Для наших зим

0

Какие зимние шины покупать для бюджетных автомобилей? Чем дорогая резина лучше дешевой? Ответы на эти вопросы мы получили в марте нынешнего года за Полярным кругом в Финляндии в ходе тестов шин размерностью 175/65 R14.

Какие зимние шины покупать для бюджетных автомобилей? Чем дорогая резина лучше дешевой? Ответы на эти вопросы мы получили в марте нынешнего года за Полярным кругом в Финляндии в ходе тестов шин размерностью 175/65 R14.

Тест зимних шин 175/65 R14 Тест зимних шин 175/65 R14
Тест зимних шин 175/65 R14 Тест зимних шин 175/65 R14
Тест зимних шин 175/65 R14 Тест зимних шин 175/65 R14
Тест зимних шин 175/65 R14 Тест зимних шин 175/65 R14

В Украине на содержании недорогих машин всегда экономят, поэтому чаще всего покупают зимние шины более дешевых брендов и к тому же европейского типа. Последние тоже дешевле, поскольку менее технологичны. Но какие зимние шины оптимальнее для наших нестабильных зим, когда температура постоянно скачет, а на дороге может быть все, что угодно – от сухого и мокрого асфальта до сплошной гололедицы в дождь, когда на улице «минус»? И какие шины покупать тем, кому приходится ездить по нечищенным дорогам нашей глубинки, где укатанный до состояния льда снег – обычное явление?

Чтобы ответить на эти вопросы, мы сравнили арктические зимние шины (три шипованные – Amtel, Gislaved, Nokian и две нешипованные – Dunlop, Nokian) и пять бюджетных европейского типа, включая нашу Rosava WQ-101. Лидерство с самого начала за0хватили новинка этого сезона Nokian Hakkapeliitta 7 и Gislaved Nord Frost 5. Впритирку к ним шли нешипованные Nokian Hakkapeliitta R и Dunlop Graspic DS2. Однако в тестах на асфальте арктические шины в разной степени стали сдавать свои позиции. Впрочем, это не помешало Gislaved и двум моделям Nokian составить тройку призеров после подсчета результатов. Кстати, у фрикционной Hakkapeliitta R тормозной путь на льду оказался даже меньше, чем у некоторых шипованных шин.

Поведение на сухом асфальте Разгон на льду
Разгон на снегу Сопротивление качению
Тормозные свойства на мокром асфальте Тормозные свойства на сухом асфальте
Тормозные свойства на льду Тормозные свойства на снегу
Управляемость на льду Управляемость на снегу
   
Устойчивость на льду Устойчивость на снегу

Устойчивость к аквапланированиюИнтересной оказалась шина ЗАО «Росава» – WQ-101 из разрекламированной линейки медиум-класса. Эту шину нам хотелось испытать больше всего – ведь до нас «сто первую» в рамках сравнительных тестов еще никто не проверял. Рисунок ее протектора понравится далеко не всем – очевидно, пока в Белой Церкви не слишком заботятся о дизайне. Что касается конструктивных особенностей WQ-101, внешне ее сложно отнести к какому-то классу, так как в ней есть элементы как арктических, так и европейских зимних шин. В итоге эта шина стала одной из сенсаций нашего теста. Созданная и испытанная в виртуальном пространстве, WQ-101 набрала суммарный балл выше среднего. И пусть она хуже на льду, чем арктические шины, зато лучше, чем европейские. На снегу она слабовата, но на асфальте – на уровне европейских конкурентов. Наверное, правду говорили белоцерковские инженеры, утверждая на презентации, что создали шину именно для украинских зим.

А вот Amtel NordMaster ST, которую ошиповали явно самым дешевым типом шипов, на льду, где эти шипы должны работать, оказалась не на высоте. Это должно стать еще одним поводом покупать шины с заводской ошиповкой либо выбирать шипы согласно нашим рекомендациям.

Напрашивается вывод – арктические зимние шины в основном имеют существенное преимущество на льду, где их тормозной путь короче не на сантиметры, а на метры и даже на десятки метров. На снегу «европейцы» также проигрывают «северянам», однако последние сдают свои позиции на асфальте. Поэтому выбор нужно делать, исходя из опыта эксплуатации шин в предыдущие зимы.

