Ручная работа

ЗАЗ-1102 «Таврия»


ЗАЗ-1102 «Таврия». «Боевые» трофеи сезона-2003.
ЗАЗ-1102 «Таврия». Ко второму этапу Чемпионата Украины по автозвуку в Киеве установили самодельное торпедо с интегрированными «вазовскими» приборами.
ЗАЗ-1102 «Таврия»
ЗАЗ-1102 «Таврия». Финальные соревнования. Головное устройство – CD-ресивер Clarion DXZ-925 – получило хромированную «оправу».
ЗАЗ-1102 «Таврия». На соревнованиях в Одессе трехкомпонентный фронт был «прописан» в передних дверях.
ЗАЗ-1102 «Таврия». Над экстерьером «Таврии» поработали, установив «модные» боковые зеркала, противотуманные и ксеноновые фары на переднем бампере, а также декоративную насадку на выхлопную трубу.
ЗАЗ-1102 «Таврия». Над экстерьером «Таврии» поработали, установив «модные» боковые зеркала, противотуманные и ксеноновые фары на переднем бампере, а также декоративную насадку на выхлопную трубу.
ЗАЗ-1102 «Таврия». Над экстерьером «Таврии» поработали, установив «модные» боковые зеркала, противотуманные и ксеноновые фары на переднем бампере, а также декоративную насадку на выхлопную трубу.
ЗАЗ-1102 «Таврия». Аккумулятор Varta Silver Blue Dynamic на 71 A/ч занимает персональный бокс в багажном отсеке.
ЗАЗ-1102 «Таврия». Сначала сабвуфер в заводском корпусе крепился к днищу багажника текстильными лентами.
ЗАЗ-1102 «Таврия». Новый корпус «саба» надежно зафиксировали при помощи стальных полосок.

Каждый купец знает – товар показывают лицом. Осознав
эту истину, мастеровитые ребята из Херсона, занимающиеся установкой
автомобильных аудиосистем, построили свою машину «с нуля». И что важно,
руководствуясь главным купеческим принципом: копейка рубль бережет.
Получилось неплохо.

Идея создания такого
автомобиля, чтобы и клиентам было что показать и себя испытать, уже давно
«грела» сердца трех установщиков. Поэтому при первой же возможности по
сходной цене (1000 грн.!) они приобрели кузовные детали, комплектующие
двигателя и ходовой. Все это после сборки должно было превратиться в «Таврию».
Более того, мастера точно знали, что этот автомобиль будет не только ездить,
но и «звучать».

Конструктор «Таврия»

Сначала это был, скорее, конструктор: кузов, двигатель… Но мастеров
это не испугало: они твердо решили создать автомобиль и его аудиосистему
самостоятельно.

Сами производили сварку, красили и собирали. Пришлось изрядно повозиться,
особенно с шумоизоляцией. Кузов в несколько слоев обработали «сырой» резиной
и шумоизоляционными материалами, которые применяются на «ВАЗах». Салон
создавали заново: каркас передних сидений и заднего дивана «нарастили»
в ателье; там же их перетянули велюром. Остальные работы по обивке салона
выполнили собственноручно.

Опыты со звуком

Следующим этапом стало построение «музыкальной» системы. «Перелопатив»
литературу по данной тематике, решили, что оптимальная схема – «компонентный
фронт-сабвуфер». Аудиоаппаратуру подбирали, исходя из весьма скромных
собственных возможностей. Из автомобиля Ford Escort 1.3, принадлежащего
одному из идеологов проекта, в «Таврию» перекочевали усилитель Magnat
TRAXX 600 и корпусный сабвуфер Magnat Power Bull 2500. Усилитель установили
на спинке заднего сиденья, а сабвуфер в заводском цилиндрическом корпусе
прикрепили к днищу багажника двумя лентами. Объем корпуса сабвуфера немного
уменьшили, «обработав» его внутри синтепоном.

Трехкомпонентный комплект фронтальной акустики Macrom UNS 6.3 купили
по случаю. Среднечастотникам и мидбасам совсем не подходил вариант установки
в кик-панелях – штатных местах «Таврии». Для них сделали подиум из фанеры
и стекловолокна. Чтобы установить эти динамики в дверях, заводской механизм
стеклоподъемников заменили электрическим. Что интересно, под оба громкоговорителя
изготовили подиум единой конструкции, а рядом расположили кроссоверы.
Рабочий объем мидбаса – вся дверь, а для СЧ-динамика изготовили «карман».
Высокочастотники установили в углах рамки передних дверей. Магнитола Kenwood
KRC-379 R заняла штатное место, а 6-дисковый CD-чейнджер Kenwood KDC-C667
поместили перед ручкой переключения передач, развернув для удобства эксплуатации
в сторону переднего пассажира.

