Logan MCV LPG: Урок экономии
Малочисленные ряды авто с заводским комплектом газобаллонного оборудования недавно пополнило целое семейство: Renault Logan, Logan MCV, Sandero. Мы сожгли немало топлива обоих типов, чтобы убедиться, насколько экономична одна из новинок.
Малочисленные ряды авто с заводским комплектом газобаллонного оборудования недавно пополнило целое семейство: Renault Logan, Logan MCV, Sandero. Мы сожгли немало топлива обоих типов, чтобы убедиться, насколько экономична одна из новинок.
Теплые деньки таяли один за другим, а работа по установке скамеек и стола в дачной беседке все откладывалась: ни в один багажник заготовленные лесоматериалы не помещались. Поэтому взятый для теста Logan MCV оказался очень кстати. К тому же вместе с огромным багажником мы получили замечательный бонус: возможность совершить трехсоткилометровую поездку по цене почти вдвое меньше обычного.
Logan MCV известен в Украине давно, но лишь этой осенью он стал предлагаться в Украине еще и с установленным заводским комплектом ГБО. Это дало ему повод претендовать на новых поклонников, а нам – еще раз испытать французско-румынский «вагончик» в деле.
Что где спрятано
Бензиновый 1,6-литровый двигатель Logan дооснащен пропановым (LPG – cжиженный нефтяной газ) ГБО итальянской марки Landi Renzo. Это система IV поколения, соответствующая качеству отечественного газа. Управление максимально автоматизировано: электроника сама переключает мотор на газ после пуска и прогрева на бензине, но требует подтвердить переход на бензин в случае опустошения газового баллона. Водитель может принудительно перевести двигатель на питание газом или бензином. Для этого предусмотрена одна-единственная кнопка, укрепленная на центральной консоли. Тут же – индикатор запаса газа.
Баллон емкостью 42 литра никак не повлиял на вместительность автомобиля и возможности трансформации его салона. Тороидальная емкость для сжиженного пропана, защищенная стальным экраном, находится снаружи, под днищем багажника, на месте запаски. Вместо нее – компрессор и вещество-герметик.
«Пропановые» универсалы Logan MCV доступны в версиях Ambience и Laureate (1,6 л), седаны – во всех трех комплектациях (1,4 л), включая стартовую Base.
На газовом ходу
Современные газотопливные системы обеспечивают такую же работу двигателя, как на бензине. Мотор уверенно и четко звучал во всех режимах. Никакой разницы в поведении силового агрегата замечено не было: ни при ускорениях, ни при установившемся движении на высокой скорости, ни при «дергании» в городских пробках и на колдобинах провинциальных дорог. О том, какое топливо сейчас потребляет двигатель, судили лишь по цвету индикатора над кнопкой управления ГБО.
Именно тут и кроется главное достоинство ГБО заводской установки – точная, правильная настройка работы, ее профессиональная увязка со штатными системами автомобиля. А ведь именно настройка аппаратуры IV поколения, согласование алгоритмов работы штатного бензинового и дополнительного газового ЭБУ чаще всего вызывает трудности у «гаражных» установщиков.
Впрочем, нашли мы у «газового» Logan MCV и несколько минусов. Так, съемный штуцер заправочной газовой горловины позволил разместить выход заправочной магистрали под штатным лючком, рядом с горловиной бензобака. Но неловкий заправщик порой умудряется облить газом съемный штуцер, который может принести в салон неприятный запах прапан-бутана. Весьма приблизительным оказался светодиодный датчик уровня газа в баллоне – впрочем, об этом честно предупреждает инструкция. Увы, на всех Renault Logan c ГБО нет борткомпьютера.
Самое главное
Основное для владельца машины с ГБО – это окупаемость суммы, которая за него доплачена, в нашем случае – 8000 грн. Мы замеряли расход обоих видов топлива в разных режимах движения: городском, смешанном, экономичном загородном и скоростной поездке на автомагистрали.