Nokian Hakkapeliitta 7

Nokian Hakkapeliitta 7
Арктическая зимняя шина
Оценка 9.2
Рейтинг безопасности 5

Новичок этого сезона Nokian Hakkapeliitta 7 оказался абсолютным лидером на зимних покрытиях. На снегу эта шина позволяет полностью контролировать ситуацию даже на завышенных скоростях. А стабильное время кругов, начиная с езды по укатанному снегу и заканчивая разрыхленным, – явное доказательство эффективной работы протектора.

На льду у экспертов возникали ощущения, что это шина из иного измерения – из автоспорта, либо автомобиль оснащен самоблокирующимся дифференциалом. Машина охотно слушается руля и контролируется при любых обстоятельствах.

В тесте на аквапланирование момент всплытия смазан, а на скорости свыше 100 км/ч есть небольшой увод в сторону.

На асфальте на большом кольце поведение – почти на уровне фрикционных. При полном газе скорость немного падает, но писка и увода в сторону нет. Змейку проходит уверенно, но скорость ниже, чем у нешипованных. Поведение прогнозируемое, так как шина больше склонна к сносу. Уровень шума у этой шины ниже, чем у остальных шипованных, и чуть выше, чем у фрикционных.

Плюсы

Минусы

  • Характеристики на снегу и льду
  • Шумность
  • Поведение на сухом асфальте

Индекс скорости

T (190 км/ч)

Индекс нагрузки

86

Направленность рисунка протектора

есть

Наружная/внутренняя сторона

нет

Вес, кг

7,405

Глубина рисунка протектора, мм

9,6

Жесткость боковины

средняя

Дата производства

8-я неделя 2009 г.

Страна изготовления

Финляндия

Gislaved Nord Frost 5

Gislaved Nord Frost 5
Арктическая зимняя шина
Оценка 8,8
Рейтинг безопасности 4

Шина Gislaved Nord Frost 5 – для суровых зим. На снегу ведет себя уверенно, обеспечивая хороший контроль над автомобилем и комфортную езду. При разгоне практически без потерь передает тяговое усилие на колеса и лишь немного скользит при торможениях. На льду также показывает достойные результаты – хорошо держится, тормозит и обеспечивает приемлемое ускорение. Эта шипованная шина неплохо ведет себя и на асфальте. Сносы прогнозируемы, даже занос на переставке не резкий, а плавный. На скоростной дуге и на змейке позволяет развить скорость на уровне фрикционных арктических. Чуть раньше начинает плыть в повороте, чем фрикционные, но на выходе скорость можно повышать.

Плюсы

Минусы

  • Сцепные свойства на снегу и льду
  • Тормозные свойства на сухом асфальте

Индекс скорости

Т (190 км/ч)

Индекс нагрузки

82

Направленность рисунка протектора

есть

Наружная/внутренняя сторона

нет

Вес, кг

7,100

Глубина рисунка протектора, мм

9,2

Жесткость боковины

мягкая

Дата производства

19-я неделя 2008 г.

Страна изготовления

Германия

Amtel NordMaster ST

Amtel NordMaster ST
Арктическая зимняя шина
Оценка 7,5
Рейтинг безопасности 2

Бюджетная шипованная шина Amtel NordMaster ST по своим свойствам заметно отстает от арктических шин из премиум-сегмента. На снегу ее сцепные свойства слабоваты как на старте, так и при торможениях и маневрах. Поэтому на заснеженных дорогах с этими шинами можно забыть о высоких скоростях. На льду, по ездовым ощущениям, это нешипованная шина. Она плохо тормозит, машина слабо слушается руля, а в случае скольжения контроль восстанавливается только при существенном снижении скорости. Такое поведение на льду, вероятнее всего, обусловлено установкой малоэффективных однофланцевых шипов, в то время как на двух других конкурентах стоят прогрессивные шипы с многогранными сердечниками. Зато при проверке устойчивости к аквапланированию у шины NordMaster ST хороший результат по скорости всплытия и по курсовой устойчивости.

