А если … неисправны тормозные диски

0

Тормозные диски – незаменимая деталь в тормозных системах современных машин. На первый взгляд, их ресурс не зависит от автовладельца, но на самом деле это не так.

Тормозные диски – незаменимая деталь в тормозных системах современных машин. На первый взгляд, их ресурс не зависит от автовладельца, но на самом деле это не так.

Назначение

Тормозные диски вместе с колодками – одни из главных элементов тормозных систем, которые в процессе замедления и остановки автомобиля превращают кинетическую энергию движения в тепловую, возникающую в результате трения колодок о диски. Для улучшения теплоотвода, а значит, и повышения эффективности торможения используют диски с системой вентиляции в виде внутренних каналов (вентилируемые) или сквозных отверстий перпендикулярно рабочей поверхности (перфорированные). Для улучшения охлаждения дисков воздушным потоком применяют колесные диски со спицами с геометрией пропеллера, воздуховоды в нижней части кузова, передних бамперах и на пыльниках тормозных механизмов, «жабры» в крыльях. Перфорация тормозных дисков также обеспечивает удаление продуктов износа фрикционных накладок из зоны трения.

Перфорация и внутренние вентиляционные каналы улучшают охлаждение диска.

Перфорация и внутренние вентиляционные каналы улучшают охлаждение диска.

Необходимо помнить, что максимально эффективной тормозная система становится только после приработки тормозных дисков и колодок. Период их обкатки длится примерно 500–1000 км. В это время необходимо избегать резких торможений, чтобы рабочие поверхности диска и колодки притерлись друг к другу.

Чаще всего тормозные диски делают из чугуна, хотя на некоторых спорт-карах они изготовлены из керамики и карбона (углепластика).

Виды и причины неисправностей

Прежде всего – это естественный износ рабочей поверхности из-за трения колодки о диск. Колодка изнашивается быстрее, диск – медленнее. Этот процесс можно несколько ускорить или замедлить за счет стиля вождения.

Необходимость ремонта или замены диска возникает при:деформации диска 1, неравномерной толщине по окружности 2, образовании «буртиков» 3.

Необходимость ремонта или замены диска возникает при:деформации диска 1, неравномерной толщине по окружности 2, образовании «буртиков» 3.

Причиной ускоренного износа диска могут быть тормозные колодки с некачественными накладками (другая смесь с большим количеством твердых включений и т. д.)

На левом диске явные следы от металлического основания колодки.
На левом диске явные следы от металлического основания колодки.
На левом диске явные следы от металлического основания колодки.

Если при активном вождении с постоянными разгонами-торможениями вы еще и часто ездите по лужам – будьте готовы к возможным деформациям диска и даже появлению микротрещин. Это происходит из-за резкого охлаждения диска, который при торможении может нагреваться до температуры 400–450°С. При деформации деталей в процессе торможения возникают вибрации, а микротрещины со временем могут увеличиться, что приведет к разрушению диска и даже заклиниванию тормозного механизма. Из-за попадания в зазор между трущимися поверхностями грязи, а также крупных включений в накладке колодки на диске появляются канавки. После установки новых колодок с таким диском они прирабатываются дольше. Кстати, симптомом некачественных колодок с крупными твердыми включениями является писк при торможении. Если писк от дисков исходит не в режиме торможения, а на малых скоростях, значит, в результате износа диска образовался буртик, который задевает край колодки.

Признаки неполадок

Повышенная вибрация, рывки и посторонние звуки при торможении.
Тормоза блокируются при малейшем нажатии на педаль.
Уменьшенная ниже определенного предела толщина диска.
Металлический скрежет при торможении (металл основания колодки задевает буртик на наружной поверхности предельно изношенного диска).
Трещины и сколы на диске, хорошо заметные через отверстия в колесных дисках.

Диагностика

Определить состояние тормозного диска без использования измерительного инструмента достаточно сложно. Так, разница в толщине нового и предельно изношенного диска обычно составляет 1–3 мм, а максимально допустимое биение – и вовсе сотые доли миллиметра (для Lanos – 0,03 мм). Толщину диска обычно измеряют штангенциркулем, причем замер делается в рабочей зоне, а не по наружному буртику.

Замер толщины диска делается в его изношенной части, а не по буртику.

Замер толщины диска делается в его изношенной части, а не по буртику.

Биение можно определить только специальным приспособлением с индикатором, позволяющим «поймать» даже 0,01 мм. Обе контрольные операции выполняются непосредственно на автомобиле. Иногда для замера толщины приходится снимать защитный пыльник, который ограничивает доступ к диску.

Способы ремонта

Согласно требованиям некоторых автопроизводителей тормозные диски неремонтопригодны. Тем не менее существует оборудование, позволяющее устранить некоторые дефекты, возникающие во время эксплуатации. Так, путем проточки (без демонтажа или после снятия с машины) убираются буртики и канавки, что сокращает процесс притирки новых колодок и повышает эффективность тормозной системы в целом. При проточке снимается минимальный слой материала одновременно с обеих сторон диска. В случае биения эта деталь подлежит только замене. Буртик мастера иногда удаляют при помощи обычного напильника, который прижимают к раскрученному диску (переднеприводные авто для этого вывешивают на подъемнике, запускают двигатель и включают первую передачу). Но рука человека в данной ситуации – не очень надежный инструмент.

Продлеваем ресурс

С уществует прямая зависимость между сроками службы тормозных дисков и колодок и стилем вождения. Чем чаще и интенсивнее вы разгоняетесь и тормозите, тем короче пробег до замены. Используя некачественные колодки и «спортивный» стиль езды, можно достичь предельного износа диска всего за 25 тыс. км. При нормальной езде и применении качественных тормозных колодок пробег до замены дисков может составлять 100–150 тыс. км. Особенно недопустим активный стиль вождения с частыми торможениями и разгонами на дорогах с большим числом луж. Регулярно проверяйте состояние тормозных колодок. И если их толщина остается прежней – замерьте толщину диска, так как слишком «износостойкая» накладка стирает его. Возможно, выгоднее будет заменить колодки, изготовленные из неподходящего материала, чем в скором времени ставить новый диск. Поэтому лучше покупать тормозные колодки только у проверенных поставщиков.

Александр Ландарь
Фото фирм-производителей и из архива редакции

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.