструкторы присматриваются к более тяжелому «Смерчу». Но для этого необходимо изготавливать опытные образцы. К сожалению, пока не решен с военными вопрос о финансировании новых разработок.

Тем не менее в армейских кругах уже созрело понимание того, что КрАЗ – это лучшая машина для украинской армии.

КрАЗ-63221 «Радист» – для монтажа комплексов связи (радиорелейная, тропосферная, космическая и т. д.). Боевой комплекс дальней пассивной радиотехнической разведки «Кольчуга-М» на базе КрАЗ-6322РЭБ-01 «Часовой». Он одновременно сопровождает до 200 воздушных целей.

КрАЗ-63221 «Радист» – для монтажа комплексов связи (радиорелейная, тропосферная, космическая и т. д.).

Боевой комплекс дальней пассивной радиотехнической разведки «Кольчуга-М» на базе КрАЗ-6322РЭБ-01 «Часовой». Он одновременно сопровождает до 200 воздушных целей.

В дальних странах

Грузовики КрАЗ уже давно несут службу в разных уголках мира. Они состоят на вооружении армий России, Китая, Индии, Египта, ряда африканских стран и др. И везде зарекомендовали себя как автомобили надежные и простые.

В 2005-2006 гг. в Ирак было отправлено около 2300 КрАЗов. И сегодня они по-прежнему работают, несмотря на сложнейшие условия эксплуатации. Интересно, что многие из них оснащены навесным бронированием, изготовленным в местных армейских мастерских.
Опыт использования автомобилей КрАЗ на военной службе и в боевых действиях в различных странах мира показал, что что наша техника особенно успешно работает в наиболее сложных природно-климатических условиях – в пустынях, джунглях, горах. Например, в песчано-пустынной местности КрАЗы надежно служат при температуре +65°С за бортом, случаев закипания охлаждающей жидкости в двигателе не было.

Отлично показали себя КрАЗы и в Афганистане. На заводе есть фото автомобиля, в переднюю часть которого выстрелили из гранатомета. Машину разворотило, но экипаж остался жив, так как перед ним была естественная защита – двигатель. Капотная компоновка выручала и при наезде на мину: взрыв разрушал передний мост, а люди в кабине оставались хоть и оглушенными, но живыми. Известны случаи, когда КрАЗ вы­возил людей даже в случае уничтожения одного из колес.

Недавно автомобиль КрАЗ стал настоящим открытием для военных Таиланда и Южной Африки. Увидев кременчугские автомобили во время преодоления различных препятствий на испытательных полигонах, они были поражены их возможностями, и особенно КрАЗ-5322ВЕ.

Автомобили в броне

Опыт боевых действий в Афганистане и других горячих точках показал необходимость бронирования грузовых автомобилей. Холдинговая компания сегодня расширяет модельный ряд техники, оснащенной локальным и полным бронированием.

ХК «АвтоКрАЗ» работает и над конструкцией автомобилей – подвижных огневых точек, предназначенных для обеспечения безопасности миротворческих конвоев и различных караванов, прикрытия важных объектов в странах с повышенной террористической угрозой. Машины разработаны на базе КрАЗ-5233 «Спецназ». На ее платформе в бронированном капонире стоит зенитная автоматическая пушка ЗУ-23.

От украинских военных официальный заказ на бронированные автомобили пока не получен, но свои предложения ХК «АвтоКрАЗ» им уже сделала.

Бронеавтомобиль Raptor на выставке вооружений IDEX-2007. Перспективная разработка бронеавтомобиля на базе КрАЗ-5233ВЕ (4х4).

Бронеавтомобиль Raptor на выставке вооружений IDEX-2007.

Перспективная разработка бронеавтомобиля на базе КрАЗ-5233ВЕ (4х4).

 

А в других странах такие КрАЗы уже служат. Так, для Юго-Восточной Азии совместно с итальянской фирмой выпущена партия полностью бронированных КрАЗов. С канадской фирмой на базе КрАЗ-6322 был изготовлен бронеавтомобиль Raptor. Он имеет скрытое бронирование капота и кабины, а также закрытый тентом (для маскировки) бронемодуль в кузове, где размещаются 20 вооруженных бойцов. Этот автомобиль участвовал в демонстрационных заездах на Международной выставке вооружений IDEX-2007 в Абу-Даби. И хотя общий вес брони превышал 5 тонн, только он один из всех трехосных машин преодолел стенку 0,6 м. Успешно он прошел и другие препятствия.

Сегодня в мире спрос на военную технику, в том числе автомобильную, возрос. Это тот сегмент рынка, на который не действуют никакие кризисные явления. И неудивительно, что ХК «АвтоКрАЗ» целенаправленно и масштабно развивает модельный ряд, предназначенный для военных.

Записал Леонид Гоголев
Фото ХК «АвтоКрАЗ»

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.





  • Вик Патриот

    Очень мало КРАЗов в народном хозяйстве. Это могут быть коммунальные машины, пожарные и тд. Пора уже выпускать и среднетоннажники и седельные тягачи и самосвалы 5 -7 тонн грузоподъемности. А они играются с разными кабинами. Проще и дешевле оставить его капотником просто немножко доработать . Ведь нужны автомобили разной грузоподъмности и разных модификаций. И со спальниками и с двойной кабиной и еще много, много.