Реакции на асфальте нейтральные. Явной склонности к заносу и сносу нет. На дуге большого кольца держит скорость без симптомов замедления. При интенсивном замедлении «водит», как все «шиповки». Скорость прохождения трассы чуть ниже, чем на фрикционной. На асфальте заметно сильнее шумит, что сравнимо с гулом турбины в салоне самолета.

Плюсы

Минусы

  • Устойчивость к аквапланированию
  • Поведение на льду и снегу
  • Шумность

Индекс скорости

Q (160 км/ч)

Индекс нагрузки

82

Направленность рисунка протектора

есть

Наружная/внутренняя сторона

нет

Вес, кг

7,415

Глубина рисунка протектора, мм

9,6

Жесткость боковины

мягкая

Дата производства

35-я неделя 2008 г.

Страна изготовления

Россия

Нешипованные шины

Nokian Hakkapeliitta R

Nokian Hakkapeliitta R
Арктическая зимняя шина
Оценка 8,6
Рейтинг безопасности 4

Представитель элиты в классе арктических зимних шин Nokian Hakkapeliitta R действительно хорош в суровых зимних условиях. На снегу эта фрикционная шина полностью прогнозируема, обеспечивает хорошую управляемость и уверенный разгон даже на подъемах, что подтверждает и среднее время прохождения круга. Несмотря на отсутствие шипов, Hakkapeliitta R на льду ведет себя намного лучше, чем некоторые «европейцы» на снегу: сцепные свойства у нее на порядок выше, чем у всех европейских зимних шин. В лужах заметен легкий увод в сторону, но скорость всплытия довольно высока – 89 км/ч.

Несмотря на принадлежность к арктическим шинам, на асфальте «эрка» ведет себя намного увереннее, чем «одногруппник» Dunlop. На скоростной дуге только после 120 км/ч при довороте в вираже заметен плавный увод задней части. Есть ощущение приятной упругости. Держит хорошо, но любит правильную траекторию. При большом угле поворота колес очень заметно подламывается и скользит с «зудом». Но на переставке – одна из самых скоростных.

Плюсы

Минусы

  • Сцепные свойства на асфальте
  • Тормозные свойства
  • Сцепные свойства на льду

Индекс скорости

R (170 км/ч)

Индекс нагрузки

86

Направленность рисунка протектора

есть

Наружная/внутренняя сторона

нет

Вес, кг

7,050

Глубина рисунка протектора, мм

8,3

Жесткость боковины

средняя

Дата производства

7-я неделя 2009 г.

Страна изготовления

Финляндия

Sava Eskimo S3

Sava Eskimo S3
Европейская зимняя шина
Оценка 8,4
Рейтинг безопасности 3

На укатанном снегу европейская зимняя шина Sava Eskimo S3 хорошо держится только на ровной поверхности, но если появляются колея или рыхлый снег, машина заметно хуже рулится. Лед этой шине тоже явно «не по зубам», однако по сравнению с другими «европейцами» автомобиль, «обутый» в Sava Eskimo S3, чуть проще контролировать – он словно тянется по пластилину, но очень-очень медленно. В тесте на устойчивость к аквапланированию шина показывает хороший результат (всплытие – на 93 км/ч) и при этом «водоемы» не влияют на курсовую устойчивость.

На асфальте нет ярко выраженных особенностей. Самый короткий тормозной путь на сухом асфальте. На треке позволяет ехать в полный газ. Скольжение на змейке небольшое, при рулежке жестче других.

Плюсы

Минусы

  • Сцепные свойства на асфальте
  • Тормозные свойства
  • Сцепные свойства на льду

Индекс скорости

Т (190 км/ч)

Индекс нагрузки

82

Направленность рисунка протектора

есть

Наружная/внутренняя сторона

нет

Вес

7,105

Глубина рисунка протектора, мм

7,6

Жесткость боковины

мягкая

Дата производства

47-я неделя 2007 г.

