Чей луноход круче

Игорь Широкун null
Игорь Широкун
12 апр. 14:52
1

По случаю празднования 50-летия первого полета человека в космос  эксперты «Автоцентра» сравнили два космических транспортных средства: советский «Луноход» (годы выпуска 1970 – 1973) и американский LRV (Lunar Roving Vehicle, он же – Lunar Rover, 1971-1972 гг.).

Американский "Лунный ровер" приводился от батарей и мог перевозить двух человек.

Советское транспортное средство явно выигрывает в плане силового агрегата и ходовой части: у «Лунохода» восемь колес, все из которых – ведущие и все выполненные по прогрессивно схеме мотор-колесо, со встроенным в ступицу электромотором. Американский «ровер» – всего лишь четырехколесный, хотя также все его колеса ведущие, и также приводимы по схеме «мотор-колесо».

Лунный грунт очень разнообразен - то сыпучий, то твердый, каменитсый, а колеса лунохода должны были подходить к любому из них.

Зато «американец» превосходил «нашего» по скорости – он развивал на поверхности Луны до 18 км/ч против 2,4 км/ч у советского транспортного средства. При этом «американец» перевозил двоих  астронавтов. Правда, несмотря на в разы меньшую скорость, максимальный совершенный пробег «Лунохода» получился больше, чем у его скоростного заокеанского собрата – 37,00 км против 35,89 км самого «дальнобойного» из «лунных роверов» NASA.

На случай заклинивания привода был предусмотрен пиропатрон для отстреливния редуктора и превращения оклеса в пассивное.

В свою очередь, «Луноход» был однозначно круче в смысле оснащения – его электронная начинка обеспечивала управление дистанционно, по радио (на расстоянии порядка 4х105 км – т.е. 400000 км). И это не говоря о полном комплекте научного оборудования на борту «Лунохода», включающего физическую и химическую лаборатории для анализа грунта. В то время как LRV из оснащения имел розетку для подключения радиостанции или видеокамеры, и также спидометр, термометр, «компас», датчик крена и индикатор емкости батарей.

Благоприятную для работы научной аппаратуры температуру в корпусе «Лунохода» обеспечивало ноу-хау того времени – изотопный источник тепла. На «ровере» ни корпуса, ни климатической установки не было и в помине – только легкие крылья над колесами, которые астронавтам дважды приходилось чинить своими силами.

В свое время один из обозревателей журнала Автоцентр имел дело с нашим Луноходом...

Наконец, немного о надежности и долговечности. Американские Lunar Roving Vehicle были одноразовыми – они использовались в течение максимум трех поездок. Советские «Луноходы» были рассчитаны на три месяца полностью автономной работы, но на деле прослужили больше. Например, первая модель  «Лунохода» отработала в три раза дольше – с 17 ноября 1970 г ода по 30 сентября 1971.

Солнечные батареи и изотопные источники энергии помогали отечественным Луноходам сохранять работоспособность на протяжении многих месяцев.

И напоследок – несколько цифр, официально зарегистрированных за нашими луноходами Международной астронавтической федерацией.

301 сутки 06 ч 37 мин. – абсолютный рекорд продолжительности активного существования на лунной поверхности.

756 кг  («Луноход-1»), 840 кг («Луноход-2») – рекорды максимальной массы планетохода.

10.54 км («Луноход-1») и 37 км («Луноход-2») км – рекорд пройденного по поверхности Луны расстояния.

Теги:
Загрузка...