Диагностика ходовой части: О чем доложит стук

Как только владелец слышит посторонний стук в своей машине, сразу же возникает ряд вопросов – что стучит, насколько это опасно и как срочно нужно устранять неполадку?

Возможные источники и характеристики шу мов

Как только владелец слышит посторонний стук в своей машине, сразу же возникает ряд вопросов – что стучит, насколько это опасно и как срочно нужно устранять неполадку?

Источниками постороннего стука в машине могут быть самые различные механизмы, узлы и агрегаты. Наиболее часто ими являются элементы подвески, а также рулевой и тормозной механизмы, трансмиссия, системы выпуска отработавших газов. Ну и, конечно же, составляющие панели приборов и автомобильных дверей (механизмы подъема стекла и замки, карты дверей) – определить, что они издают шум, достаточно просто. А вот понять, что стучит в области передней или задней подвески, намного сложнее. Тем не менее, это возможно, если за дело возьмется хороший «ходовик». Некоторыми секретами такой диагностики с нами поделились специалисты. И что самое интересное, при выявлении источника шума «на слух» в первую очередь нужно освободить от всех предметов «бардачки» и ниши в салоне и багажнике. Ведь именно здесь может скрываться «барабашка» в виде магнитофонной кассеты или любой другой мелочи.

При диагностике подвески нельзя полагаться только на слух. Во многих конструкциях не «звучат» даже самые разбитые сайлент-блоки и шаровые опоры. В любом случае, подозревая неисправность ходовой части, желательно обратиться к специалистам.

Природа шумов

В наиболее распространенной сегодня подвеске типа McPherson стук может быть спровоцирован изношенными сайлент-блоками крепления рычага, шаровой опорой, наконечником рулевой тяги. Эксплуатация машины с такими симптомами опасна, поскольку люфты в сочленениях нарушают геометрию ходовой и отрицательно влияют на управляемость и устойчивость авто.

У машин с таким типом подвески иногда стучит и верхняя опора амортизатора, и сам амортизатор, а чаще всего стойки или втулки стабилизатора поперечной устойчивости. Аварией последние неполадки не грозят, но все же частично сказываются на управляемости машины.

Из шумов, сопутствующих McPherson, можно назвать стук реечного рулевого механизма – из-за износа втулок в местах выхода тяги рейки из картера или в месте ее контакта с шестерней рулевого вала. Многие автомобили «прощают» даже длительную эксплуатацию с этими симптомами, хотя считать нормальным такое состояние рулевого управления нельзя.

В рулевом управлении с механизмами червячного типа могут стучать подшипники валов сошки и маятникового рычага. Обычно это сопровождается увеличенным люфтом руля, что недопустимо.

Более сложные многорычажные подвески при износе могут добавить к «гамме» шумов «звучание» шаровых опор и большего количества сайлент-блоков рычагов. Относительно редко встречающиеся торсионные ходовые страдают специфическими «болезнями» – износом подшипников торсионов. Они «звучат» как разбитые сайлент-блоки.

Шумы задней подвески принципиально не отличаются от шумов «передка». Чаще всего в ней стучат амортизаторы и их втулки или сайлент-блоки, реже – сайлент-блоки (втулки) задней балки.

В некоторых моделях автомобилей могут досаждать бренчанием колесные механизмы регулировки стояночного тормоза. Обычно это сигнал необходимости регулировки или замены колодок. Случается, движению аккомпанируют суппорты или колодки дисковых тормозов. Происходит это из-за ослабевания пружин колодок, в результате детали обретают нежелательную подвижность. Еще хуже, если оборвало фрикционную накладку колодки. Диагностировать «вину» тормозов можно, если проехать подходящую яму с приторможенными колесами – прижатые к диску детали греметь не будут.

 Однако!

Прежде чем «прослушивать» машину, нужно освободить багажник, «бардачок», места под сиденьями и прочие полости от всех свободно лежащих предметов – они производят шум во время движения.

Кроме рассыпанных инструментов, «грешат» этим вещи округлой формы или предметы из пластика и тонкого металла – кассеты, диски, аэрозольные баллончики, огнетушители. Чтобы «успокоить» их, можно застелить дно багажника или перчаточного ящика толстой мягкой тканью (войлоком), пористой резиной или поролоном. Мелочь в «бардачке», кроме того, можно придавить сверху чем-то большим и мягким – например, сухими мочалкой или ветошью для мытья кузова.

 Экзотические шумы

Даже оборудование для теста амортизаторов может не выявить износ направляющих втулок их штоков. Даже оборудование для теста амортизаторов может не выявить износ направляющих втулок их штоков.Иногда стуки бывают слышны только при определенных условиях. Например, в подвеске McPherson амортизатор с изношенными направляющими втулками штока может стучать только в одном из поворотов либо при трогании с места. При этом все его характеристики на «прямике» могут оказаться в пределах норм. Шаровые опоры иногда «отзываются» исключительно при проезде ям с повернутыми колесами. При езде по частым неровностям на спуске могут стучать передние пружины подвески, соприкасаясь витками. У машин с «двухрычажкой» верхние шаровые опоры обычно гремят на мелких неровностях, нижние – на крупных.

При вывернутом руле цикличный шум издает внешний ШРУС полуоси переднеприводных машин, на прямых может шуметь внутренняя «граната», причем это сопровождается вибрациями.

На некоторых машинах во время трогания с места или при переключениях передач «хрустят» карданные и шариковые шарниры трансмиссионных валов. В таких же условиях одиночные глухие удары издают порванные подушки двигателя и агрегатов трансмиссии – КПП, редукторов ведущих мостов. Крупная «дрожь» при таких же обстоятельствах иногда исходит от деталей выхлопной системы, задевающих кузов или подвеску.

 А если скрип?

Для снижения износа шарниры временно можно смазать и многофункциональной смазкой.Рессора может скрипеть из-за потери или смещения пластиковых шайб.При отсутствии прочих негативных симптомов могут скрипеть шаровые опоры и наконечники рулевых тяг, из-за повреждения пыльника которых шарнир остался без смазки. Все подозрительные узлы нужно смазать (прошприцевать); при отсутствии масленок шарниры можно эксплуатировать, мирясь с «аккомпанементом» и помня о том, что скоро потребуется замена деталей. Скрипят также резиновые втулки рессор, причем они могут издавать звуки и будучи целыми, но неправильно установленными.

 Команда «Стоп!»

В некоторых случаях посторонний звук может издавать разрушившийся элемент ходовой части. Например, у машин с зависимой задней подвеской может греметь оторвавшийся от кузова верхний кронштейн крепления амортизатора. У «Жигулей» ломается шпилька кронштейна крепления стабилизатора на нижнем рычаге передней подвески, у «Москвичей» трескается нижний кронштейн амортизатора в месте его крепления к рычагу и кронштейн рессоры. У старых «Нив» и «классики» после жесткой эксплуатации отрываются от кузова проушины крепления поперечного рычага заднего моста. У старых иномарок бывают поломки рычагов, съеденных коррозией, – как правило, в местах крепления сайлент-блоков и шаровых опор. На предельно изношенных автомобилях случаются поломка витка пружины и обрыв амортизатора – у него отламывается «ухо» или выходит из цилиндра оторвавшийся от поршня шток.

Игорь Широкун
Фото автора и Сергея Кузьмича

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.