Defiant DT50-4 Donelli: Не скутер и не мотоцикл

Мото
Сергей Суховский null
Сергей Суховский
8 авг. 00:00
1

Отгадайте загадку: 50-кубовый моторчик, украинская сборка, цена чуть больше $1000, но не скутер. Среднемоторная компоновка, 4-ступенчатая КПП, 17-дюймовые колеса, но не мотоцикл. Скажете – быть такого не может? Тогда знакомьтесь: скутеретта Defiant DT50-4 Donelli.

Defiant DT50-4 Donelli Defiant DT50-4 Donelli Defiant DT50-4 Donelli Defiant DT50-4 Donelli. Несмотря на скромные размеры, передний «диск» тормозит «за двоих». Defiant DT50-4 Donelli. В отличие от мотороллера, у скутера багажника как такового нет. А куда девать шлем? Defiant DT50-4 Donelli. Из-за дешевого пластика днем показания приборов еле читаются.

Отгадайте загадку: 50-кубовый моторчик, украинская сборка, цена чуть больше $1000, но не скутер. Среднемоторная компоновка, 4-ступенчатая КПП, 17-дюймовые колеса, но не мотоцикл. Скажете – быть такого не может? Тогда знакомьтесь: скутеретта Defiant DT50-4 Donelli.

Знать не знали и слыхать не слыхивали ни про Defiant в частности, ни про скутеретты вообще? Определение последнего термина ищите в отдельном блоке, а вот о марке стоит рассказать подробней. Во-первых, потому что это один из потенциальных лидеров отечественного моторынка. Во-вторых, потому, что до появления в Украине (2003 год) об этой марке мало кто слышал, а пресс-релизы выглядели более чем интригующе: «…известная американская фирма… под строгим наблюдением американских инженеров… качество продукции при этом соответствует самым строгим американским и международным стандартам… лицензии Yamaha».

Сегодня Defiant на своих заводах в Китае и Тайване за год выпускает более полумиллиона единиц мотороллеров, скутеретт, мотоциклов и квадроциклов. В Украине этот концерн представляет Холдинг «Укравтозапчасть», который, помимо развития дилерской и сервисной сетей, налаживает на своих площадях сборку мототехники Defiant из машинокомплектов. Абсолютное большинство «китайцев» создается по образцу и подобию японской техники (которая изначально была «слепком» с европейской), причем в одной модели могут встречаться «цитаты» сразу из нескольких исходников разных фирм. Так, в конструкции нашего героя просматриваются черты сразу трех «классиков»: Yamaha Town Mate (двигатель, электрика), Suzuki Birdie (обвес, передняя подвеска) и Honda Super Cub (шасси, трансмиссия, задняя подвеска). Впрочем, все трое достойны подражания. Так, Super Cub, чьи «следы» в конструкции Donelli встречаются чаще всего, дебютировал еще в 1958-м, но до сих пор остается одной из самых популярных моделей в линейке Honda. На сегодняшний день в 13 странах выпущено 36 млн. экземпляров «кабов».

Powered by Yamaha

В лучших традициях «скутереттной школы» у Donelli 49-кубовый карбюраторный моторчик (лицензия Yamaha) воздушного охлаждения с горизонтальным расположением цилиндра. Поскольку машинка предназначена в первую очередь для эксплуатации в городе, у нее наиболее привлекательный с экологической точки зрения «четырехтактник». Да, при прочих равных условиях он уступает «двухтактнику» в динамических характеристиках (что очень важно именно в городе), зато выигрывает в плавности показателей крутящего момента и экономичности. Последний фактор – едва ли не определяющий для «рабочей лошадки», коей скутеретта стала для миллионов азиатов. Проверенный временем «полтинник» Yamaha считается «неубиваемым»: при грамотной эксплуатации он служит 100 тыс. км без капремонта. Но это в Японии…

Вверх-вниз и «по кругу»

Самое необычное в скутеретте – 4-скоростная механическая коробка с автоматическим центробежным сцеплением, причем многодисковым, а не привычным для скутеров барабанным. КПП и сцепление сбалансированы так, что мотор не глохнет при неправильных манипуляциях с газом и передачами. Расцепление срабатывает в двух случаях: при переключении скорости и при отпущенном газе, то есть можно стоять на любой ступени при работающем на холостых двигателе. Удобство этого механизма и принципа переключения передач вверх-вниз особенно отметят те, кто вырос на «совкоциклах». Это вам не «первая вниз, остальные вверх, нейтраль посредине – не поймаешь». Переключение осуществляется «по кругу»: «нейтраль», 1-я, 2-я, 3-я, 4-я и снова «нейтраль». То есть для изменения передачи просто сбрасываешь газ и качаешь коромысло под левой ногой вперед (носком) или назад (пяткой), выбирая нужную. Непривычно, но в городе чрезвычайно удобно: подъезжая на красный свет на 4-й передаче, легко включаешь «нейтраль», с нее переходишь на первую или же высшую, если загорелся зеленый. Заметный минус – из-за маленького размера коромысла, рассчитанного на среднестатистического азиата, очень неудобно «понижаться» – приходится неестественно выгибать голеностопный сустав. Первой скоростью можно вообще не пользоваться: Donelli уверенно стартует и со второй, и с третьей. Она очень «медленная» в угоду тяговитости и нужна лишь в редких случаях вроде подъема в гору или при движении с максимальной загрузкой.

