Кто играет в лото?
Интервью с директором компании «М.С.Л.» Георгием Ложенко.
Говорят, что история лотерей уходит своими корнями еще в Древнюю Грецию. Тогда могучие воины тянули из шлема камушки, один из которых (со специальной пометкой) давал шанс сразиться с Зевсом. Сегодня лотерея завоевала популярность во многих странах мира. О «кухне» лотерейного бизнеса, а также о том, кто играет в лотерею, главным призом в которой является автомобиль, мы беседуем с директором лотерейной компании «М.С.Л.» Георгием Ложенко.
«Автоцентр»: Георгий Александрович, чем различаются компании, предлагающие купить у них лотерейный билетик?
Георгий Ложенко: Лотерея может быть государственной или негосударственной. Это не означает, что государственную лотерею не может проводить частная компания. Но на право ее проведения она обязана получить лицензию в Министерстве финансов. При этом лотерея должна соответствовать определенным параметрам надежности. Подразумевается, что государство, выдавая такую лицензию, обеспечивает определенные гарантии тем, кто в эту лотерею играет. Например, что представители фирмы, собрав деньги, не скроются в неизвестном направлении.
«АЦ»: Как появилась компания «М.С.Л.»?
Г.Л.: В 1992 году после распада Советского Союза на территории Украины осталось 11 предприятий, принадлежавших организации «Союзспортлото». Они объединились в украинскую корпорацию «Молодьспортлото». Тогда мы еще использовали лотерейные билеты, оставшиеся с прежних времен. Лототрон, с помощью которого определяли победителя, находился в Москве. Лотерей было три вида – «Спортлото», «Спринт» и «Спортпрогноз». Со временем мы начали запускать свои игры. В первую очередь, моментальные лотереи, когда вы не ждете розыгрыша. Купил билет, вскрыл его или стер защитный слой – и уже знаешь, выиграл или нет. Позднее корпорация «Молодьспортлото» была преобразована в компанию «М.С.Л.». Сегодня у нас целый ряд лотерейных продуктов – «Мегалот», «Лото-Забава», «Спортпрогноз», а также мгновенные лотереи – «Авто-Лото», «Гороскоп», «Олимпийская лотерея» и др.
«АЦ»: Автомобиль в «Авто-Лото» легко выиграть?
Г.Л.: Нелегко. Чем дороже приз, тем сложнее его выиграть. Например, в «Авто-Лото» мы в каждой серии разыгрываем 4 миллиона лотерейных билетов. Из них только три дают выигрыш в 50 тыс. гривен, 40 билетов – по 5 тыс. гривен. Самых маленьких выигрышей – по 2 гривни – 800 тысяч. Автомобиль же разыгрывается среди тех, кто купил билет и не выиграл деньги, но отправил письмо с отрывным купоном по почте (подробности – на билете). За всю историю «Авто-Лото» – то есть за последние два года – мы разыграли три автомобиля. Самый свежий розыгрыш – автомобиля Hyundai Accent – проводился в прошлом году в сентябре. На эту машину претендовало почти 703 тысячи человек. Точнее, столько писем с купонами мы получили. Но никто не запрещал каждому игроку отправить 3 или 5 писем, так что сколько человек участвовало в розыгрыше, выяснить трудно.
«АЦ»: И часто в «Авто-Лото» разыгрываются машины?
Г.Л.: По окончании серии. Серия состоит из 4 млн. билетов. Они могут быть распроданы за 6-7 месяцев или за год.
«АЦ»: Вам по должности доводится встречаться с людьми, которые выигрывают автомобили. Какие они – эти люди?
Г.Л.: Два года назад мы в рамках «Авто-Лото» разыграли Ford Mondeo. Автомобиль достался шахтеру из маленького городка Ровеньки. Он рассказал, что всегда верил в будущий выигрыш. Все время покупал лотерейные билеты, немного выигрывал, много проигрывал. У него из-за этого даже начались конфликты с женой. Но он был убежден сам и жену уверял: «Я точно знаю, что выиграю машину». Оказалось, что у счастливчика даже не было водительских прав. За автомобилем он приехал с кумом и еще несколькими родственниками. Один должен был перегонять машину, второй охранять… В общем, праздник в семье был грандиозный.
«АЦ»: Как тратите вырученные от продажи билетов деньги?
Г.Л.: По условиям, которые нам, опять же, диктует Минфин, мы должны отправлять в призовой фонд не менее 50% оборотных средств (заметьте, не прибыли, а именно оборотных средств). Но в некоторых наших лотереях эта цифра даже больше. Например, в Лото-Забаве призовой фонд – 52% от оборота.
Из оставшихся денег 15% мы отдаем в счет налогов. В прошлом году мы заплатили порядка 23 млн. гривен в бюджет. Остальное тратится на зарплату сотрудников, коммуникации, оборудование, выпуск самих лотерейных билетов и т.п.
«АЦ»: Как себя вести, если выпал солидный выигрыш?
Г.Л.: Все написано на обратной стороне билета. Но, действительно, существует проблема, когда люди, покупая билет, даже не читают условия игры. Они стирают защитное поле и протягивают распространителю билет с вопросом: «Я выиграл или нет»? Так что моя рекомендация – прежде всего ознакомиться с условиями. Если выигрыш – до 25 гривен, деньги можно получить на месте. Если до 1,5 тыс. гривен – нужно обратиться в региональное представительство «М.С.Л.». Адрес есть на каждой точке реализации билетов. Отправляясь в представительство, с собой нужно взять лотерейный билет и паспорт. Билет отправят на экспертизу. Несмотря на то, что наши лотерейные билеты имеют шесть степеней защиты, мы должны проверить, не является ли выигрышный билет подделкой. По окончании проверки выплачивается призовая сумма. Те, кто выиграл более 1,5 тыс. гривен, также должны обратиться в местное представительство, которое отправит билет на экспертизу в главный офис «М.С.Л.» в Киев. Человеку взамен билета на время проверки выдают соответствующий документ, где зафиксирован номер билета, время, когда он был сдан и кем.
«АЦ»: Сколько времени длится экспертиза?
Г.Л.: Если выигрыш больше 1,5 тыс. гривен, то проверка может продлиться 2-3 месяца. Дело в том, что билеты напечатаны в Германии и, чтобы проверить их подлинность, нам нужно отправить запрос компании производителю. Так же было с англичанами и французами, которые делали для нас билеты раньше.
«АЦ»: Кто чаще всего покупает билеты автомобильной лотереи?
Г.Л.: Это молодые люди. Процентов на 70 – мужчины. Женщины в «Авто-Лото» играют реже. Обычно это люди среднего достатка или даже ниже среднего. Зачастую – те, у кого вообще нет машины или старенькая, которую они уже устали ремонтировать. В общем, те, кто знает, что не сможет купить машину, и надеется ее выиграть.