Электропробег по Крыму завершился успешно
Пробег закончился проведением форума «Электромобилизация. Крым. 2013». Крымские власти сообщили, что электромобили уже используются на полуострове – как в качестве прогулочного и экскурсионного транспорта, так и рейсового – для доставки отдыхающих на пляжи.
Организатор автопробега, Михаил Демурия, рассказал, что идея пробега возникла 18 мая на Дне Европы в Киеве. В пробеге участвовало 7 электромобилей, еще два экспонировались в различных городах. Всего маршрут пролег по 350 км, хотя некоторые машины проехали больше. В ходе пробега участники столкнулись со многими проблемами – отсутствие инфраструктуры для зарядки, бесплатной парковки и въезда в курортные зоны.
Ни один из 7 электромобилей, включая 3 самоделки, не поломались в ходе пробега, все доехали своим ходом. В результате автопробега было развенчано несколько мифов об электромобилях – что они двигаются медленно, маленький пробег, дорогой в обслуживании. Эти заявления не подтвердились – один из автомобилей проехал 358 км без подзарядки, серийные разгонялись более чем до 100 км/ч, а стоимость подзарядки составляла 4-8 грн. за цикл.
Создатель трех самоделок, из которых – два электромобиля – Валентин Михайлович Гербштейн – рассказал, что изобретателем в Украине невозможно зарегистрировать самоделку – профильный институт требует тысячи гривен за проверку того, чего нет – например, выхлопа электромобиля.
Сергей Байдачный из компании ТД-НИКО отметил, что через несколько десятков лет запасы нефти уменьшатся настолько, что ее добыча будет нерентабельной. В Европе с 2014 года вступают в силу нормы Евро 6, которые почти вдвое жестче существующих. Поэтому уже сегодня большинство автопроизводителей концентрируются на разработке электромобилей. Ведь с учетом всех составляющих, включая производство, эксплуатации и утилизации, электромобиль на 40% более экологичный, чем аналогичный бензиновый. Стоимость батарей для электромобилей снижается, уменьшается их вес, и они становятся более эффективными. В Украине для электромобилей нет преференций, хотя в Европе и некоторых штатах США и Канады их владельцы получают компенсацию при покупке, регистрации и не платят дорожный налог, им можно ездить бесплатно в центре городов, по специальным полосам.
Серийные электромобили уже продаются – 2012 году в мире было продано 60000 чистых электромобилей, еще больше – гибридов и подзаряжаемых гибридов. Только Mitsubishi i-MiEV продается в количестве 3-7 тысяч в год. Тестовый i-MiEV, который без проблем прошел этот электропробег, уже проехал по Украине 12000 км. Причем на горных дорогах он показал еще одно свое преимущество – подзаряжает свой аккумулятор на спусках.
Таким образом, электромобили в Украине есть, но поддержки государства и инфраструктуры нет, хотя даже отмена пошлины и НДС позволит уменьшить их стоимость для потребителей на 30%.
Директор по продажам финской компании Ensto, которая производит стойки для подзарядки электромобилей, считает, что электромобили в мире уже состоялись, и все автопроизводители их выпускают или собираются производить. И прогнозы по их развитию очень оптимистичны. Зарядные станции Ensto подходят как для чистых электромобилей, так и для подзаряжаемых гибридов Plug-in. Сегодня существует 4 стандартных разъема для зарядки электромобилей на 220 и 380 В. Во всем мире операторов по продаже заряда электромобилей нет (за исключением США) – их спонсируют правительство или мунипалицитеты. Но для организации сети необходимо объединить их в единую сеть по интернету.
Евпатория как курортный город планирует развивать электротранспорт, в том числе с учетом транспорта, участвующего в пробеге. В следующем году планируется создать пилотный проект с одним из крымских городов о создании инфраструктуры для зарядки электромобилей.
Впрочем, пока эксплуатация даже экскурсионных электромобилей в нашей стране вызывает проблемы с законностью, говорит один из предпринимателей Евпатории, который занимается экскурсионной деятельностью на электромобилях. Их нельзя зарегистрировать в ГАИ, их нельзя эксплуатировать на дорогах общего пользования – все это не прописано законодательно. Поэтому необходимо изменять законы и подзаконные акты силами отечественных законодателей.