Место изготовления

Европа

Debica Frigo 2

Debica Frigo 2
Европейская зимняя шина
Оценка 8,2
Рейтинг безопасности 3

При проверке в суровых зимних условиях «европейка» Debica Frigo 2 доказала свое назначение. На снегу она скользкая и располагает к спокойной езде; в противном случае машина ведет себя непрогнозируемо и требует от водителя максимальной концентрации внимания. Несмотря на то что на Frigo 2 трудно тронуться на укатанном снегу в горку, на льду ее сцепные свойства выше, чем у «одноклассников». Хотя в поворотах шина плавно скользит, однако при сбросе газа, когда скорость падает, протектор восстанавливает сцепление и продолжает передавать тяговое усилие. По показателю устойчивости к аквапланированию результат также выше среднего, а увод машины в сторону минимален.

На сухом асфальте при прохождении змейки усилие на руле меняется в зависимости от угла поворота колес – баранку иногда словно «прикусывает». В целом поведение уверенное и прогнозируемое. Переставку проходит быстро, но с небольшим скольжением.

Плюсы

Минусы

  • Поведение на сухом асфальте
  • Аквапланирование
  • Управляемость на льду и снегу

Индекс скорости

Т (190 км/ч)

Индекс нагрузки

82

Направленность рисунка протектора

есть

Наружная/внутренняя сторона

нет

Вес

6,775

Глубина рисунка протектора, мм

8,0

Жесткость боковины

мягкая

Дата производства

40-я неделя 2008 г.

Страна изготовления

Польша

Rosava WQ-101

Rosava WQ-101
Европейская зимняя шина
Оценка 8,2
Рейтинг безопасности 3

Среди европейских и скандинавских зимних шин на снегу наша Rosava WQ-101 – средняя как по времени круга, так и по ощущениям. С учетом тенденции ухудшения времени круга очевидно, что шина слабо противостоит снежной каше в пятне контакта. Рано начинает плыть, но неплохо сопротивляется боковому скольжению. При разгоне заметно скользит (буксует). На отполированном льду показывает неплохой результат по времени и по сравнению с европейскими зимними шинами, обеспечивая заметно лучшее сцепление с ледяной дорожкой. В момент сопротивления боковому скольжению появляется неприятный гул, сопровождаемый вибрацией.

В водяной ванне чувствуется увод в сторону – вправо тянет словно магнитом и нет четкой границы всплытия – она колеблется в диапазоне 86–88 км/ч.

На сухом асфальте шина неплохо держится за поверхность. На дуге, несмотря на писк резины, автомобиль остается на заданной траектории. На переставке занос прогнозируемый и легко контролируется. На змейке шина комфортна в управлении и не склонна к ранним сносам.

Плюсы

Минусы

  • Сцепные свойства на асфальте
  • Сбалансированные характеристики
  • Характеристики на снегу
  • Устойчивость к аквапланированию

Индекс скорости

S (180 км/ч)

Индекс нагрузки

84

Направленность рисунка протектора

есть

Наружная/внутренняя сторона

нет

Вес, кг

7,730

Глубина рисунка протектора, мм

7,95

Жесткость боковины

средняя

Дата производства

8-я неделя 2009 г.

Страна изготовления

Украина

Barum Polaris 2

Barum Polaris 2
Оценка 8,0
Рейтинг безопасности 3

Шина для центральноевропейской зимы Barum Polaris 2 при разгоне на снегу постоянно пробуксовывает, поэтому вяло реагирует на повороты руля. При боковых заносах ведет себя прогнозируемо, и только в крутых виражах требуется коррекция ручником, что для обычных водителей не очень хорошо. На полированном льду на этой шине достаточно скользко. Она плохо передает тяговые усилия и не держит машину как в продольном, так и в поперечном направлениях. В тесте на аквапланирование шина не уводит автомобиль в сторону и всплывает на скорости выше средней. На асфальтовой дуге можно ехать в полный газ, но скорость падает из-за небольшого бокового скольжения. Сносы на змейке и переставке небольшие. Довольно комфортна, упруго отрабатывает незначительные неровности.

Плюсы

Минусы

  • Сцепные свойства на асфальте
  • Устойчивость к аквапланированию
  • Сцепные свойства на льду

Индекс скорости

Т (190 км/ч)

Индекс нагрузки

82

Направленность рисунка протектора

есть

Наружная/внутренняя сторона

нет

Вес, кг

6,450 кг

Глубина рисунка протектора, мм

8,2

Жесткость боковины

средняя

Дата производства

41-я неделя 2008 г.