Вот только даже с такой расчудесной коробкой передач мощности 50-кубового моторчика еле хватает для интенсивного городского движения – «максималка» чуть больше 60 км/ч. Поэтому излюбленная скутеристами разделительная полоса не для Donelli. Хотя вопреки архаичной подвеске и высокому центру тяжести его управляемость и устойчивость ничем не уступают мотороллерным. Спасибо массивной сверхпрочной раме из штампованных элементов, рассчитанной на постоянные перегрузки: в юго-восточной Азии на скутеретты умудряются навьючить до центнера груза.

Простейшая конструкция подвески комфортом, понятно, не балует: куда большую ответственность за «отработку» неровностей принимают на себя 17-дюймовые колеса. Но и здесь не без достоинств: подвеску (спереди короткорычажная вилка, сзади – маятник) на городских ухабах пробивает разве что на 4-й передаче, а ремонтируется она чуть ли не в полевых условиях. Например, пружинные стойки хоть и без гидравлики, зато взаимозаменяемые. Куда больше понравились тормоза: и переднего «диска», и заднего «барабана», вопреки их скромным размерам, вполне хватает. Кроме того, Donelli очень эффективно тормозит двигателем при переключении вниз.

Литровая привлекательность

Главным критерием оценки скутеретт был и остается расход топлива. «Там» курьеры, почтальоны, развозчики пиццы и т. д. ездят исключительно на step throw, потому что по экономичности они вне конкуренции: 0,7-1,0 л на 100 км! Украинский дилер декларирует 2,0 литра со скидкой на европейские антропометрические данные и качество нашего бензина. Если не гонять по городу на 4-й, то легко укладываешься в 1,5 литра. Одним словом, даже с «украинским» расходом Donelli должен быстро окупиться.

 Скутеретта – промежуточная ступень

В мотоциклетной иерархии скутеретта занимает ступень между мопедом и скутером. От первого она отличается главным образом развитыми облицовками и отсутствием педалей, которые заменил электрозапуск. С мотороллером разнится «среднемоторным» расположением силового агрегата (то есть между ног водителя). В англоязычных странах скутеретту называют step throw (с англ. – шагать через). Вот через мотор и приходится перешагивать» при посадке на скутеретту. Благодаря своей неприхотливости, доступности и фантастической экономичности step throw снискали особую популярность в странах юго-восточной Азии, где их используют одновременно как пассажирский и грузовой транспорт. Ежегодно примерно двухмиллионным тиражом японские (Honda, Suzuki), индийские (Bajaj, Hero, Kinetic, Sundiro), китайские (Lifan, Reggy, Qingqi, Zongshen), южнокорейские (Daelim, Hyosung) и тайваньские (CPI, Kymco, PGO, SYM) фирмы выпускают с полсотни моделей со схожими характеристиками. Причем часто одну и ту же модель производят сразу несколько независимых друг от друга фирм. Так, наш герой, Hyosung KR110 Master и Reggy RG50 M1601 разнятся лишь местом сборки, «шильдиками», названиями да ценой.

 Defiant DT50-4 Donelli
Общие данные
Длина/ширина/высота, мм 1970/690/1110
Клиренс, мм 130
Масса снаряжен., кг 74
Объем бака, л 4
Двигатель
Тип карб., возд. охлаждения
Объем, см куб. 49
Мощность, кВт (л.с.)/об/мин 2,4(3,3)/8000
Крутящий момент, Нм/об/мин 5,1/4500
Степень сжатия 10
Трансмиссия
КПП полуавтомат., 4-ст.
Привод цепью
Ходовая часть
Тормоза передн./задн. диск./ барабан.
Подвеска передняя рычажная
Подвеска задняя маятниковая с двумя пружинными стойками
Колеса 2,25-17
Рама стальная
Эксплутационные показатели
Максимальная скорость, км/ч 65
Разгон 0 – 40 км/ч, с 6
Расх. трасса-город, л/100 км 2,0
Гарантия, лет/км 1/8000
Периодичность ТО, км 300, 1000, 2000 и до 11000
Стоимость ТО, грн. 40 грн. в час
Стоимость 5460 грн.

Сергей Суховский
Фото Владислава Бойко

Загрузка...