«Трехтонка» ЗИС-5 празднует свое 80-летие

В эти дни «трехтонка» ЗИС-5, ставшая одним из самых больших тружеников всех советских строек, вынесшая на своих плечах тяготы Великой отечественной войны, празднует 80-летний юбилей.

Ровно 80 лет назад, 5 декабря 1933 года, «1-й государственный автомобильный завод имени И. В. Сталина» изготовил первые серийные автомобили ЗИС-5. Для выпуска грузовиков заводом было освоено производство 656 новых деталей. Для их изготовления спроектировано и поставлено новое технологическое оборудование – около 455 новых штампов и 1200 приспособлений. Ежедневно в Москве производилось около 65 автомобилей в день.
 
Производство грузовика ЗИС-5 продолжалось вплоть до 1958 года. Всего за 25 лет производства выпущено более 400000 автомобилей. Упрощенная модификация ЗИС-5В, выпускавшаяся в годы Великой Отечественной, также производилась в Ульяновске и Миассе. После войны эти заводы эволюционировали в самостоятельные предприятия, известные как УАЗ и УралАЗ соответственно.
 
грузовик ЗИС-5
 
 
Прообразом для ЗИС-5 послужил американский грузовик Autocar Dispatch SA. Как вспоминал директор завода ЗИС Иван Лихачев, это была не самая удачная американская машина, но выбор предоставили не советским инженерам, а торговому представителю СССР в США. Интересно, что грузовики как до войны, так и после нее, экспортировались в такие страны, как Турция, Ирак, Испанию, Китай, Румынию и т.д. Автомобилю хоть и не был полноприводным, но отличался хорошей проходимостью по ухабистым советским дорогам. Именно поэтому фашистские солдаты и офицеры не упускали случая использовать трофейный ЗИС-5 в нуждах Вермахта на оккупированной территории. В Киеве ЗИС-5 в отличном состоянии сохранился как памятник воинам-автомобилистам на Московской площади.
 
грузовик ЗИС-5

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.