Место изготовления

Европа

Lassa Snoways

Lassa Snoways
Европейская зимняя шина
Оценка 8,0
Рейтинг безопасности 3

Турецкая зимняя шина Lassa Snoways имеет рисунок протектора для мягких центральноевропейских зим. На укатанной снежной трассе ведет себя более-менее прогнозируемо, но на рыхлом снегу машина слабо разгоняется, плохо тормозит и ярко проявляет склонность к недостаточной поворачиваемости. Поэтому, чтобы попасть в поворот и остаться на траектории, нужно существенно снижать скорость. Несмотря на хорошее время этой шины на льду, которое достигается благодаря умелому пользованию ручником, контроль над автомобилем Snoways обеспечивает плохо. На отполированном льду требуется максимальная концентрация внимания, так как управлять машиной очень сложно.

В тесте на аквапланирование шина ведет себя прогнозируемо, без резких изменений в поведении, а всплывает на среднестатистической по сравнению с конкурентами скорости.

На асфальте хорошо чувствуется, как эта шина упирается боковиной. На дуге трека машина идет как по колее, но скорость немного падает. На змейке и переставке хорошо держит дорогу, но если возникает занос, то происходит это внезапно и быстро. На асфальте вселяет ощущение надежного поведения. Словом, хорошая шина для мягких зим.

Плюсы

Минусы

  • Характеристики на асфальте
  • Тяговое усилие на снегу
  • Управляемость на снегу и льду

Индекс скорости

Т (190 км/ч)

Индекс нагрузки

82

Направленность рисунка протектора

есть

Наружная/внутренняя сторона

нет

Вес, кг

7,390

Глубина рисунка протектора, мм

8,58

Жесткость боковины

средняя

Дата производства

40-я неделя 2008 г.

Страна изготовления

Турция

Dunlop Graspic DS2

Dunlop Graspic DS2
Арктическая зимняя шина
Оценка 7.7
Рейтинг безопасности 2

На снегу нешипованная арктическая шина Dunlop Graspic DS2 уверенно держит дорогу, хорошо тормозит и ведет себя прогнозируемо, без сюрпризов. В поворотах не скрывает недостаточную поворачиваемость полного привода. Адекватно ведет себя при разгоне, а по совокупности ездовых свойств чуть уступает Hakkapeliitta R. На льду эта шина также демонстрирует логичные реакции на газ и повороты руля без резких срывов. А вот в тесте на аквапланирование результаты не очень – момент всплытия нечеткий и имеется увод в сторону. На асфальте, на затяжной дуге, эта шина хотя и держит дорогу, но при резких маневрах и большом вывороте колес (змейка и переставка) машина рано скользит передними колесами. Из-за свойств на асфальте эта уже не свежая шина получила невысокую оценку.

Плюсы

Минусы

  • Сцепные свойства на снегу
  • Тормозные свойства на льду
  • Сцепные свойства на асфальте

Индекс скорости

Q (160 км/ч)

Индекс нагрузки

82

Направленность рисунка протектора

нет

Наружная/внутренняя сторона

нет

Вес, кг

6,625 кг

Глубина рисунка протектора, мм

9,0

Жесткость боковины

мягкая

Дата производства

20-я неделя 2007 г.

Страна изготовления

Япония

Matador MP58

Matador MP58
Европейская зимняя шина
Оценка 7,3
Рейтинг безопасности 1

Европейская шина Matador MP58 на снегу довольно прогнозируема, хотя и не отличается хорошими сцепными свойствами – машина в этих шинах довольно много буксует и «плывет» в поворотах, поэтому не располагает к активному драйву. Для льда, как и многие ее «одноклассники», совершенно не предназначена. Устойчивость к аквапланированию у этой шины средняя, зато нет сильного увода в сторону, достаточно опасного при проезде луж колесами одной стороны.

Ощущения на асфальте, как от перекачанной шины. Очень любит боковые скольжения, особенно при входе на большую дугу трека. На высоких скоростях на повороты руля реагирует сносом, словно блоки в плечевой зоне помазали смазкой.