Приятная неожиданность – небольшое отличие между потреблением пропана и бензина (см. таблицу). Средний расход газа у нас составил 9,9 л/100 км, бензина марки А-95 – 8,8 л/100 км. 40–60-процентная разница в цене даже при приросте расхода в 13% позволит окупить установку ГБО уже через 26–35 тыс. км (в зависимости от сезона – осенью газ дороже). Просто бальзам на душу для тех, кто хочет ездить на довольно крупной и вместительной машине, перевозить на ней людей, грузы, совершать дальние вояжи, обслуживать дачный участок и при этом – экономить, экономить, экономить…
Газовый впрыск
Газотопливная система IV поколения – это система распределенного впрыска. Как и бензиновая, она укомплектована четырьмя форсунками. Каждый цилиндр имеет свой персональный «инжектор». Через форсунки во впускной тракт поступает газ, момент и количество подачи которого регулируются электронным блоком управления. Он же управляет и переходом с одного вида топлива на другой. Например, для уверенного пуска и продления ресурса узлов топливных систем ЭБУ всегда заводит двигатель на бензине, затем по мере прогрева переключает питание на газ. Кроме ЭБУ и форсунок, в системе есть редуктор, где газ из жидкого состояния переходит в газообразное, а также бензиновый и газовый клапаны с электроприводом, газовые фильтры, соединительные трубопроводы, баллон с мультиклапаном, горловина с заправочным клапаном.
1 – ЭБУ газовой установки. 2 – блок газовых форсунок (2 шт.) с датчиками давления и температуры. 3 – редуктор. |
Методика замеров
Не претендуя на абсолютную точность, расход бензина мы измеряли не один раз проверенным способом. Заправив бак топливом марки А-95 по самый край горловины, проезжали полторы-две сотни километров и затем снова заправлялись на той же АЗС по «самое горлышко». Долитое количество литров и показания одометра приводили к привычным единицам измерения – л/100 км.
Со сжиженным пропан-бутаном поступали примерно так же, только «доливали» баллон не до выплескивания топлива из горлышка (что в принципе невозможно), а до первых щелчков предохранительного клапана – и на одной и той же заправочной станции. Полученные значения также приводили к нашим привычным л/100 км.
Подвешенный под багажником баллон защищен мощным стальным экраном. | Размещение обеих заправочных горловин под одним люком эстетично, но не совсем практично. |
Расход топлива Renault Logan MCV с ГБО | ||||
Замер «Автоцентра» | Данные производителя | |||
Бензин | Газ | Бензин | Газ | |
Шоссе 90 км/ч | 6,3 | 8,3 | 6,3 | 8,2 |
Шоссе 120 км/ч | 10 | 10,5 | – | – |
Город | 10 | 11 | 10,4 | 13,2 |
Средний | 8,8 | 9,9 | 8,4 | 10,7 |
Резюме
Кузов и комфорт | |
Вместительность кузова и возможности трансформации из-за установки компонентов ГБО не пострадали. | Составной штуцер горловины требует хлопот и иногда приносит в салон запах пропан-бутана. Желательно вместе с «кисетом» прятать его в багажник. |
Силовой агрегат и динамика | |
По субъективной оценке при переходе на газовое топливо двигатель не теряет ни мощности, ни крутящего момента. Расход газа, по нашим замерам, оказался ниже, чем указанный в инструкции. | Силовой агрегат остался таким же шумным, высокий уровень вибраций в салоне также сохранился. |
Финансы и оснащение | |
Восемь тысяч гривен – приемлемая цена за итальянское ГБО с заводской гарантией и обслуживанием на фирменном сервисе. Отрадно, что «газифицированный» Logan доступен почти во всех версиях комплектации. | Отсутствие запасного колеса – серьезный недостаток. Скорее всего, владельцам придется докупать его отдельно и брать с собой хотя бы в дальние поездки. |
Гарантия и ТО
На Logan с заводским ГБО сохраняется заводская гарантия, как и на чисто бензиновые машины – 3 года или 100000 км пробега. Предусмотренный межсервисный интервал поначалу такой же, как и у бензиновых собратьев: 15 тыс. км. А после второго ТО газовое оборудование нужно обслуживать реже – через каждые 30 тыс. км. Плановое ТО машины с ГБО дороже обычного на 368–867 грн., в зависимости от пробега.
Альтернатива | |
ЗАЗ Sens ГБО IV пок., пропан, (Италия) от 64 480 грн. | Iran Khodro Samand LX CNG ГБО IV пок., метан, (Италия) от 101 900 грн. |