Автомойка: выбор оборудования

Тем, кто решится окунуться в «мокрый» бизнес, стоит разобраться с главным «участником» процесса – моечным оборудованием. Тем более что изучение его возможностей очень познавательно.

Классификация автомоек

Тем, кто решится окунуться в «мокрый» бизнес, стоит разобраться с главным «участником» процесса – моечным оборудованием. Тем более что изучение его возможностей очень познавательно.

Основным требованием к отдельной автомойке или к участку мойки на СТО остается быстрое и качественное обслуживание автомобилей. Мощность оборудования стоит выбирать, исходя из предполагаемой производительности, то есть из того, сколько машин в сутки вы собираетесь помыть. Необходимо также предварительно продумать перечень предоставляемых услуг: мойка двигателя, сухая и влажная уборка салона, химическая чистка салона, полировка кузова и т. п.

Автоматические мойки

Автоматическая мойка портального типаПортальная мойка («портал») – это перемещаемая установка арочного типа, оснащенная рейками для подачи воды или моющего состава, вращающимися щетками со сложной кинематикой перемещений и системой обдува. Портальные мойки могут быть тупиковыми или сквозными. Автомобиль в них оставляют зафиксированным стояночным тормозом. Автоматика выполняет процедуру в несколько проходов – сначала смачивает машину водой (или моющим составом), затем моет вращающимися щетками и обдувает горячим воздухом для удаления с кузова капель воды. Весь процесс занимает пять–семь минут. Стоимость таких установок в зависимости от комплектации начинается от тридцати пяти тысяч евро.

Тоннельная мойка («тоннель») отличается тем, что в ней автомобиль не фиксируется, а «прокатывается» по всей технологической цепочке операций. В «тоннеле» могут обслуживаться сразу несколько автомобилей, так как эти установки имеют сквозную статичную конструкцию. Время на полную обработку одного автомобиля в них такое же, как и в «порталах» (5–7 минут), однако их производительность гораздо выше, так как одновременно моется несколько машин. Монтаж таких комплексов предполагает полноценное строительство, и поэтому их стоимость измеряется сотнями тысяч евро.

Достоинства автоматических моек: быстрое обслуживание и высокая производительность (для «порталов» – 8–10 автомобилей в час) и сравнительно невысокая цена помывки автомобиля. Недостатки: недешевое оборудование, а также немалые затраты на его обслуживание (своевременная замена щеток), необходимость домывать автомобиль из-за неравномерности прижима щетки – к примеру, возле зеркал либо в зоне выступающих частей автомобиля.

Мойки высокого давления (ручные)

Аппараты высокого давления без нагрева воды Аппараты высокого давления с подогревом воды Аппараты высокого давления (АВД) – это машины для подачи струи воды, холодной или нагретой, под высоким давлением. Эффективность, качество и скорость очистки напрямую зависят от следующих параметров оборудования:

– ударное давление и механическое воздействие струи;

– температура воды;

– продолжительность воздействия;

– качество и количество химических реагентов.

При выборе АВД многие путают понятия ударного давления струи и давления насоса, считая последнее самым важным. Однако конечный результат зависит не только от характеристик насоса, но и от параметров потока воды, геометрии струи, расстояния до поверхности. Поэтому при выборе аппарата рекомендуется обращать внимание на сочетание давления (бар) и производительности (л/мин). Не стоит экономить и на аксессуарах – правильно выбранные специальные сопла (геометрия струи) иногда дают эффект больший и за меньшие деньги, чем сам аппарат.

Профессиональные АВД без нагрева воды оснащены насосами с поршнями, электродвигателями продолжительного действия, системой подачи химреагентов, шлангами высокого давления и пистолетами со специальным наконечником. Показатели производительности различных аппаратов без подогрева воды колеблются от 200 до 1000 л/час, рабочее давление – от 30 до 250 бар. Этого более чем достаточно для качественной мойки кузова и днища. Стоимость таких аппаратов начинается от 500 евро (модели с улучшенными характеристиками – 1300–2000 евро, стационарные – 3100–3800 евро).

Производительность мойки повышается за счет увеличения ударного давления, применения специальных сопел и реагентов, увеличения температуры воды. Нагрев воды также уменьшит расход химических препаратов. А если предполагается такая услуга как мойка двигателя, то без подогрева воды не обойтись. Эффективное решение в этом случае – приобрести аппарат с подогревом воды.

Сегодня выпускается довольно много разновидностей моек высокого давления с подогревом воды – от мобильных компактных аппаратов (стоимостью 2500–3500 евро) до стационарных многопостовых устройств (6000–7000 евро). В процессе эксплуатации таких моек нужно учитывать некоторые факторы, например, необходимость контролировать температуру воды зимой, не допуская перепада температур воды и кузова автомобиля более 30°С. Если машину помыть водой, нагретой до 60–70°С, могут быть неприятные последствия – испорченная краска, трещины лобового стекла и т. п.

Из полезных аксессуаров выделим поворотную консоль (балка, пантограф, «гусак»), которая предоставляет мойщику большую свободу передвижения. Шланги высокого давления в этом случае не соприкасаются с полом, что предотвращает их преждевременное разрушение.

 Сложности выбора

Бытует мнение, что качество мойки при помощи «автоматов» невысокое, а щетки автоматических моек царапают лакокрасочное покрытие. В действительности все это справедливо для тех автоматических комплексов, где не соблюдается культура производства: несвоевременно обслуживаются и меняются щетки, практикуется экономия на моющих средствах. Если подобное исключено, качество выполненных работ будет высоким.

В Европе редко где встретишь столь популярную у нас ручную мойку. Стоимость ручного труда в этих странах достаточно высока, и отдельно оборудованный пост ручной мойки себя не оправдывает. Да и поток желающих попасть на мойку настолько плотный, что вручную просто не справиться.

Возможно, такая ситуация ожидается и в Украине. Рост отечественного автомобильного парка превышает самые смелые предположения. Уже сегодня действующие мойки не способны справиться с потоком желающих. Реальной альтернативы щеточным мойкам нет. Современные портальные мойки обеспечивают качество и окупаемость, даже учитывая большие стартовые инвестиции. Эволюционный выход – многопостовые мойки со стационарными аппаратами высокого давления. Оптимальным решением может стать совмещение портальной мойки с АВД. Последний используется для сбивания грязи на входе и домывания авто на выходе.

Одним из решающих факторов при выборе марки оборудования и фирмы-продавца является техническая поддержка, а именно скорость получения запасных частей и комплектующих, оперативность проведения сервисного обслуживания. Ведь для мойки даже один день простоя – это колоссальные потери.

 Эксперт   

Андрей Марченко Андрей Марченко
Редактор журнала «СПЕЦ», компания «Автомеханика»

Моечное дело остается одним из самых прибыльных на рынке услуг автосервиса. Многие желающие начать свой бизнес всерьез задумываются об организации мойки автомобилей. И если удастся получить право аренды на участок земли, расположенный рядом с автотрассой, пройти многочисленные инстанции и успешно решить бюрократические формальности, останется только правильно подобрать оборудование, персонал, организовать процесс и… зарабатывать деньги.

Андрей Марченко
Фото автора и фирм-производителей

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.





НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