Плюсы

Минусы

  • Характеристики на асфальте
  • Поведение на льду и снегу
  • Тормозной путь на льду и снегу

Индекс скорости

Т (190 км/ч)

Индекс нагрузки

82

Направленность рисунка протектора

есть

Наружная/внутренняя сторона

нет

Вес, кг

7,005

Глубина рисунка протектора, мм

8,3

Жесткость боковины

мягкая

Дата производства

42-я неделя 2008 г.

Страна изготовления

Словакия

Мнение

Алексей Мочанов Алексей Мочанов Тест-пилот, мастер спорта международного класса

Я не за производителей шин, я за отечественного потребителя – за украинских автовладельцев. Поэтому рекомендую покупать хорошие зимние шины арктического типа, а не европейские зимние, на которых мы улетали в сугробы и которые имеют значительно больший тормозной путь на льду.

Вид испытаний

Весомость оценки, %

Amtel
NordMaster ST

Gislaved
Nord Frost 5

Nokian Hakkapeliitta 7

Barum
Polaris 2

Debica
Frigo 2

Dunlop
Graspic DS2

           

Лед

35%

Шипо-
ваные

Шипо-
ванные

Шипо-
ванные

     

Торможение с АBS

12%

8

10

10

7

9

9

Разгон

8%

7

10

10

6

9

8

Устойчивость

10%

8

9

10

6

7

8

Управляемость, субъективная оценка

5%

5

9

10

6

7

8

Снег

25%

           

Торможение с АBS

5%

6

9

10

7

8

10

Разгон

10%

8

9

10

8

9

9

Устойчивость

5%

7

9

10

8

8

8

Управляемость, субъективная оценка

5%

5

9

10

7

5

8

Аквапланирование

10%

           

Устойчивость к аквапланированию

10%

10

9

9

9

9

7

Асфальт

30%

           

Торможение с АBS на мокром асфальте

15%

7

8

8

10

8

6

Торможение с АBS на сухом асфальте

10%

8

7

7

10

8

6

Поведение на сухом асфальте, субъективная оценка

5%

8

8

8

9

10

8

Всего

100%

7,5

8,8

9,2

8,0

8,2

7,7

Цена, грн.

 

590

870

1050

550

560

650

Безопасность (рейтинг)  

2

4

5

3

3

2

Вид
испытаний

Весомость оценки, %

Matador
MP58

Lassa
Snoways

Nokian
Hakkapeliitta R

Rosava
WQ-101

Sava
Eskimo S3

Лед

35%

         

Торможение с АBS

12%

7

8

9

8

8

Разгон

8%

5

7

9

7

7

Устойчивость

10%

6

7

9

7

6

Управляемость, субъективная оценка

5%

6

5

9

7

6

Снег

25%

         

Торможение с АBS

5%

7

8

10

8

9

Разгон

10%

7

9

10

9

9

Устойчивость

5%

6

8

9

8

8

Управляемость, субъективная оценка

5%

7

6

9

7

6

Аквапланирование

10%

         

Устойчивость к аквапланированию

10%

7

8

8

7

9

Асфальт

30%

         

Торможение с АBS на мокром асфальте

15%

9

9

7

9

10

Торможение с АBS на сухом асфальте

10%

9

9

7

10

10

Поведение на сухом асфальте, субъективная оценка

5%

9

10

9

10

10

Всего

100%

7,3

8,0

8,6

8,2

8,4

Цена, грн.

 

550

586

850

418

580

Безопасность (рейтинг)  

1

3

4

3

3

Алгоритм оценки: исходя из особенностей эксплуатации зимних шин в нашей стране, при оценке шин основной акцент был сделан на свойства шин на льду – самом опасном дорожном покрытии. На втором месте было поведение на асфальте, по которому у нас зимой приходится ездить значительную часть времени и на больших скоростях. На снежном покрытии – третьем по актуальности для Украины большую весомость отдали оценке за тяговое усилие, от которой зависит проходимость авто вне очищенных дорог.

Киев – Ивало – Киев

Юрий Дацык
Фото автора

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.