Символично, что доведение аудиосистемы автомобиля «до ума» заняло ровно
девять месяцев. На «Южной Пальмире» в Одессе детище херсонских умельцев
впервые приняло участие в этапе Чемпионата Украины по автозвуку.

Работа над ошибками

Соревнования в Одессе показали, что голос у «Таврии» громкий, но больно
уж «неразборчивый». Впрочем, тотальная шумоизоляция сделала свое дело:
автомобиль занял первое место в категории «Любитель 1» в состязаниях по
звуковому давлению. Но «отцам» хотелось большего.

К следующему этапу чемпионата в Киеве СЧ-динамики перенесли в торпедо,
с помощью монтажной пены, стеклопластика и шпатлевки создав для них рабочий
объем порядка одного литра. Сюда же, в торпедо, интегрировали и кроссоверы.
Чтобы не переделывать обшивку дверей, на старых местах установки среднечастотников
оставили декоративные кольца. Твитеры переместили из уголков дверей в
передние стойки, изготовив подиумы каплевидной формы.

Вид торпедо изменили кардинально. Изготовили новый щиток приборов, а
сами приборы позаимствовали у ВАЗ-2106. Торпедо перетянули кожей, на все
динамики установили стальные хромированные кольца.

Более совершенный аппарат KRC-779 R сменил магнитолу Kenwood KRC-379
R. Его установили выше штатного места, где раньше были воздуховоды. А
в предусмотренное заводом-изготовителем «гнездо» для магнитолы «перекочевал»
CD-чейнджер Kenwood KDC-C667, помещенный в фанерный корпус. Качество звучания
системы значительно улучшилось, однако до желаемой цели было еще далеко.

Новая версия

В финале Чемпионата Украины по автозвуку «Таврия» участвовала с обновленной
системой. Роль головного устройства исполнил CD-ресивер Clarion DXZ-925,
выбор которого определил встроенный звуковой процессор с большими функциональными
возможностями настройки звучания аудиосистемы. Аппарат заключили в хромированную
рамку, в тон кольцам динамиков. Система осталась без чейнджера, а на освободившемся
месте появился карман для хранения компакт-дисков.

Поскольку сабвуфер в заводском ящике цилиндрической формы крепился к
днищу багажника ленточным крепежом, надежность его фиксации вызывала сомнения.
Поэтому «саб» получил новый корпус из фанеры, повторяющий с одной стороны
форму багажника, причем акустическое оформление динамика осталось прежним.
Новый корпус перетянули велюром и прикрепили к багажнику прочными полосами
из нержавеющей стали.

О питании

Когда подключили аудиосистему, оказалось, что ее энергопотребление составляет
около 600 Вт и требуется дополнительный аккумулятор. Решили не «мелочиться»
и установили сразу два Varta Silver Blue Dynamic: один на 71 A/ч, второй
– взамен штатного – на 44 A/ч. Один аккумулятор находится под капотом,
второй – в багажнике, в специальном боксе. В соответствии с требованиями
Чемпионата Украины к безопасности установленного оборудования бокс аккумулятора
сделали вентилируемым: вентиляционные шланги выходят под днище автомобиля
(через пол в дренажное отверстие). Аккумуляторы подключили параллельно.
Теперь машина заводится без проблем даже после 5 – 6 часов беспрерывной
работы аудиосистемы на максимальной громкости. Штатный генератор заменили
90-амперным Bosch от Audi 80.

Для усилителя также изготовили специальный корпус из фанеры и ДВП с крышкой
из оргстекла. Чтобы аппарат не перегревался, создали целую вентиляционную
систему. Четыре вентилятора, позаимствованных у персональных компьютеров,
начинают работать при включении головного устройства и при любой мощности
обеспечивают нормальную рабочую температуру усилителя.

Такова «комплектация» аудиосистемы «Таврии» сегодня. Какие идеи возникнут
у ее создателей завтра – не знает никто. Одно очевидно: они пошли своим
путем и не ошиблись: на финале Чемпионата Украины автомобиль занял третье
место в соревнованиях по качеству звучания в классе «до 600 Вт» и стал
чемпионом по звуковому давлению в категории «Любитель 1». Так что, владельцы
«Таврий», дерзайте: перенимайте опыт!

 Стоимость
компонентов инсталляции ЗАЗ-1102 «Таврия»
Компонент Цена*, у.е.
Головное устройство Clarion DXZ 925 650
Фронтальная акустика Macrom UNS 6.3 160
Усилитель Magnat TRAXX 600 230
CD-чейнджер Kenwood KDC-C667 200
Сабвуфер Magnat Power Bull 2500 100
Общая стоимость компонентов 1340
* Цены предоставлены фирмой «Легион» Без стоимости
услуг по инсталляции

Алексей Пограничник
Фото Юрия Нестерова и Андрея Васильева

Инсталляция выполнена фирмой «Легион», г. Херсон

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.





НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